Работа руководителя и руководитель в работе

Нельзя говорить об управлении, не упоминая при этом о людях, которые это управление осуществляют. Существуют разные названия этих людей, более привычные: руководитель или начальник; отвечающие конъюнктуре: управленец и менеджер.

От их деловых качеств и способностей зависит то, насколько успешным будет любое предприятие. Именно они вдыхают жизнь в возникшие в чьей-то светлой голове  идеи и планы.  Можно ли найти общие черты в поведении самых разных менеджеров?  Какие требования выдвигает жизнь  к  их личности?

 Понять из чего складывается работа менеджера  необходимо  для того, чтобы знать, чему необходимо учить будущего руководителя. Ни одна учебная программа не будет эффективной,  если она  не  будет связана с конкретными навыками работы.  Уже работающему менеджеру необходимо постоянно повышать свою квалификацию,  расти и  развиваться,  поэтому  возникает  необходимость определить направления этого развития.  Работу менеджера необходимо  оценивать,  сделать этого нельзя без четких и определенных критериев оценки работы. И наконец, без общего представления о работе менеджера тяжело найти подходящего человека для такой работы, потому что мы не знаем, кого же мы ищем,  каким требованиям должен отвечать такой  человек. Следовательно, нам необходимо общее описание деятельности руководителя и перечень качеств,  необходимых для того,  чтобы с  такой деятельностью справиться.

 Как и все иностранные слова, слово менеджер имеет  свою  собственную нагрузку и историю. Имеется огромное количество примеров, когда это слово используют некорректно,  когда за  его  значением пытаются  скрыть обыкновенную канцелярскую или секретарскую работу.  Не существует четкого и всеобъемлющего  определения  понятия менеджер.  По  умолчанию таковыми принято считать тех,  кто несет ответственность за работу хотя бы одного человека кроме себя. Такое  определение  может быть удовлетворительным для организаций с иерархическим построением,  более или менее четким  размежеванием функций и отделов,  то есть для большинства организаций государственного сектора.  Наши же коммерческие   организации  следуют  в русле общемировой тенденции стирания иерархий,  эрозии раз и навсегда установленного деления на отделы,  возрастания роли самоуправляемых команд и групп, проектного способы работы. Поэтому границы между менеджерами,  специалистами и исполнителями могут быть подчас  довольно зыбкими.  Менеджер,  который бы занимался только общим руководством,  не будучи специалистом в какой-то отрасли  явление редкое. В то же время на специалиста могут быть возложены определенные управленческие функции.

Содержательные и формальные характеристики

Как бы  там  ни было в деятельности всех тех,  кто претендует называться руководителем, можно найти некоторые общие черты.  Ни в коем случае не претендуя на полноту,  мы попытаемся дать описание этого общего. Содержание работы управленца может быть представлено как совокупность следующих ролей:

1.  Менеджер действует как  номинальный  глава,  представитель рабочей  группы,  выступает  как  точка контакта подразделения со всей организацией.

2.  Собирает, анализирует и распространяет информацию.

3.  Ведет переговоры,  договаривается с подчиненными, коллегами, руководством, внешними агентами.

4.  Координирует рабочие процессы,  устраняет затруднения, решает проблемы.

5.  Распределяет  человеческие,  материальные и финансовые ресурсы.

6.  Подбирает, обучает, направляет и контролирует персонал.

7.  Устанавливает контакты, поддерживает связи с другими, формирует работающие сети.

8.  Дает жизнь инновациям, ищет новые цели и способы работы.

9.  Планирует работы, составляет графики и расписания.

10. Включается в неформальные активности,  такие как формулирование корпоративных ценностей,  определение организационной политики.

   Конечно, не все из этих ролей встречаются в работе каждого руководителя,  некоторые присутствуют в неявном,  скрытом виде, исполнение других менеджер делегирует своим подчиненным. Тем не менее, данное  описание может служить хорошей основой для формулирования ответственности и обязанностей руководителя. Роли дополняют друг друга и охватывают все содержание работы руководителя.

   Содержательной стороне управленческой активности  не  хватает выпуклости  и рельефности.  Интересно не только то,  ЧТО менеджер делает, но и как он это делает. Содержательный разрез должен быть дополнен формальным.  Управленческий труд включает следующие формальные характеристики:

  • частое переключение между различными  видами  деятельности, работа состоит как бы из фрагментов, отдельных, порой несвязанных эпизодов.
  • постоянное реагирование на происходящие события, требования ситуации.
  • каждодневная, рутинная работа с самыми насущными проблемами организации.
  • переговоры, посредничество не только в рамках своих обязанностей, но и за пределами подразделения и даже организации.
  • непрерывное согласование своих действий с планами и решениями других.
  • высокая степень взаимодействия с другими,  большое разнообразие контактов.
  • деятельность в условиях давления,  конфликтов, противоречивых требований.
  • постоянное состояние выбора:  что необходимо делать  и  как необходимо делать.

   Формальные и содержательные характеристики управленческой активности можно  считать довольно стабильными.  Какие бы фокусы не выкидывал научно-технический прогресс,  менеджер должен уметь договориться с людьми и спланировать их работу, ему необходимо умение решать проблемы и управлять конфликтами.

   Вместе с тем, нельзя не заметить, что обязанности руководителя становятся все более текучими и размытыми,  их все сложнее определить четко и непротиворечиво,  поэтому к этим характеристикам добавятся новые, или некоторые из характеристик утратят свое значение.  Деятельность  менеджера все меньше фокусируется только на распределении и администрировании ресурсов в рамках четко определенных  рабочих групп.  Руководитель это уже не только человек, "дающий добро", или "открывающий краник". На первый план выступает  способность  менеджера находить новые способы использования и сбережения ресурсов,  более насущными становятся навыки координации  работы подразделения с другими отделами и организацией в целом.

Далее http://orglab.kiev.ua/about/46


Оставить комментарий

Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите комментарий.
1000 символов

Пожалуйста, введите email
или Отменить

Другие статьи в категории Саморазвитие Менеджмент, управление, KPI HR, менеджер по персоналу, рекрутинг