Как грамотно учитывать затраты, используя принципы управленческого учета

Условия эффективного функционирования корпоративных структур: осознание участниками корпоративных отношений общности генеральной цели развития – увеличения стоимости компании; формализация принципов корпоративного управления на уровне компании.

Украинский бизнес подошел к очередному этапу своего развития: потенциал увеличения прибыли за счет роста объемов продаж на всех рынках практически исчерпан. В таких условиях основным источником прибыли может являться сокращение затрат, т.е. финансовая работа не снаружи, а внутри компании. Для того, чтобы сократить затраты, необходимо в первую очередь грамотно их учитывать. К сожалению, учет затрат в налоговой, бухгалтерской и внутренней отчетностях совершенно не стыкуется с реальными затратами в реальном времени. Так как же с ними работать?
Бухгалтерский учет, как гласит крылатое выражение, является учетом посмертным. Он предполагает подсчет уже потраченных денег. Итак, бухгалтерские затраты - это затраты явные, очевидные. Связанные необходимостью подчинять свою учетную документацию законам, предприятия не всегда могут включить в перечень бухгалтерских затрат абсолютно реальные цифры. Вследствие этого бухгалтерский учет затрат не всегда является объективным. Поэтому я бы рекомендовала использовать управленческий учет.

К бухгалтерским затратам принято относить следующие статьи:

  • расходы на сырье и материалы;
  • амортизационные отчисления;
  • арендную плату;
  • расходы на обслуживание долга (сумма процента);
  • эксплуатационные расходы (плата за электричество, тепло, расходы на эксплуатацию машин и механизмов, пр.);
  • расходы по оплате труда.


В управленческом учете становится возможным учитывать неявные, или альтернативные затраты - это ресурсы, потраченные (потерянные) в результате принятия какого-либо решения и отказа от других альтернативных вариантов. Сделав выбор, мы всегда от чего-то отказываемся. Сделать или не сделать, вкладывать средства или нет - уже две альтернативы. А любой выбор неуклонно связан с затратами. Для большей наглядности приведу пример управления складскими запасами. Что такое содержание склада с точки зрения бухгалтерии? Аренда, коммунальные расходы и заработная плата складскому персоналу. А с точи зрения владельца бизнеса, товарные запасы на складе есть денежные средства, транспортируемые в паллетах. Эти деньги можно было бы использовать по другому: вложить в другой бизнес или, как минимум, положить на банковский депозитный счет. Но средства вложены в складские запасы, т.е. потенциальная возможность заработать упущена. Если этот аспект не учтен в перечне складских затрат, то решение об оптимальной величине заказа и среднем показателе объема товарного запаса никогда не будет точным. Что выгоднее: поставлять товар мелкими партиями, замораживая меньше денег, или заказывать и хранить на складе много товара, экономя на транспортных затратах?
Аналогичная ситуация с дебиторской задолженностью. Предприятие за неделю продает в кредит товаров на 100 тысяч гривен. Средний срок погашения дебиторской задолженности - 28 дней. Общая сумма дебиторской задолженности по итогам месяца составляет 100 тысяч гривен х 4 недели = 400 тысяч гривен. Депозитная ставка в надежном банке - 12% в год. Таким образом, недополученную прибыль предприятия можно определить по формуле: 12% / 365 х 28 х 400 тысяч гривен = 3682 гривен.
Это затраты на управление дебиторской задолженностью.

Для бизнеса неявными затратами чаще всего являются затраты, связанные с использованием владельцами собственных ресурсов: техники, помещений, времени и, естественно, денежных средств.
Основной для самостоятельного расчета альтернативных затрат является концепция альтернативной стоимости. Альтернативная стоимость - стоимость производства товара или услуги, измеряемая с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшими из доступных альтернативных видов деятельности, требующих того же времени или ресурсов и столь же рискованных.
Что может дать компании расчет альтернативных затрат? Он нужен, в первую очередь, собственникам и акционерам для оценки реальной выгодности собственных вложений, возможностей маневра в конкурентной борьбе и получения дополнительных прибылей. Менеджменту, в свою очередь, этот подход помогает принимать обоснованные решения относительно управления товарными запасами и закупками, дебиторской и кредиторской задолженностями, использования внутренних ресурсов или аутсортинга и т.д.
Для включения внутренних затрат в расчеты предприятия необходим прогрессивный подход к их учету. Экономический принцип учета затрат предполагает не только явные затраты, но и внутренние, скрытые. Стандартные статьи управленческого учета таковы:
затраты капитальных ресурсов, принадлежащих предпринимателю (зданий и оборудования);
затраты собственных финансовых средств;
затраты на акционерный капитал или средства, вложенные собственниками в некорпоративное предприятие;
затраты труда, измеряемые возможной заработной платой собственника бизнеса (если самая выгодная альтернатива - наемная работа), или нормальная прибыль (в том случае, если продолжать самостоятельный бизнес в другой сфере выгоднее).

К этим статьям добавляются перечисленные в системе бухгалтерского учета. Таким образом, на выходе собственник получает картину всех издержек, понесенных по итогам периода, сравнивает ее с картиной прибыльности и принимает дальнейшее решение.
Практически затраты на материалы учитываются с помощью информации об их рыночной цене, капитальные ресурсы - по максимально возможной арендной ставке, финансовые - по наилучшей цене их размещения, т.е. по банковским процентам или дивидентам с ценных бумаг. На выходе: бухгалтерские + внутренние затраты = реальная картина экономической деятельности предприятия.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Фінанси, кредит, банківська справа