Как вести себя при наступлении форс- мажора?

Узнай больше на наших мероприятиях. Будьте всегда готовы быстро реагировать на изменения! Детали на сайте: people2people.com.ua.

Развитое рыночное хозяйство не может существовать без взаимодействия субъектов хозяйствования между собой. Как правило, такие отношения существуют в виде хозяйственных договоров.

К сожалению, подготовку текстов этих договоров большинство руководителей предприятий воспринимают как обычную формальность, потому чаще всего форс-мажорное предостережение в договорах можно встретить приблизительно в таком виде: «В случае наступления форс-мажорных обстоятельств стороны освобождаются от ответственности».

Такое предостережение содержит в себе угрозу определенных сложностей доказывания факта существования форс-мажорных обстоятельств из-за отсутствия в отечественном законодательстве единого подхода к определению понятия «форс-мажор», и, как следствие, непонимание, что именно может быть включено в эту категорию.

Особо актуальным этот вопрос представляется на сегодняшний день, когда в результате мирового финансового кризиса некоторые «недобросовестные» субъекты хозяйствования часто пытаются использовать форс-мажор как инструмент освобождения от ответственности за невыполнение договорных обязательств. Учитывая это, возникает закономерный вопрос: что же может быть признано форс-мажором?

За ответом обратимся к отечественному законодательству.

Что может быть отнесено к категории  «форс-мажор»?

Гражданский кодекс Украины (далее - ГКУ) вообще избегает это понятие, определяя в ст. 617 в качестве ос¬нования для освобождения от ответственности за нарушение обязательства случай или непреодолимую силу. При этом в ст. 263 этого же Кодекса законодатель предоставляет достаточно широкое определение непреодолимой силе - это чрезвычайное или неотвратимое при данных условиях событие. В то же время ГКУ сужает понятие случая, а именно: указывает, что несоблюдение своих обязанностей контрагентом должника, отсутствие на рынке товаров, необходимых для выполнения обязательств, и отсутствие у должника необходимых денежных средств не могут считаться случаем.

Хозяйственный кодекс Украины (далее - ХКУ)   в ст. 218 только дублирует такое определение непреодолимой силы, и указывает перечень обстоятельств, которые не могут относиться к ней, которые полностью совпадают с обстоятельствами, предоставленными ст. 617 ГКУ в отношении случая.

Более детальное определение понятий «форс-мажор» и «непреодолимая сила» находим в специальном законодательстве.  Наиболее полное определение форс-мажора содержится в Правилах пользования электрической энергией, утвержденных постановлением НКРЭ Украины от 31.07.96 г. № 28 (в редакции постановления НКРЭ Украины от 17.10.05 г. № 910).

Так, указанный нормативный документ определяет форс-мажорные обстоятельствакак чрезвычайную и непреодолимую при имеющихся условиях силу, защита от действия которой не предусмотрена в проектной и другой нормативной документации, действие которой невозможно предупредить применением вы¬сокопрофессиональной практики персонала, действие которой может быть вызвано:

  • исключительными погодными условиями и стихийным бедствием (ураган, буря,наводнение, нагромождение снега, гололедица, землетрясение, пожар, проседание и сдвиг почвы);
  • непредвиденными ситуациями, вызванными действиями стороны, не являющейся стороной соответствующего договора (забастовка, локаут, действие общественного врага, объявленная и необъявленная война, угроза войны, террористический акт, блокада, ре¬волюция, мятеж, восстание, массовые беспорядки, общественная демонстрация, противоправные действия третьих лиц, пожар, взрыв);
  • условиями, регламентированными соответствующими органами исполнительной власти, а также свя¬занными с ликвидацией последствий, вызванных исключительными погодными условиями и непредвиденными ситуациями.

Как видим, в понимании данного нормативного акта форс-мажор - это понятие эквивалентно непреодолимой силе и включает в себя как природные явления, так и обстоятельства общественного характера и юридический форс-мажор, которые в теории принято выделять в три отдельные группы.

Похожее определение приведено в Законе Украины от 24.06.04 г. № 1877-IV «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины»: обстоятельства непреодолимой силы - это обстоятельства, воз¬никшие в результате принятия решений законодательного либо нормативно-правового характера, обязательных для субъектов аграрного рынка согласно законодательству, либо те, которые возникли в результате стихийного бедствия, в том числе пожара, наводнения, засухи, заморозков, града, землетрясения, военных действий или общественных возмущений, а также по другим обстоятельствам, которые не могли быть управляемыми стороной договора (контракта), включая потерю урожая или его части в результате неблагоприятных погодных условий, внезапного прекращения поставки воды, тепла, электроэнергии, нефтепродуктов или газа, не связанного с неуплатой их стоимости.

Анализ указанных определений предоставляет возможность считать, что объемы понятий «форс-мажор» и «непреодолимая сила» идентичны.  Данная позиция подтверждается рядом нормативно-правовых актов, среди которых: Закон Украины от 15.09.95 г. № 327/95-ВР «Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях» (далее - Закон № 327); постановление Правления НБУ от 19.03.03 г. № 114 «Об утверждении Положения о депозитарной деятельности» и прочие.

Однако, некоторые законы Украины (например, от 13.09.01 г. № 2681-III «О порядке ввоза (пересылки)  в Украину, таможенного оформления и налогообложения личных вещей, товаров и транспортных средств, которые ввозятся (пересылаются) гражданами на таможенную территорию Украины»; от 17.12.98 г.   № 320-XIV «О фиксированном сельскохозяйственном налоге») содержат определение форс-мажорных обстоятельств, которые шире, нежели непреодолимая сила.

Кстати, правильное понимание понятия «непреодолимая сила» также важно в связи с тем, что данный термин встречается и в некоторых налоговых законах при отсутствии в них отдельного определения указанного термина. Например, он есть в нормах п. 1.25 ст. 1 Закона Украины от 28.12.94 г. № 334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий» в формулировке термина «безнадежная задолженность», ст. 15 Закона Украины от 22.05.03 г. № 889-IV «О налоге с доходов физических лиц», устанавливающей порядок налогообложения операций по замещению утраченной собственности и т.п.

Кроме того, понятие непреодолимой силы также используется в соответствующих нормах Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-ІІІ «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами», в частности:

  • - в порядке рассрочки и отсрочки налоговых обязательств налогоплательщика (ст. 14). Так, предоставление налогоплательщиком достаточных доказательств в отношении действия обстоятельств непреодолимой силы, которые привели к угрозе возникновения налогового долга и/или банкротства такого налогоплательщика, является одним из оснований для принятия решения налоговым органом по рассрочке или отсрочке налоговых обязательств (кроме налогового долга) (пп. 14.2.2), а также в процедуре списания безнадежного налогового долга в соответствии с п. 18.2;
  • - в перечне оснований для продления руководителем налогового органа (его заместителем) предельных сроков представления налоговой декларации согласно нормам п. 15.4 ст. 15 данного Закона.

Во исполнение указанных норм Закона выдан приказ ГНАУ от 14.03.01 г. № 103 «Об утверждении Поряд¬ка списания безнадежного налогового долга налогоплательщиков» (далее - Порядок № 103); приказ ГНАУ от 19.03.01 г. № 113 «Об утверждении Порядка применения норм пункта 15.4 статьи 15 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами».

Позиция судов о соотносительности данных понятий отражена в письме ВХСУ от 09.09.01 г. № 01-2.2/279. Так, ВХСУ отметил, что понятия «форс-мажор» и «непреодолимая сила» не являются тождественными, по¬скольку категория непреодолимой силы включает в себя только стихийные природные явления, в то время как категория форс-мажора охватывает только исключительные события общественной жизни, которые стороны на диспозитивных основаниях определяют в договоре как право на освобождение от последующего выполнения обязательств. Общим для этих двух понятий является лишь то, что эти обстоятельства находятся вне контроля участников правоотношений. Вместе с тем суд указывает, что ст. 218 ХКУ охватывает обе эти категории.

Что же касается внешнеэкономических правоотношений, следует отметить, что в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств необходимо обратиться к Конвенции ООН о договорах  международной купли-продажи товаров от 11.04.80 г. (далее - Вен¬ская Конвенция). Данная формулировка считается наиболее удачной, поскольку она была сформирована в результате анализа практики многих стран. Статья 79 Конвенции гласит, что сторона не несет ответственность за невыполнение любого из своих обязательств, если докажет, что оно было вызвано препятствием вне ее контроля и что от нее неразумно было ожидать принятия к сведению этого препятствия при заключении договора или избежании либо преодолении этого препятствия или его последствий. Однако такое освобождение остается только на период существования такого препятствия. Также в качестве обязательного условия освобождения от ответственности Конвенция приводит извещение другой стороны о наступлении таких препятствий.

Нетрудно заметить, что все указанные акты содержат разный объем обстоятельств природного и общесвенного происхождения, которые могут быть основаниями для освобождения от ответственности перед контрагентом. Учитывая это, представляется целесообразным обратиться к ст. 219 ХКУ, которая гласит, что стороны обязательства могут предусмотреть определенные обстоятельства, которые ввиду чрезвычайного характера этих обстоятельств являются основанием для освобождения их от хозяйственной ответственности в случае нарушения обязательства вследствие данных обстоятельств, а также порядок удостоверения факта возникновения таких обстоятельств.

Примеры таких форс-мажорных предостережений приведены в постановлении КМУ от 21.06.95 г. № 444 «Типовые формы защитных предостережений к внешнеэкономическим договорам (контрактам), предусматривающим расчеты в иностранной валюте» и в приказе Минэкономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 06.09.01 г. № 201 «Об утверждении Положения о форме внешнеэкономических договоров (контрактов)». Данные акты предусматривают не только указание детализированного перечня событий, которые подпадают под форс-мажор, но и документы, являющиеся достаточными для подтверждения наступления таких событий.

Несмотря на то, что эти типовые договоры предусмотрены для внешнеэкономических отношений, предложенные формулировки форс-мажорных предостережений могут быть использованы для любых договоров по желанию сторон.

Многих предпринимателей сегодня волнует вопрос о том, можно ли отнести финансовый кризис к основаниям освобождения от ответственности. Анализ определений форс-мажора и непреодолимой силы не позволяет отнести экономический кризис к этим категориям, поскольку факт экономического спада охватывается понятием «предпринимательский риск» и не носит чрезвычайный характер. Несмотря на это, известен факт признания финансового кризиса как форс-мажора Луганской ТПП. Вопреки требованиям законодательных актов такое свидетельство не содержит информации ни о начале действия такого форс-мажора, ни о моменте окончания этого периода. Обычно, стороны не лишены возможности обжаловать такое свидетельство.

Кто может удостоверять  факт наступления форс-мажорных  обстоятельств?

Согласно Закону Украины от 23.09.94 г. № 185/94-ВР «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» подтверждением форс-мажорных обстоятельств является соответствующая справка Торгово-промышленной палаты Украины или другой уполномоченной организации (органа) страны размещения стороны договора (контракта) или третьей страны  в соответствии с условиями договора.

В свою очередь ГНАУ в своем Порядке № 103 несколько уточняет эти уполномоченные организации:

  • ТПП  Украины - о наступлении обстоятельств непреодолимой силы илистихийного бедствияна территории Украины (что также предусмотрено ст. 14 Закона Украины от 02.12.97 г. № 671/97-ВР «О торгово-промышленных палатах в Украине»);
  • уполномоченные органы другого государства, которые легализированы консульскими учреждениями Украины, - в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы или стихийного бедствия на территории такого государства;
  • Президент Украины - о введении чрезвычайной экологической ситуации в отдельных местностях Украины, которые утверждены Верховной Радой Украины, или решениями Кабинета Министров Украины   о признании отдельных местностей Украины пострадавшими от наводнения, засухи, пожара и других видов стихийного бедствия;
  • другие органы, уполномоченные согласно законодательству удостоверять обстоятельства форс-мажора.

Закон № 327 сужает круг органов, уполномоченных подтверждать такие события, предоставляя эту возможность только ТПП Украины и региональным ТПП.

Что же касается международной практики, отметим, что в соответствии с Обобщенной информацией о практике подтверждения форс-мажорных обстоятельств, предоставленной Минэкономики и по вопросам европейской интеграции Украины письмом от 29.06.04 г. № 50-29/1102, органы, удостоверяющие факты форс-мажора в зарубежных странах, отличаются, а в некоторых - даже вообще отсутствуют. Например, в Австрии форс-мажорные обстоятельтва могут быть заверены австрийскими нотариальными конторами, полицией, или выдаются соответствующие подтверждения справок партнерами предприятий. В Великобритании все события, рассматриваемые как форс-мажор, должны быть подкреплены соответствующими официальными заявлениями правительства. В Нидерландах форс-мажорные обстоятельства удостоверяются нотариусом, муниципалитетом или руководящим органом провинций, однако этот перечень не является исчерпывающим. Уполномоченным органом Российской Федерации является ТПП. Порядок заверения ТПП РФ обстоятельств форс-мажора определен постановлением Правления ТПП РФ от 30.09.94 г. № 28-4. Торгово-промышленные палаты также являются органами, удостоверяющими наступление форс-мажорных обстоятельств в Турецкой Республике, Туркменистане и Чешской Республике.

Требования к документам, удостоверяющим существование форс-мажора

Что касается формы документов, удостоверяющих существование форс-мажорных обстоятельств,  необходимо отметить, что в своем письме от 10.08.04 г. № 15183/7/23-5317 ГНАУ разъясняет определенные требования к таким документам.

Так, это должен быть оригинал документа уполномоченного органа страны возникновения таких обстоятельств, выполненный на фирменном бланке организации с указанием даты, исходного номера, названия документа (свидетельство, сертификат, заклю¬чение, справка и т.п.), за подписью должностного лица с указанием его должности и с оттиском печати организации. Также данное ведомство рекомендует указывать в таком документе момент наступления и окончания действия непреодолимой силы, поскольку отсутствие этой информации влечет за собой последствия непринятия этого документа во внимание органами государственной налоговой службы. Официальное подтверждение возникновения форс-мажорных обстоятельств должно легализироваться в консульском учреждении Украины в государстве, где имели место обстоятельства непреодолимой силы, или быть заверено в посольстве соответствующего государства в Украине и легализироваться в Министерстве ино¬странных дел Украины.

Такая позиция ГНАУ полностью соответствует требованиям Венской Конвенции, указанным в ее ст. 79. Но наличие только такого документа автоматически не освобождает контрагента от ответственности. Для того, чтобы наступление форс-мажорных обстоятельств действительно стало основанием освобождения от ответственности за невыполнение договорных обязательств, необходимо в течение разумного срока после наступления обстоятельств, которые могут быть признаны форс-мажорными, известить другую сторону о препятствии и о его влиянии на способность осуществить выполнение.

В противном случае, сторона будет отвечать за убытки, являющиеся результатом того, что такое уведомление не было получено. Кроме того, также не следует забывать о том, что форс-мажорные обстоятельства освобождают лишь от ответственности за невыполнение обязательства в течение времени действия форс-мажора. Однако это не может быть основанием освобождения от выполнения обязательства вообще.

Что следует предусмотреть в договоре: практические рекомендации

Учитывая отсутствие в украинском законодательстве единого понятия форс-мажора, отличие подходов к определению этой категории в зарубежных странах и неопределенность на законодательном уровне четкой процедуры удостоверения этого факта, в целях избежания сложностей доказывания наступления форс-мажорных обстоятельств усматривается целесообразным еще на этапе подготовки проекта договора включить в его содержание следующие положения:

  1. Четкий перечень обстоятельств, которые могут считаться форс-мажором и быть основанием освобождения от ответственности за невыполнение договорных обязательств.  При определении этого перечня необходимо обратить внимание на «чрезвычайный характер» таких событий с учетом специфики деятельности субъекта хозяйствования. Так, хозяйственным судом Харьковской области форс-мажором были признаны внеплановые ремонтные и строительные работы, реконструкция и переоборудование, поскольку эти положения были предусмотрены договором аренды недвижимости, которая находилась на балансе ДП «Харьковский метрополитен». Суд установил, что, учитывая специфику таких правоотношений и то, что явно выходят за рамки обычного (нормального) режима эксплуатации метро¬политена такие обстоятельства, как «внеплановые ремонтные и строительные работы, реконструкция и переоборудование станций», эти события могут считаться форс-мажорными обстоятельствами (решение хозяйственного суда Харьковской области от 13.04.09 г. № 59/48-09).
  2. Детальный порядок и сроки извещения контрагента о наступлении препятствий по выполнению обязательств, которые могут быть отнесены к форс-мажору.
  3. Перечень организаций, которые могут удостоверять наступление форс-мажорных обстоятельств, и требования к документам свидетельствам.
  4. Возможность досрочного расторжения контракта в случае превышения предельного срока существования форс-мажорных обстоятельств.

Включение этих положений в текст договора не только упростит процедуру доказывания факта существования форс-мажорных обстоятельств и освобождения вас от ответственности, но и снизит вероятность злоупотребления своими правами недобросовестными контрагентами.


Адвокат Бухгалтера", № 32/2009


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Логістика, митниця, ЗЕД Менеджмент, керування, KPI Право, юриспруденція