Говори о том, что знаешь, что сам делал и делал с успехом!

Куратор школы и разработчик учебной программы, Марина Горкина, более 10-ти лет работает в сфере бизнес PR.

Все уже давно и нудно говорят о проблемах в области PR-образования. Больше всего конечно эта тематика волнует студентов отделения «связи с общественностью» различных вузов. Безусловно, они ждут чего-то большего, чем им может предложить современная российская система PR-образования. В результате, выйдя в большой бизнес, они вынуждены многое делать на ощупь, интуитивно. Как говорится, глаза боятся, а руки делают. Бесспорно, PR как профессия и модное явление интересует и привлекает разные слои общественности. Конечно, ничто не заменит фундаментальное университетское образование, которое вырабатывает в нас проактивность, навыки работы с большими объемами информации, и способствует конструированию полноценной и эрудированной личности. Однако, последнее время все возрастает спрос на альтернативные источники получения необходимых знаний, которые отличались бы большей интенсивностью, интерактивностью и практической (а не теоретической) направленностью. «Школа PR Марины Горкиной» — проект, который является именно такой альтернативой.

Думается, такого человека как Марина Горкина представлять не имеет смысла, имя итак уже работает на нее. Однако, регламент есть регламент… Куратор школы и разработчик учебной программы, Марина Горкина, более 10-ти лет работает в сфере бизнес PR. Она автор двух бестселлеров по PR («Пять шагов от менеджера до PR-директора» и (в соавторстве) «PR на 100 %, как стать хорошим менеджером по PR»), последние два года активно занимается преподавательской деятельностью. Марина Горкина является экспертом Научно-учебного центра «Современные образовательные технологии» при Институте повышения квалификации Госструктур. Сотрудничает в качестве бизнес-тренера с ведущими тренинговыми площадками Москвы («Русская Школа Управления», «Сити-Класс», «ДенМарКо»).

«Служба PR» решил расспросить Марину Борисовну о ее взглядах на образование, на то каким оно является и на то, каким оно должно быть, а также ее новом проекте и планах на будущее.

Бизнес-тренинги и семинары, книги и PR-школа… Вам предпочтительна именно просветительская, педагогическая деятельность? Это ваша сфера комфорта и интересов, ваш путь самореализации? Если это так, то почему вам импонирует именно эта сфера PR-деятельности? Видите ли вы в этом свое призвание или это лишь ступень в профессиональном и творческом развитии?

Я давно заметила, что мое профессиональное развитие строится по этапному принципу. Каждый раз, сделать очередной шаг в иную профессиональную сферу меня толкает желание попробовать что-то новое, малознакомое. Так было, когда я из журналистики решила перейти в PR. Так же было, когда я захотела покинуть PR-агентство и посмотреть на профессию глазами пиарщика, работающего в компании. Нынешний этап — консалтинг и преподавательская деятельность — это попытка заглянуть за линию горизонта. Найти что-то новое и малознакомое, что не известно мне еще до автоматизма.

Не стану называть педагогическую деятельность своим призванием, т.к. многие практики пытаются преподавать. Однако недостаточно просто иметь знания, надо обладать умением их передавать. Для преподавательской деятельности необходимо иметь определенную мотивацию. Мне кажется, что такая мотивация и умение передать свои знания и опыт у меня есть.

Как родилось намерение открыть PR-школу?

Последние полтора года я активно занимаюсь преподавательской деятельностью (Институт повышения квалификации государственных служащих, кафедра массовых коммуникаций филологического факультета РУДН). Сотрудничаю в качестве бизнес-тренера с ведущими образовательными площадками Москвы

Приняв участие в большом числе образовательных проектов в сфере PR, я поняла, в чем состоит их главный недостаток. Их кураторами являются люди, слабо разбирающиеся в PR. Они не в состоянии оценить полноценность курса, который предлагает им тот или иной преподаватель. Они не знают, какие вопросы задать слушателю, чтобы получить адекватную обратную связь и понять, насколько он удовлетворен полученным образованием.

Именно эти наблюдения и подвигли меня на создание нового образовательного проекта — «Школа PR Марины Горкиной». Куратором, разработчиком учебной программы и ведущим преподавателем которого я являюсь.

В чем заключается основополагающая идея вашей школы, ее особенность и уникальность?

Задача проекта дать всем, кто интересуется связями с общественность возможность получить дополнительное образование в сфере PR. Уникальность наших учебных программ состоит в том, что все знания и опыт, которые получат ее слушатели — живые (подобно растениям) применимые в реальной профессиональной практике. А профессиональное мастерство — это постоянный процесс взращивания (подобно выращиванию цветка) своей профессиональной компетенции и практического опыта.

Какую альтернативу предлагает ваша школа на рынке PR-образования?

Я вижу в дополнительном образовании хорошую альтернативу вузовскому образованию и возможность получить необходимые профильные знания. К тому же, как я говорила, многие практикующие PR-специалисты пытаются преподавать. Это хорошая тенденция и достойная альтернатива старым преподавательским кадрам в вузах, т.к. практики обладают опытом реализации реальных проектов. На мой взгляд, эмпирический опыт куда ценнее, чем абстрактные лекции о PR вообще. Именно поэтому, принцип, по которому я выбираю преподавателей для своей Школы PR, является их соответствие девизу – говори о том, что знаешь, что сам делал и делал с успехом.

Как вы можете охарактеризовать современное, российское PR-образование? В чем его сильные и слабые черты?

Многие вузы сегодня готовят студентов по специальности «Связи с общественностью», но уровень выпускников не назовешь высоким. Вузовские программы концентрируются на больших объемах теории и «около-PR-овских» знаниях. Их составители не до конца понимают, что нужно рынку от молодого специалиста. Вероятно поэтому, те профессиональные знания, которые они способны дать студентам — это некий микс из журналистики и рекламного дела, сдобренный приемами идеологической работы с населением. Я не имею ничего против теории и чтения университетских лекций, но, помимо изучения PR-технологий вообще, важно понимать, как их применять на деле. Поэтому студентам я настоятельно рекомендую совмещать учебу с работой или практикой.

Известно, что рынок PR-образования, как впрочем, и рынок PR-услуг, в России сильно отстает от запада? Но все-таки, на ваш взгляд, есть ли у нас что-то, что мы можем противопоставить быстроразвивающемуся западному рынку? Каковы наши перспективы? Будем ли мы вечно играть роль «догоняющего» или пойдем своим путем? И если этот путь есть, то в какой стороне он лежит, по вашему мнению?

Вы знаете, даже находясь в позиции догоняющего, российский PR все же идет своим путем. Это вполне логично. Я убеждена, что PR очень сильно адаптирован под каждую отдельную страну. Он сильно зависит от факторов культуры, языка, политической обстановки…

Думаю, что в ближайшем будущем большинство компаний в России придет к понимаю, зачем им нужен PR, и что должны делать работники в этой сфере. В пользу этого суждения говорит и тот факт, что экономическая жизнь страны приобрела некоторую стабильность, что хорошо сказывается на бизнесе.

Что может, а что не может дать ваша школа, а также другие источники PR-образования?

В каком бы формате не проводились занятия, будь то лекция или семинар, которые дают новые знания. Или бизнес-тренинг, помогающий провести некий аудит своих знаний и опыта и посмотреть по-новому на привычные вещи. Только практика позволит закрепить те новые знания, которые вы получаете во время занятий в аудитории. Поэтому, мое отношение к любому образовательному процессу можно сформулировать одной фразой: знать теорию и практиковать.

Наша Школа способна дать необходимый для практической работы набор знаний, методик и технологий. Возможно, со временем, у нас появиться возможность трудоустраивать наших слушателей, т.е. обеспечивать их необходимой практикой.

Как можно восполнить самостоятельно эти пробелы?

Читать практиков и не бояться любой работы!

Для кого изначально предназначена ваша школа? Каким вы видите потенциального слушателя ваших курсов?

Наших слушателей мы условно делим на две категории. Первая это новички, люди пожелавшие изменить свою профессиональную подготовку. Для них PR это новая профессия. Им адресуется учебное направление, которое так и называется — «Новая профессия», т.е. профессиональная переподготовка специалистов для работы в сфере связей с общественностью. Другая категория слушателей, это уже работающие профессионалы и целеустремленные люди. Для них наличие предыдущих дипломов не повод остановиться в своем профессиональном развитие. Им мы адресуем два учебных направления. «Повышение мастерства», т.е. повышение профессиональной компетентности по различным направлениям PR-деятельности и «Отраслевой PR» — мастер-классы PR-специалистов представляющих отраслевые рынки.

Возникает ли у уже сложившихся профессионалов, по вашему мнению, необходимость подучится?

На протяжении всего жизненного пути, если вы хотите сохранить свою профессиональную востребованность, вам предстоит заниматься саморазвитием. Выбирайте для этого наиболее близкий вам формат. Можно читать специализированную литературу, принимать участие в работе профессиональных сообществ, где есть возможность пообщаться с коллегами, можно проходить обучение. Кстати, грамотно выбранная учебная программа, может вам предложить все это (литература, проф.общение и новые знания) одновременно.

На рынке современно PR-образования, как в России, так и в мире, есть ли понятие профессиональной переподготовки или повышения квалификации?

Безусловно, такие понятия есть и существовало оно задолго до того, как в Россию пришли такие понятия как тренинг и коучинг, что также подразумевает, образование взрослых людей. В частности один из партнеров нашей Школы — Институт повышения квалификации госслужбы (ИПКГосслужбы), работает в сфере дополнительного образовании уже 55 лет. Совместно с ИПКГосслужбы «Школа PR Марины Горкиной» осуществляет учебную программу «Классик» (направление «Новая профессия»), выпускники которого получают диплом государственного образца о профессиональной переподготовке с правом ведения профессиональной деятельности в сфере связей с общественностью.

Есть ли перспектива в идее организации профессиональной переподготовки или повышения квалификации PR-специалистов?

Такая перспектива, безусловно, есть. Потребность в дополнительном образовании у PR-специалистов сохраниться до тех пор, пока вузовские учебные программы не будут соответствовать реальным потребностям рынка, на который пойдут работать завтрашние выпускники. А поскольку вузовская среда весьма консервативна и стремление к переменам в ней крайне низкое, потребность в повышении квалификации у специалистов сохранится.

Как вы считаете, имеет ли право на существование идея об идеальном образовании? Достижим ли идеал в этой области или все субъективно?

Мне не нравится идея стремления к идеалу, т.к. сразу возникают вопросы: а кто решил, что это идеал; какие у него должны быть критерии и т.п. Мне нравится стремиться к совершенству. И путь это бесконечен.

Поделитесь идеями, как приблизится к идеалу?

Могу рассказать, как приблизиться к цели. Используется та же методика, как и при передвижении по незнакомой местности с использование компаса. Надо утром наметить на горизонте точку и в течение дня методично следовать к ней.

Существуют ли программы или идеи продвижения PR-образования, PR-философии в дальние уголки нашей родины?

Существует такое понятие, как дистанционное образование. С развитием интернет этот процесс становится еще проще. Возможно, кто-то обучает таким способом и PR. Мне такие примеры пока не известны, но идея лежит на поверхности.

Как обстоит ситуация с PR-образованием на периферии России? И планируете ли вы в долгосрочной перспективе распространить деятельность своей школы и на регионы? И как вы планируете это осуществлять?

По информации от слушателей и читателей, знаю, что дела с PR-образованием на периферии обстоят неважно.

О региональном развитие Школы говорить преждевременно, однако наша система занятий (сессионная) и расписание построены таким образом, что слушатели из ближайшего Подмосковья смогут принимать участие в занятиях с минимальным отрывом от производства.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Маркетинг, реклама, PR