Роль международных стандартов в преподавании информационных технологий

Роль международных стандартов в преподавании информационных технологий

ИКТ являются наиболее динамичной составляющей образовательного процесса и оказывают на него существенное влияние. Необходимость внедрения единых стандартов знаний ИКТ в образовательной среде стала очевидной.

Решением этой проблемы во многих европейских странах стало внедрение стандарта ECDL. Результаты оказались весьма оптимистичны.

За последние годы значительно выросло число людей, работающих в сфере информационных технологий, а в ближайшее десятилетие и все остальные соприкоснутся с этой областью в той или иной степени.

Проверка качества усвоения знаний — это неотъемлемая часть учебного процесса. Недаром после прохождения любого курса занятий в школах и вузах проводятся экзамены. Сегодня процедура проверки знаний стала автоматизированной и многие образовательные учреждения перешли на тестирование, которое существенно упрощает и часто делает более объективным процесс оценки уровня подготовки студентов и школьников.

В такой ситуации необходимость внедрения единых стандартов знаний ИКТ в образовательной среде стала очевидной. Преимущества ИКТ в образовании не вызывают сомнений: это и увеличение наглядности преподаваемого материала, и положительный психологический эффект на усвоение материала, и повышение успеваемости учащихся и их социальной адаптации, и мотивация к самостоятельным занятиям. Однако использование современных ИКТ в образовательном процессе зачастую бывает затруднено из-за недостаточного технического оснащения, плохих навыков владения ИКТ у преподавателей-предметников, отсутствия единого стандарта преподавания и системы оценки знаний, отсталости программ обучения и неразделения учащихся на группы пользователей и специалистов в области ИКТ.

Во многом эти проблемы могут быть решены за счет внедрения международных стандартов оценки знаний и контроля качества обучения, которые изначально подразделены на профессиональные и пользовательские. Среди профессиональных сертификаций можно выделить следующие:
Специалисты по обслуживанию ПК – CompTIA А+, MCDST
Инженеры (сети) – MCSE, CNE, CCNP и др.
Программисты – MCAD, MCSD, SCJ2P (Java)
Специалисты по компьютерной графике – Adobe Certified Expert
Проектировщики – Autodesk Certification
Специалисты по безопасности – SCP, KL DSSE
Web-специалисты – CIW, MMCP (Macromedia)
Специалисты по управлению проектами – Microsoft Project Specialist, CompTIA IT Project+
Незавиcимая сертификация для специалистов — EUCIP

Однако стандартизация знаний пользователей имеет первостепенное значение, учитывая, что большинство сотрудников государственных организаций и частных компаний являются именно пользователями.

В мире существуют две международных сертификации для пользователей – ECDL и MOS (Microsoft Office Specialist).

Международный проект ECDL (European Computer Driving Licence) ”Европейские компьютерные права”, также известный под названием ICDL (International Computer Driving Licence — Международные компьютерные права) на сегодняшний день успешно реализуется более чем в 140 странах мира. Сертификат ECDL является общепринятым в Европе и США стандартом, подтверждающим, что его обладатель знаком с основными концепциями информационных технологий, умеет пользоваться персональным компьютером и основными приложениями.

Программа была разработана в Европе в 1984 году. Цель проекта — повысить уровень владения ИКТ во всем мире, гарантировать доступ к информационным ресурсам для всех, независимо от возраста, пола, места жительства, образования, социального положения и физических возможностей, расширить мобильность выпускников школ и вузов, облегчить трудоустройство и обеспечить социальную защищенность, адаптировать к информационному обществу людей с ограниченными возможностями.

В 2001 году программа сертификации ECDL была рекомендована Европейской комиссией в качестве основного стандарта компьютерной грамотности населения стран-членов ЕС (доклады "The European Union High Level Group for Employment and Social Dimension of the Information Society (ESDIS)" от 5 октября 2001 г. и доклад "The European Union High Level Task Force on Skills and Mobility" от 14 декабря 2001).

К 2003 году программа ECDL/ICDL получила международное признание и поддержку государственных органов и образовательных структур многих стран. Это, наряду с широкой популярностью программы в международных деловых кругах, научных и компьютерных обществах, сделало ее основной сертификацией пользователей персональных компьютеров.

Министерства образования Германии, Франции, Австрии, Швейцарии, Швеции, Норвегии и Финляндии поддерживают ECDL в качестве стандарта компьютерной грамотности.

Некоторые примеры государственной поддержки концепции ECDL и внедрения стандарта ECDL в образовательном секторе и органах государственного управления приведены ниже.

Италия. В декабре 1999 года Министерство образования Италии приняло решение внедрить программу ECDL в колледжах и учреждениях средне-специального образования. На сегодняшний день более 2 500 итальянских школ являются Авторизованными центрами тестирования ECDL.

Ирландия. В июле 2002 года Министерство образования Ирландии инициировало пилотный проект по обучению и сертификации 20 000 ирландских учителей в соответствии со стандартом ECDL.

Египет. 27 декабря 2001 года Министр высшего образования Египта подписал Меморандум о намерениях, направленный на повышение уровня владения персональным компьютером в системе высшей школы Египта, путем внедрения программы сертификации ECDL/ICDL. Учебный план ECDL был, таким образом, признан в качестве необходимого стандарта базовых знаний ИКТ для всех студентов университетов и работников высшего образования.

Южная Африка. Южноафриканский Университет (UNISA), самый крупный вуз в регионе, насчитывающий более 100 000 студентов, сделал сертификацию ICDL обязательным условием получения всех ученых степеней, а также ряда званий и дипломов.

Швейцария. Правительство Швейцарии приступило к выполнению проекта по повышению квалификации учителей без отрыва от производства, включив ECDL в обязательную программу переподготовки кадров. Данная программа в основном нацелена на повышение персональных навыков владения компьютером среди учителей, хотя Информационно-техническое управление рекомендовало всем преподавателям информатики пройти сертификацию. Основной причиной выбора ECDL в качестве стандарта переподготовки кадров стала независимость программы от поставщиков компьютеров и программного обеспечения.

Норвегия. В 2002 году норвежский офис ECDL в сотрудничестве с Министерством образования Норвегии провел исследование уровня владения ИКТ среди учителей и студентов.

ECDL является официальном партнером программы "Электронная Норвегия", что подтверждает единство целей органов государственного управления и международной программы European Computer Driving Licence в части повышения ИКТ компетенции населения страны.

Благодаря разработанной системе контроля качества ECDL является признанным лидером в области сертификации знаний пользователей персональных компьютеров. Участие ведущих компьютерных ассоциаций, членство в Европейском компьютерном совете (CEPIS), объединяющем более 250 000 практикующих ИТ специалистов, дают ECDL уникальную компетенцию в сфере разработки и применения Учебного плана, делая его общепризнанным международным стандартом. Четкая постановка целей, открытость и доступность миссии ECDL являются залогом мирового успеха программы. Тесты ECDL разрабатываются международными рабочими группами, что обеспечивает высокий стандарт качества тестирования и общемировое признание сертификата.

Уникальность Учебного плана ECDL заключается в том, что он един для всех стран мира и абсолютно независим от поставщиков программного обеспечения. Это дает обладателям сертификата подлинную международную мобильность и свободу выбора, позволяя применить полученные навыки в той программной среде, которая в дальнейшем им потребуется.

Международный опыт использования стандарта ECDL в образовании показал, что стандартизация знаний учащихся облегчает им трудоустройство, гарантирует социальную защищенность в условиях информационного общества и дает им дополнительный стимул для личностного развития.


Оставить комментарий
Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите комментарий.
1000 символов

Пожалуйста, введите email
или Отменить

Другие статьи в категории IT, программирование, разработка