Коучинг в Росcии: коучи, коучеры и кучеры

Коучинг в Росcии: коучи, коучеры и кучеры

«В России коучингом часто называют вещи, не имеющие к нему никакого отношения»

По словам старшего партнера компании Ward Howell и профессора предпринимательского лидерства международной школы бизнеса INSEAD Станислава Шекшни, «способ распространения коучинга в России – спираль. Когда я говорю про коучинговую спираль, я думаю о том, что коучи работают с руководителями, руководители в свою очередь увлекаются коучингом, становятся коучами для своих сотрудников, те, в свою очередь, интересуются коучингом, становятся коучами для других и, соответственно, коучинг распространяется по нашему деловому сообществу, и несет теплое, светлое и доброе нашему бизнесу».

Среди негативных тенденций в развитии коучинга в России Станислав отметил проблему некорректного заимствования и применения: «одна из опасностей для развития коучинга в России – это наполнение этого инструмента российской спецификой. Коучинг наполняется совсем иным содержанием, как часто у нас происходит с заимствованными из-за границы вещами. Коучингом называют вещи, которые не имеют к нему никакого отношения в лучшем случае, а в худшем – прямо ему противоречат».

Однако это ни в коей мере не снижает востребованность коучинга в России в решении проблем, характерных как для делового сообщества, так и для общества в целом. Среди таких проблем, по словам Профессора Шекшни: вертикальность управления, которая на практике выражается в подхалимстве подчиненных и хамстве со стороны начальства, ценностной амбивалентности, позволяющей принимать этически необоснованные решения, и широко распространенном неуважении к людям.

«В коучинговом бизнесе растут входные барьеры» 
Ведущий бизнес-коуч Европы, профессор развития лидерства в бизнес-школе INSEAD Манфред Кетс де Врис выступил на конференции основным докладчиком. В своем вступительном слове он обрисовал несколько ключевых трендов развития коучинга в глобальном масштабе: «Первое, рынок будет расти, но не так быстро как десять лет назад. Второе, я думаю, что в групповой работе коучинг будет гораздо более важен. И, наконец, третье, чего стоит ожидать, это возникновения более строгих барьеров для вхождения в этот бизнес». В качестве примера развития барьеров для входа Кетс де Врис предложил стандартизированные способы сертификации: «Люди просят, чтобы коучи представляли какие-то сертификаты». Наконец, перспективным трендом представляется развитие виртуального коучинга, который становится всем более распространенным, так как снижает логистические издержки как для коучи, так и для коучей.

В качестве отдельного направления профессор Кетс де Врис обозначил индикаторы развития внутреннего и коллегиального коучинга, особенно на уровне среднего руководства. «Я наблюдаю больше свидетельств прикладной заинтересованности клиентов: «что коучинг сделает для компании, каковы выгоды, бо́льшая обеспокоенность относительно возможностей взаимодействия коуча с клиентом, и насколько совпадают их ожидания в ходе такого взаимодействия». Таким образом, благодаря росту знаний о коучинге в деловом сообществе и развитию самих коучей, на современном этапе можно говорить о все большем распространении «системного коучинга». Такой подход позволяет решать комплексные задачи, дающие возможность не опосредованно (через развитие лидеров и распространение коучинговой культуры), а оперативно менять организации. В первую очередь, Манфред ожидает всплеск разработки именно систематизированных коучинговых программ. Кроме того важным направлением развития нидерландский специалист назвал межкультурный коучинг. «Мне повезло, что в INSEAD у нас нет какой-то одной национальности, поэтому мы проводим кросскультурный коучинг, у нас там среди двадцати человек могут быть представители сорока различных культур».

«Коучинг – это формат, который позволяет учиться, учить и участвовать в бизнесе» 
 Продолжая дискуссию, о трендах в отрасли, представители российского коучингового сообщества рассказали о своем понимании смысла и положения коучинга в российском бизнесе. Даже в наиболее профессиональной части российского коучингового сообщества сохраняется широкое разнообразие взглядов на ситуацию.

П.Кирюханцев, Zest Leadership  
По словам одного из основателей Zest Leadership Павла Кирюханцева, коучинг для него – это преимущественно вопрос развития других, концепция, к которой он пришел через учительство в целом: «коучинг и учительство в целом, мне кажется, стали развиваться во мне по мере того как лично для меня перестала быть интересной тема эффективности» 

С.Савченко, Букет  
«Коучинг, наверное, для меня то, чему я хочу научиться, искренне хочу научиться, потому что есть вещи, которые называются «диктатура», а есть вещи, которые плавно учат людей, и ведут за собой» 

Коучинг для меня очень-очень интересная тема. Дело в том, что я убежден, что у нас в России сегодня очень много талантливых, ярких, целеустремленных, амбициозных людей, и это очень здорово. Но одного, мне кажется, нам часто не хватает, это такого выхода на международный уровень, потому что с точки зрения такой executive maturity, представленности на международном уровне мы часто не умеем делать многие вещи (я говорю «мы» как российские менеджеры в целом), и в этом есть наше ограничение, ограничение и по международной карьере, и по тому, как компания представлена, как она получает решения, в том числе, в крупной корпорации, или получает инвестиции. Я считаю, что в этом очень большой потенциал нашей страны и наших менеджеров, и коучинг в этом поможет. Поэтому тема интересная, с удовольствием хотел бы на эту тему подискутировать и, надеюсь, мы будем продвигаться вперед. 

С.Шекшня, Ward Howell  
Коучинг – это очень удобный формат, потому что он дает возможность соединить три вещи, которые мне очень нравятся, но когда я занимаюсь каждой из этих вещей поодиночке, они мне достаточно быстро наскучивают. Первое, что мне очень нравится, это учиться, коучинг дает возможность учиться. Второе, что мне очень нравится, это учить, коучинг дает возможность учить. Третье, что мне очень интересно, это бизнес, бизнес-коучинг дает возможность заниматься чем-то, что связано с бизнесом.

C.Сиротенко, PwC  
Меня радует, что происходит в коучинге в России, потому что есть огромный спрос – посмотрите на этот зал, сколько людей хотело сюда попасть, и индустрия явно растет. Но, как любая растущая индустрия, которая сильно меняется и трансформируется, помогает трансформировать бизнес и все общество, влияя на элиту, она переживает эти издержки роста. Я считаю, что они органичны, нормальны, в том числе с точки зрения и ключевых понятий индустрии, и то, что это коуч и коучи́, и так далее. Это очень важно сейчас, на этом этапе, задать правильный импульс, потому что есть сессия по гольфу во второй части программы, и вот мячик в гольфе когда ударяешь, он в самом начале, на миллиметр влево, на миллиметр вправо, он, собственно говоря, через определенную дистанцию окажется либо в одной части поля, либо в другой. И мне кажется, что мы сейчас находимся именно на этом этапе, когда мы этот удар должны совершить, именно правильно задав тот самый импульс. 

П.Безручко, ЭКОПСИ  
Тревожит, наверное, то, что коучинг сейчас воспринимается сугубо через человека. То есть представьте себе, руководитель, к нему пришел коуч, и рассказал, что такое коучинг. Тут к нему пришел другой коуч, и заново рассказал, что такое коучинг, третий, четвертый, пятый. Но это будут сейчас, на нашем этапе развития рынка, четыре-пять очень разных историй, и каждый будет говорить: «Мой коучинг самый коучинг из всех коучингов». 

М.Мелия, ММ-Класс  
Главный инструмент работы – это наша личность. Действительно, у коуч-консультанта нет ни таблеток, нет никакой аппаратуры, мы работаем, собственно говоря, сами собой – вот у нас есть диалог, вот клиент, и вот я. И в данном случае существует достаточно много таких, уже расхожих постулатов в коучинге, которые невозможно реализовать без того, чтобы личность коуч-консультанта была бы адекватна этому процессу. И вот здесь какие же требования предъявляются к этой личности? Во-первых, это определенная самодостаточность, и только в таком случае мы можем сохранить это адекватное позиционирование. И вот сейчас, конечно, если вот так посмотреть, с этим есть, безусловно, определенные проблемы. Те же коуч-консультанты начинают утверждаться на своих клиентах, или наоборот, гиперкомпенсация, когда с тобой разговаривает миллиардер, это совершенно другая позиция, «чего изволите?».

Печатается с сокращениями. Полная версия http://www.wardhowell.ru/te-institute/691/


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI Саморозвиток