Методика решения задачи оптимизации организационной структуры на основе реализации принципа "структура следует за стратегией"

Статья посвящена решению актуальной для предприятий задачи оптимизации системы управления с учетом выбранной стратегии развития . Полный текст статьи представлен на сайте www.tupkalo.com.ua

Многолетняя консалтинговая деятельность авторов статьи подтверждает, что одной из первоочередных управленческих задач для любого отечественного предприятияв является адаптация организационной структуры управления (ОСУ) к реалиям его внешней бизнес - среды и динамике собственного развития. Очень часто структурные решения принимаются в текущем режиме без специальной проверки по задаваемым стратегическим требованиям организационной эффективности, используется роковой «конструктивный принцип» в строительстве организационных структур – принцип «структура под людей», когда выкраивают структуру под существующий «набор» сотрудников или открывают вакансии под людей, которым нельзя отказать. Очевидно, что все это сдерживает решение новых задач, снижает эффективность использования всех имеющихся ресурсов и возможностей. Стремление предприятий перейти от структурно - функционального к процессно - ориентированному управлению еще в большей степени актуализирует необходимость разработки методики преобразования ОСУ, обеспечивающей ее адаптивность, гибкую реакцию на изменяющиеся условия внешней среды, постоянное развитие и совершенствование.

Концептуально задачу формирования оптимальной организационной структуры процессно - ориентированного предприятия на основе принципа «Структура следует за стратегией» сформулируем следующим образом: главная стратегическая бизнес-цель предприятия, декомпозированная в дерево целей по иерархии управления ее достижимостью, может быть достигнута, если для каждой цели дерева однозначно определен количественный показатель ее достижимости и согласно этому показателю установлен центр однозначной управленческой (исполнительской) ответственности. Из этого следует, что решение задачи формирования оптимальной организационной структуры процессно - ориентированного предприятия сводится к поиску биективного направленного отображения топологии сформированного для предприятия дерева целей управления по всем стратегическим BSC - метрикам в топологию дерева центров управленческой (исполнительской) ответственности данного предприятия. В случае процессно - ориентированного предприятия деревом центров ответственности является пирамида процессного менеджмента - система взаимосвязанных PDCA – циклов (Plan-Do-Check-Act) владельцев управленческих и технологических бизнес – процессов . Тогда качество реализации биективного направленного отображения «Структура следует за стратегией» в конечном итоге будет определяться умением и желанием менеджмента предприятия создать модель BSC – процессной системы управления предприятием, которая должна обеспечить возможность решения управленческой задачи максимизации экономической эффективности бизнеса по установленному сбалансированному набору (дереву) ключевых показателей относительно дерева целей выбранной стратегии развития бизнеса предприятия путем выделения по BSC – метрикам управления пирамиды процессного менеджмента с допустимыми нормами управляемости на основе комплексирования управленческих и технологических бизнес - процессов по каждой BSC – метрике управления предприятием

Таким образом, пирамида процессного менеджмента в виде «дерева центров ответственности» за достижение целей «дерева целей» в отличие от традиционной «оргштатной структуры» будет рациональной, так как включает только те должности (компетенции), которые необходимы для достижения целей стратегического дерева целей предприятия.

Методика практического решения задачи формирования оптимальной организационной структуры процессно - ориентированных предприятия на основе принципа «Структура следует за стратегией» сводится к выделению, композиции и графическому описанию по технологии ЯМТ(TML) бизнес - процессов предприятий как системы создания четырех цепочек ценностей:

  • цепочка создания управленческой ценности предприятия;
  • цепочка создания ценности для клиента;
  • цепочка создания ценности первичных учетных данных;
  • цепочка создания управленческой информационной ценности для руководителей

предприятия (центров принятия управленческих решений).

При этом качество синтеза комплекса цепочек ценностей в смысле достижения синергетического эффекта (synergetic effect) имеет количественную оценку в виде мультипликативной свертки отношений «как есть / как должно быть»:
R*/R ,
где R* и R - соответственно количественная оценка «как есть» и «как должно быть» соблюдения полноты базовых правил композиции цепочек ценности процессного управления.
В методологическом смысле процессного менеджмента важно определить общность и различие между двумя понятиями «оптимальная процессная система управления» и «правильная процессная система управления».

Под оптимальной системой понимается наилучшая в известном смысле система.

Для того, чтобы среди возможных вариантов модели системы процессного управления найти наилучший, необходим некоторый критерий, характеризующий эффективность достижения цели управления. Этот критерий должен быть выражен в виде строгого математического показателя - критерия оптимальности, который бы однозначно характеризовал любой из возможных вариантов реализации модели системы процессного менеджмента. Наилучшим вариантом реализации системы процессного управления следует считать тот, который даёт в зависимости от конкретной задачи и принятого критерия оптимальности минимальное или максимальное (в зависимости от цели управления) значение критерия. Таким образом, для предприятия стратегическую цель управления можно рассматривать как достижение экстремума критерия оптимальности. С учетом вышесказанного, для коммерческих предприятий таким критерием оптимальности является стратегический целевой показатель, имеющий экономический смысл управления. При этом выбор того или иного целевого экономического показателя и определит саму суть оптимальности управления для конкретного предприятия. Например, для владельца киоска вполне приемлем показатель в виде чистой прибыли и говорить о показателе экономическая добавленная стоимость EVA рановато. Для предприятия, которое имеет акционеров и использует заемный капитал, показатель чистой прибыли не может быть стратегически целевым и следует таковым считать показатель EVA (даже не рентабельность продаж !) поскольку здесь актуальность экономического смысла управления связана с интересом оценки динамики приумножения вложенного собственниками и акционерами своих капиталов.

Можно ли ставить знак смыслового равенства между понятиями «оптимальная процессная система управления» и «правильная процессная система управления»? Нет, поскольку характеристики «оптимальная» и «правильная» отражают разные проявления сущности «система». Если «оптимальность» для коммерческого предприятия определяет возможный максимум целевого экономического результата, исходя из реалий качества внутренней бизнес - среды (персонал, сложившаяся организационная структура, совершенство системы внутренних бизнес - процессов) и взаимодействия с внешней бизнес - средой, то «правильность» характеризует наличие у процессной системы управления обязательных системообразующих свойств процессного управления. Другими словами, финансовый потенциал успеха предприятия зависит как от характеристик маркетингового взаимодействия с внешней бизнес - средой (микс 4Р), профессионализма и мотивации персонала, совершенства технологии и средств производства, так и от степени соблюдения базовых правил построения процессной системы управления. При этом степень соблюдения базовых правил имеет как динамическую оценку в виде мультипликативной свертки ,так и статическую оценку в смысле «строительная готовность» системы процессного управления как инструмента реализации выбранной стратегии развития предприятия. Относительно модели процессно-ориентированного управления предприятием степень «строительной готовности» системы процессного управления имеет количественную оценку в виде аддитивной свертки (all regulations) отношений «как есть / как должно быть».

Определение 1. Оптимальная процессная система управления предприятием - это система, при которой установленная количественная величина выбранного стратегического целевого показателя эффективности операционной деятельности предприятия достигается при неполноте (AR < 1) соблюдения базовых правил композиции четырех цепочек ценности процессного управления.

Определение 2. Правильная процессная система управления - это система, в которой соблюдены все базовые правила композиции четырех цепочек ценности процессного управления (SE = AR = 1).

Из контекста определений 1 и 2 следует, что множество W(n) норм управляемости в представлении модели BSC – процессной системы управления предприятием имеет только единственную трактовку своей сути: W(n) есть множество базовых правил композиции четырех цепочек ценности процессного управления, которые должны быть положены в основу синтеза правильной пирамиды процессного менеджмента предприятия.

Утверждение 1. Пирамида процессного менеджмента по определению
как система взаимосвязанных PDCA – циклов (Plan-Do-Check-Act) владельцев управленческих и технологических бизнес – процессов, синтезированная на основе установленного BSC - графа управления, требований норм управляемости в виде базовых правил композиции четырех цепочек ценности процессного управления, ЯМТ(TML)-правил выделения и композиции управленческих и технологических бизнес-процессов является системообразующей сущностью управления процессно - ориентированного предприятия при условии, что граф пирамиды процессного менеджмента представляет собой результат биективного направленного отображения топологии сформированного дерева целей управления предприятием по всем BSC - метрикам.

В контексте определения 2 понятия «правильная процессная система управления» можно утверждать, что системообразующая сущность пирамиды процессного менеджмента при реализации принципа «Структура следует за стратегией» обеспечивается, если выполняется известное в теории управления фундаментальное требование по объединению в единое целое четырех базовых системообразующих свойств организационного управления: детерминированность, полнота и непротиворечивость, иерархичность, синергетичность. Реализация фундаментального требования взаимосвязи системообразующих свойств детерминированности, полноты и непротиворечивости в правильной пирамиде процессного менеджмента (ППМ) проявляется в наличии однозначно выделяемой регулярной последовательности этапов управления в виде замкнутого цикла «планирование - организация деятельности (работ) согласно планам – регулярный оперативный контроль промежуточных результатов запланированной деятельности – план/факторный анализ и выработка управленческих воздействий на объект управления».


Оставить комментарий
Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите комментарий.
1000 символов

Пожалуйста, введите email
или Отменить

Другие статьи в категории Менеджмент, управление, KPI