Оценка персонала. Все о современных методах оценки эффективности персонала
Оценка персонала – это часть всей системы менеджмента компании.
Оценка персонала – это эффективный инструмент управления и мотивации персонала.
Системная и регулярная процедура оценки персонала позволяет собрать информацию о профессиональных компетенциях сотрудников, об их навыках, умениях, деловых качествах.
Каждый сотрудник получает уникальную возможность услышать структурированную обратную связь, увидеть свой «профессиональный портрет», и главное, - получить компетентные рекомендации о том, что следует улучшить и как это можно сделать наиболее эффективно.
Полученные в процессе оценки результаты позволяют выстроить отвечающий потребностям и запросам компании план обучения.
Таким образом, регулярная качественная оценка является одним из основных инструментов нематериальной мотивации персонала.
Под оценкой персонала подразумевают определенные процедуры, предназначенные для поиска и решения проблем в кадровом ресурсе.
Все системные оценочные процедуры имеют схожую структуру (составление списков оцениваемых; разработка критериев оценки; подготовка необходимого инструментария: сценарии, упражнения и т.д.; подготовка участников и наблюдателей; проведение процедуры; составление отчетов и предоставление рекомендаций), но различаются по формату проведения.
Самые популярные и наиболее эффективные из них: аттестация, оценка 360 градусов, ассесмент-центр.
Аттестация – процедура определения соответствия или несоответствия сотрудника занимаемой им должности. Это своеобразный квалификационный экзамен, который, в принципе, мало чем отличается от привычного для нас экзамена в школе или институте – точно также предварительно готовятся и изучаются билеты, которые сдаются аттестационной комиссии или в процессе аттестационного собеседования. Процедура аттестации имеет свою специфику и немного перегружена протокольным форматом (составление характеристик, протоколов аттестационных собеседований и т.д.), но при правильном и грамотном проведении позволяет получить информативный срез профессиональных знаний.
Например, целесообразно применять оценку в формате аттестации для проверки знаний*:
- ассортимента, характеристик продукта у менеджеров по продажам, консультантов, продавцов;
- способов поиска и хранения товара на складе, группировки и сортировки кладовщиков (квалифицированных).
Аттестация не эффективна для проверки ежедневных рабочих действий: как делают, выдают, отвечают, говорят, реагируют, принимают заказы, общаются в стандартных и нестандартных случаях. Для определения качества этих деловых коммуникаций и поиска «сбоя» в рабочих процессах, лучше применить метод обратной связи «360градусов».
Оценка «360 градусов» – это формат оценки, позволяющий собрать наиболее полную информацию о корпоративной культуре, о деловых отношениях сотрудников, об особенностях их рабочего поведения.
Данный формат успешно используется при построении корпоративной культуры, при внедрении в компании определенных корпоративных стандартов поведения в коллективе, стандартов взаимоотношений с клиентами.
Оценка «360 градусов» предполагает оценку рабочего поведения сотрудника людьми, которые наблюдают это поведение каждый день – его коллегами, руководством и подчиненными.
Оценка 360 эффективна при диагностике межличностного рабочего общения и помогает улучшить бизнес-процессы как в одном подразделении, так и между отделами.
Ассессмент-центр – это комплекс заданий, упражнений и ролевых игр, специально подобранных для «вытягивания» и наблюдения требуемых компетенций у оцениваемых. Процедура ассесмент-центра предполагает наличие экспертов-наблюдателей, фиксирующих особенности решения задач тем или иным участником. Обычно специально обученные наблюдатели привлекаются извне, но могут быть задействованы и внутренние резервы компании, при условии их предварительного обучения.
Ассесмент-центр активно используется:
- для формирования кадрового резерва,
- для определения компетенций, требующих развития у выбранной группы сотрудников,
- или при отборе внешнего кандидата на высокую должность.
Ассессмент-центр очень эффективен для оценки компетенций специалистов по продажам, клиент-менеджеров, консультантов, руководителей всех уровней. Ассессмент-центр точно определит сильные и слабые зоны в компетенциях: управление людьми (организация, мотивация, контроль), лидерство (влияние, убеждение), продажи (переговоры с клиентом, презентация, аргументация, общение по телефону).
Оценка в формате ассессмент-центр даст полную информацию о компетенциях сотрудников, которые особенно ценны для роста компании.
При условии грамотного использования оценочного инструментария, все форматы оценки персонала полезны и для компании и для сотрудников.
Главное – определить какую информацию вы хотите получить по окончанию оценочной процедуры, а затем выбирать формат проведения оценки.
В статье приводятся примеры для коммерческих структур. Государственные учреждения проводят регулярную оценку персонала, согласно утвержденного законодательством списка профессий, подлежащих обязательной аттестации.
Тренинг "Оценка персонала в компании. Все о современных системах оценки эффективности персонала", 3 апреля 2015, 10.00-16.00.
Тренинг "Технология Ассессмент Центра" 23-24 апреля 2015 г.
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Менеджмент, керування, KPI