Как себя продать на собеседовании, или что такое навыки самопрезентации? (часть 1)

Есть вещи, которые от вас зависят, а есть те, которые от вас не зависят в процессе поиска работы. На что стоит потратить свои силы, время, внимание и деньги, а что стоит принять, перешагнуть и идти дальше, ну, или продолжать биться головой об стенку.

Среди многих вещей, зависящих от вас, есть навыки самопрезентации, т.е все те умения (особенности общения), которые помогают произвести хорошее впечатление на человека, принимающего решение, построить доверительные отношения, запомниться, понравиться, а значит положительно повлиять на результаты собеседования.

Эти умения включают в себя

  • элементарные навыки общения (поддержание зрительного контакта, активное слушание, характеристики речи, язык тела)
  • содержание вашей речи (что говорить, что нет, как подчеркнуть сильные стороны и заретушировать слабые и т.д)


Одна моя знакомая однажды сказала про свою соседку: «Я не помню за что, но я на нее сердита»

Большинство людей не помнят или с трудом вспоминают содержание разговора (спора, презентации, встречи), но очень хорошо и долго помнят свои эмоции по этому поводу. Что влияет на формирование этих эмоций? То, что вы говорите, конечно же, важно (об этом мы поговорим в следующем письме). Но несравненно более важно то, как вы это говорите, как при этом выглядите, как себя ведете, т.е. ваше умение себя презентовать.

В этой статье я бы хотела поделиться с вами советами и рекомендациями относительно навыков общения, т.е всего того, что неосознанно, но очень сильно влияет на то, что о вас подумают, какое мнение сложат, какое впечатление вы окажите на собеседующего вас человека.

Вы можете подумать: «Какое мне дело до того, что они обо мне подумают! Не буду я под них подстраиваться! Я такой, какой я есть! Пусть меня принимают таким, какой я есть. И т.д.» Ну, что ж, тогда будьте готовы к тому, что вас могут не принять на работу таким, какой вы есть.

Что есть вашей целью: получить эту работу или доказать, что вас должны принять таким, какой вы есть? И если ваша цель работа, то стоит учесть реакцию людей, принимающих решение по поводу достижения вами вашей цели, на ваши особенности общения.

Итак, как произвести хорошее впечатление на человека и оставить приятный и положительный след в его памяти?

Совет 1
Общаясь с человеком, смотрите ему в глаза. Это называется поддержанием зрительного контакта.
Представьте, что, общаясь с вами, человек смотрит не на вас, а в сторону (избегает встречаться с вами взглядом), что вы о нем подумаете?
О таких людях обычно думают, что они что-то недоговаривают, скрывают, не доверяют собеседнику, боятся, не уверены в себе, что с ними что-то не так в психологическом плане.

Даже если это не так в вашем случае, в подсознании людей обычно прошита именно эта установка – если человек не смотрит в глаза, ему не стоит доверять.

Только не смотрите очень долго и пристально. Это тоже может вызвать негативную реакцию.

Вопрос к вам: Вы поддерживаете зрительный контакт с людьми, когда вы с ними общаетесь?
Попробуйте мысленно за собою понаблюдать.

Совет 2.
Во время общения показывайте человеку, что вы его слушаете. Это называется активным слушанием.

Интересный факт. Если, общаясь с человеком, не смотреть ему в глаза, при этом никаким способом не показывая ему, что вы его слушаете (ни жестом, ни мимикой, ни голосом), то через некоторое время человек замолчит, даже если ему будет что вам сказать.

Любое общение происходит с какой-то целью. Если человек не видит привычные ему индикаторы проявления внимания к тому, что он говорит (во взгляде, в голосе, в теле собеседника), то цель не достигается, а значит, пропадает необходимость говорить. Нам не интересно общаться с тем, кто нас не слушает!

Так покажите собеседующему вас человеку, что вы его внимательно слушаете! Вызовите в нем интерес к вам и общению с вами.

Как показать человеку, что вы его слушаете (техники активного слушания):

  • Задавайте уточняющие вопросы (Вы имеете в виду…? По-видимому, вы …?)
  • Вставляйте цитаты из высказываний собеседника (как вы сказали…, насколько я вас понял …)
  • Для проверки понимания перефразируйте вопросы вашего собеседника (если я вас правильно понял, вы спрашиваете …, правильно ли я вас понял, вы хотели …)
  • Показывайте свою реакцию на то, что говорит ваш собеседник (кивайте головой, улыбайтесь, поднимайте брови, покачивайте головой, легко наклоняйтесь вперед или назад и т.д.)
  • Внимательно слушайте его, стройте для себя логику его высказываний, запоминайте, что он говорит.


Если вашей целью будет понять и запомнить, что сказал ваш собеседник, вы непроизвольно будете проявлять техники активного слушания!

Вопрос к вам: Какие из этих техник активного слушания используете вы?
Выберите для себя те, что вам больше всего приглянулись (понравились) и потренируйте их использовать во время предстоящего вам разговора.

Продолжение следует...


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Переговори, риторика, ораторське мистецтво Психологія, емоційний інтелект