Executive-коучинг. Как достичь максимальной самореализации?

Чему учить успешных менеджеров? Как развиваются состоявшиеся бизнес-лидеры? Есть ли эффективные программы развития для первых лиц? Эти вопросы всегда остро стояли перед hr-менеджерами, а в нынешнее время они особо актуальны.

Наиболее прогрессивные компании решают данную задачу с помощью executive-коучинга.

то предлагает данное направление? Во-первых, систему развития руководителей, которая включат в себя индивидуальные и командные коуч-сессии, а также предкоучинговое и посткоучинговое взаимодействие. Во-вторых, индивидуальный подход и персонализацию программ. Далее - развитие компетенций, практическую направленность, соответствие ожиданиям коучи´ и «эффект домино».

Executive-коучинг также учитывает стратегические цели компании, так как существует четкая взаимосвязь между личной эффективностью топ-менеджеров и результатами компании.

Вектор развития


Программа развития топ-менеджеров состоит из 3-х основных шагов, которые определяют вектор, по которому будут двигаться коуч и коучи´:

Иллюстрация на сайте www.coach-100.com

Индивидуальный план развития

Чтобы достичь целей развития, необходимо составить для этого своеобразную карту – индивидуальный план развития (IDP- Individual Development Plan).

В ИПР отображается одна - три зоны развития, оценка и желаемый результат, развивающие действия  и необходимые ресурсы. Наиболее важным и сложным будет планирование развивающих действий. Необходимо грамотно подобрать такие действия, которые будут развивать требуемые компетенции, учитывая при этом тип личности коучи´. Профессиональный  коуч поможет руководителю максимально продуктивно пройти данный этап, результатом которого будет «живой» план развития

Действия

Коучинг на этапе «Действия» - это систематичные коуч-сессии по реализации ИПР, а также по решению возникающих проблем и задач. Кроме этого коуч может присутствовать на деловых встречах и совещаниях коучи´. Это делается, например, с целью определения моментов, когда топ-менеджер возвращается к старым, неэффективным шаблонам поведения.

Эффективный коучинг основывается на партнерских и доверительных отношениях между коучем и топ-менеджером. Основными индикаторами таких взаимоотношений являются открытость, искренность и позиция «Я+, Ты+»

Обратная связь, самоанализ


В большинстве случаев у топ-менеджеров нет возможности получать качественную обратную связь. Чем выше менеджер поднимается по карьерной лестнице, тем меньше возможностей услышать о себе правду. Значит ли это, что снижается вероятность правильно подобранного обучения? Да, руководитель уже не может точно знать, какие его действия были успешными, а какие нет, что мешает выстраивать взаимоотношения, а что этому способствует и т.п. 


В формате коучингового взаимодействия эта задача может быть решена, так как обратная связь является одним из инструментов директивного коучинга. Важно только помнить о правильном процессе осуществления обратной связи:

a)    контракт
b)    данные
c)    действие

Топ-менеджеру также необходимо научиться самостоятельно анализировать динамику продвижения. В качестве модели можно порекомендовать вести тетрадь (дневник) самоанализа, где фиксировать действия и их результаты, мотивы, эмоции и мысли. Через определенное время записи анализировать и делать выводы в контексте программы развития

Определение целей развития

Устанавливая цели программы развития топ-менеджеров можно воспользоваться  коучинговой техникой QUEST. Она представляет собой акроним пяти целей обучения: качества, понимание, компетентность, стратегическое мышление, время.

Модель QUEST (Т. Голви): иллюстрация на сайте www.coach-100.com

Определить, на чем именно нужно сфокусировать внимание – наиболее ответственная часть программы развития. Рекомендую использовать для этого оценку по компетенциям, анализ результатов рабочих проектов и степень выполнения бизнес-планов. И уже отталкиваясь от полученных данных можно планировать, что же конкретно будет взято за основу развития конкретного топ-менеджера.


Качества

Личные качества руководителя очень важны для его эффективной деятельности, ведь управление – это работа с людьми. От того, насколько топ-менеджер внимателен и открыт, умеет общаться, устанавливать доверительные отношения и вдохновлять, способен решать конфликты и урегулировать неприятности будут зависеть результаты его работы.


Определять нужные качества, оценивать уровень их выраженности у себя и планировать их развитие – это маркеры данной цели развития.

Понимание

Данная цель формулируется как «расширение понимания чего-либо, осознания всех компонентов системы и взаимосвязей между ними». Например, запросом на коучинг может быть потребность расширить свои представления о конкурентах или потребителях, динамике рынка, препятствиях и рисках.


Компетентность

Данная цель чаще всего берется за основу программы развития топ-менеджеров. Профессиональные навыки, управленческие и лидерские компетенции успешно развиваются с помощью коучинга и правильно подобранных развивающих действий. По итогам программы руководители достигают более высокого уровня результативности.


Стратегическое мышление

Успешным руководителям важно уметь «выйти из системы», чтобы посмотреть на нее со стороны и в целом. Это способность подняться над краткосрочными целями и увидеть долгосрочные. С помощью коучинговых технологий топ-менеджеры развивают способность мыслить стратегически. В дальнейшем эту способность переводят в привычку.

Время

Понимание связи «время – работа»  является очень важным для руководителей. Если нет понимания взаимосвязи времени, задач и приоритетов, стоит подумать об установлении данной цели развития.


Сегодня точкой отсчета возьмем цель №3, а именно повышение компетентности в области лидерства. Примером послужат лидерские компетенции ведущих топ-менеджеров компаний Fortune-500 (источник Center for Creative Leadership (CCL®)): развитие сотрудников, баланс работы и личной жизни, спокойствие и самообладание.

Рассмотрим, как развивать данные компетенции с помощью коучинговых технологий.

1.    Развитие сотрудников

Руководители играют ключевую роль в развитии своих подчиненных, добиваясь максимальной реализации их потенциала. 

Какие навыки подразумевает данная компетенция? Прежде всего, это развивающая обратная связь, делегирование, коучинг, наставничество, проведение обучающих мероприятий, оценка эффективности работы. Именно эти навыки и могут быть зонами роста и темами коуч-сессий.

Делегирование – тема, которая достаточно часто звучит как запрос на проработку с коучем. Основным вектором  внимания является нежелание делегировать, которое может быть «замаскировано» под различные причины: нехватка времени, непонимание функционала для делегирования, уверенность в собственной незаменимости, перфекционизм, страх потери контроля и т.п. Подобные причины неэффективного делегирования помогают решить простые и знакомые инструменты, взятые за рамку коуч-сессии. Например, матрица делегирования:

Иллюстрация на сайте www.coach-100.com

2.    Баланс  работы и личной жизни

Наиболее типичной задачей, которая стоит перед топ-менеджерами сегодня, является  баланс между работой и личной жизнью. Учитывая рабочие нагрузки руководителей, умение балансировать помогает не «выгореть» и выстоять в стрессовых ситуациях.

С помощью коучинга руководитель сможет развить данную компетенцию, индикаторы которой:

  • правильное распределение усилий и ресурсов, 
  • внедрение наиболее подходящих инструментов тайм-менеджмента,  
  • умение находить время для отдыха и семьи,
  • реализация новых идей и т.п.


В качестве основы для коучинга можно взять одну из балансных моделей, например, «Колесо баланса» (Т. Голви), иллюстрация на сайте www.coach-100.com

«Колесо» помогает провести коучинг на выявление каналов, через которые неэффективно расходуется энергия и время, на определение зон развития, а также запланировать основные шаги для более сбалансированной жизни


3.    Спокойствие и самообладание

Еще одним из часто встречающихся запросов в коучинге топ-менеджеров является  управление своими эмоциями, а именно сохранение спокойствия и самообладания. В работе с коучем анализируются причины эмоциональных всплесков, а также моделируется новое, более успешное поведение. Например, коуч может предложить тренировки по технике STOP, автором которой является Тимоти Голви 

Техника STOP


S - Step back – Сделай шаг назад

Отдалитесь на некоторое расстояние от того, чем сейчас заняты, что вызвало эмоциональный всплеск. Остановитесь, прежде чем говорить. Лучше всего сделать перерыв в общении, действиях. Верните себе способность ясно мыслить и рассуждать

T – Think – Подумай

Сфокусируйтесь на целях и приоритетах, подумайте, чего вы хотите. Посмотрите на ситуацию с точки зрения других участников. Действительно ли данная проблема реальна? Каковы возможные последствия? Какие ресурсы можно подключить для ее решения?

- Organize your thoughts – Организуй свои мысли

Упорядочите свои мысли, прежде чем продолжать действовать. Пересмотрите приоритеты и подкорректируйте план действий, с учетом возникших трудностей. 

- Proceed – Продолжай

На данном этапе вы готовы вернуться к работе и продолжить движение к цели. Внутренняя целостность восстановлена, мотивы понятны, барьеры взаимопонимания преодолены.  Продолжайте действовать, учитывая полученный опыт

Результаты деятельности организации напрямую зависят от того, какие люди ею управляют. Их компетенции, мотивы и ценности влияют на все процессы, происходящие в компании. Это то поле, которое необходимо совершенствовать и развивать, а методики executive-коучинга будут способствовать этому.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг Саморозвиток