Киевский Институт Тренинга – классика и инновации в подготовке тренеров

Киевский Институт Тренинга – классика и инновации в подготовке тренеров

О том, какие преимущества и особенности обучения в Киевском Институте Тренинга рассказывает Петр Холявчук, директор Киевского Института Тренинга.

Какие услуги предлагает Киевский Институт Тренинга? Чем он сможет помочь украинскому тренеру?


Киевский Институт Тренинга специализируется на подготовке тренеров. Сегодня в Украине есть десяток тренинговых компаний в которых проводятся тренинги для тренеров. Наша специализация — системное классическое образование в области тренинга. Сегодня в Украине мы — единственная компания с такой специализацией.

Появлению Киевского Института Тренинга предшествовало несколько причин.

С одной стороны, проект «Мастерство тренера», который уже несколько лет существует на рынке, с каждым годом усовершенствовался и «обростал» новыми идеями. И сегодня его масштабы уже не вписываются в рамки просто одного из проектов компании.

С другой стороны, мы стремимся к четкой специализации предоставляемых услуг. Мне кажется, что уже прошли те времена, когда тренер проводил тренинги по самым различным темам. Поэтому создание Киевского Института тренинга — это шаг по изменению деятельности нашей компании в сторону четкой специализации, а именно — обучение тренеров.

На базе Киевского Института Тренинга будет создано профессиональное объединение — Профессиональная Лига Тренеров, которая, в том числе, будет способствовать разработке и внедрению стандартиов подготовки специалистов в области тренинга и их сертификацию.

Основной особенностью проекта является и то, что на одной площадке в рамках одной и той же программы со своими наработками и уникальным опытом будут представлены разные тренеры. В нашем проекте заложена идея сотрудничества, где тренеры, которые еще вчера конкурировали между собой, сегодня работают на общий результат — подготовку компетентного тренера.

Помимо основной программы «Мастерство тренера», предлагается множество факультативных тренингов, семинаров, лекций, дискуссий. Создана и функционирует экспериментальная площадка, на которой любой тренер сможет получить обратную связь от своих коллег, проанализировать свои ошибки, и найти способы решения сложных задач.

В целом, Киевский Институт Тренинга — это творческая площадка для тех, кто уже не первый год ведет тренинги, тех, кто в процессе становления, и для всех, кто хочет развиваться в этом направлении.

Петр, а как, по Вашим наблюдениям, в последнее время изменился интерес аудитории к программам обучения тренеров? И с чем это связанно?


Интерес однозначно вырос.

У компаний, которые сократили бюджет на внешнее обучение, появилась необходимость в подготовке внутренних тренеров. В тоже время появилось все больше HR-менеджеров и специалистов по обучению, которые стали предлагать свои услуги в качестве НR-партнера, HR-консультанта или свободного бизнес-тренера. Это также сформировало определенную волну новых людей в тренерской профессии.

Но стоит отметить, что хотя сегодня тренерская подготовка интересует многих людей, не все специалисты мотивированны на эту профессию. Во многих компаниях с целью экономии бюджета HR-специалисты просто вынуждены проводить обучение, совмещая с основной деятельностью, так как этого требует топ-менеджмент. По моему мнению, раньше спрос увеличивался за счет интереса аудитории к работе тренера, сегодня — возросло количество людей, которые обучаются в силу необходимости зарабатывать «на тренинге» деньги. Это будущие или нынешние фрилансеры. Вторая группа обучающихся — корпоративные HR-ы, которых направили на освоение профессии тренера, так как сокращен бюджет на внешнее обучение и компании пытаются проводить обучение своими силами.


Как бы Вы охарактеризовали нынешний этап развития рынка программ для тренеров? Как изменились предложения тренинговых компаний?


С одной стороны, по результатам различных опросов, спрос на тренинги сократился на 30%. Но также наблюдается тенденция сокращения компаниями бюджетов на обучение, обучают только одного тренера, который потом передает свои знания остальным сотрудникам. Поэтому запрос корпораций на тренинги для тренеров в соотношении с другими темами тренингов возрос. Тренинговые компании, реагируя на такую ситуацию, предлагают различные тренерские курсы и программы подготовки, но, к сожалению, не всегда имея в своем распоряжении для этого квалифицированных обучающих тренеров.

Чему и как обучают на таких курсах и программах?


В целом, можно выделить два вида предложений по подготовке тренеров: долгосрочные программы (от 4 месяцев и больше) и краткосрочные тренинги для тренеров (от 2 до 10 дней). На мой взгляд, конечно же, долгосрочные проекты более эффективны. Так же как хирурга нельзя выучить за три недели, так и профессиональным тренером нельзя стать за несколько дней.

Какие этапы развития программ для тренеров Вы могли бы выделить?


Если говорить о постсоветском периоде в Украине как старт профессионального образования в области тренинга я бы отметил проект подготовки тренеров на базе МАУП при Центре практической психологии в 1999–2002 годах, где проводилась подготовка тренеров, которые по окончанию курсов получали сертификат государственного образца. Полный курс подготовки длился от 1,5 до 2 лет. (К слову, это была единственная организация, которая выдавала сертификаты такого уровня). Это можно назвать первым серьезным этапом в развитии рынка программ для тренеров в современной Украине. Предлагаемая модель обучения была довольно качественной и эффективной. В свое время я и сам прошел эту сертификационную программу и в дальнейшем развил идеи обучения тренеров в сторону максимальной эффективности в программе «Мастерство тренера», основываясь на европейских стандартах подготовки специалистов в области групповой работы.
Чуть позже был следующий этап, который характеризировался популярностью западных тренеров и их программ. К примеру, Мерелин Аткинсон тогда была одной из тех, кто пользовался наибольшим спросом.

На сегодняшний день западные школы несколько теряют свои позиции, а интерес к украинским и российским тренерам постепенно растет. К тому же на отечественном рынке уже есть достойные тренеры и их школы.

Учитывая стремительный рост количества тренеров на рынке, сегодня клиенту становится все сложнее определить, кто является профессионалом в своей области, а кто - нет. Каковы, на Ваш взгляд, показатели профессионализма тренера? Какими основными компетенциями он должен обладать?


Для начала давайте определимся с понятием, кого мы называем тренером.

Когда в постсоветское время к нам с запада пришло слово training, сами понятия «тренинг» и «тренер» сильно размылись. В отечественной практике традиционно под словом «тренер» подразумевался специалист по ведению психологических групп, целью которых является способствовать развитию организации, группы или развитие личной эффективности. Для отечественного подхода к подготовке тренеров были характерны повышенные требования и стандарты. Так с 50-тых годов подготовка тренера обязательно предполагала высшее психологическое образование и прохождение трехнедельных курсов по подготовке тренеров. Сейчас, к сожалению, пока подобные требования не предъявляются, так как не существует единых стандартов подготовки и лицензирования тренерской деятельности.

В тоже время для тренера крайне важна психологическая подготовка. Ведь сегодня многие тренеры пытаются использовать «книжные» техники, чужие концепции и приемы из жизненного опыта, встраивая это в обучение, которое, на самом деле, не является тренингом.
Кроме того, помимо психологической подготовки, для тренера важна еще одна составляющая — внутренняя гармоничность. Тренер не должен быть проблемным человеком, для него важно оставаться здоровым и зрелым психологически

А как определяется такое качество? И какие еще характеристики должны быть присущи тренеру, как личности?


Проще охарактеризовать человека, который не обладает этим качеством. Это можно увидеть по его поведению в тренинге. Например, если тренер сорвался и нахамил участнику, очевидно, что у него есть определенные проблемы с внутренней гармоничностью.

Требования к личности тренера можно свести к характеристикам самоактулизирующейся личности, а это:

  • — высокий уровень понимания своих эмоций, чувств, потребностей и мотивов, открытость новому опыту, готовность быть в неопределенной среде. Например, если у тренера с недостаточно развиты эти качества, свой тренинг он делает излишне технологичным и пошаговым.
  • — контактность и гибкость в общении. Контактность — это способность строить доверительные и партнерские отношения, реализовывать стратегию сотрудничества, а не просто поверхностно общаться. Способность к сотрудничеству легко читается по поведению тренера в конфликте.
  • — тренер должен быть носителем определенных ценностей. Прежде всего это позитивный взгляд на природу человека. Также он должен уметь создавать условия, в которых человек сможет развиваться самостоятельно. Об отсутствии этой компетенции, например, свидетельствует ситуация, когда тренер вводит наказание за нарушение правил в тренинговой группе или позволяет это делать участникам. Кроме того, это еще и нарушение этики работы тренера.
  • — творческий подход, нестандартность, готовность к переменам, в том числе и в собственной жизни.
  • — самоподдержка. Важный аспект, который говорит о личностной зрелости тренера — ориентация при принятии решений на собственное мнение, и, в то же время, восприимчивость к обратной связи других людей. В психологии это называется внутренним локусом контроля. Человек с таким качеством чувствует, что сам несет ответственность за свою жизнь, а не приписывает ее внешним обстоятельствам. В частности это проявляется при принятии решений. Это важно для тренера, так как задача любого тренинга — побудить участников принять на себя ответственность за исход делового взаимодействия.
  • — аутосимпатия — доброжелательное отношение к самому себе. Человек с таким качеством хорошо к себе относится, невзирая на успехи и неудачи. Это условие стабильной самооценки.
  • — потребность в познании. Тренер интересуется многим, и даже тем, что не имеет практического смысла.


Но кроме внутренней гармоничности тренер должен обладать и коммуникативными компетенциями. В частности навыками установления контакта и способностью быть гиким в общении. Тренер должен понимать индивидуальный стиль обучения каждого участника. Тренеру необходимо владеть навыками продажника, а именно уметь выявлять потребности, понимать мотивы и ценности участника. Кроме того, не менее важна работа с возражениями. Например, это подразумевает, что важно уметь различать вопросы, которые требуют ответа и те, с которыми нужно работать, а отвечать на них не обязательно. К примеру, участник спрашивает: «А Вы действительно думаете, что эта техника сработает?». Неподготовленный тренер ответит, что сработает. Но правильный ответ на такой вопрос такой: «Как я понимаю, Вы сомневаетесь с том, что техника сработает…». К работе с возражениями можно отнести и эмпатию — способность чувствовать эмоции и потребности в группе, их взаимоотношения и отношение к тренеру. Навыки влияния основаны на эмпатии, так как влияние неэффективно при плохом понимании эмоций и потребностей собеседника.

Кроме того, важны навыки аргументации. Аргументация в тренинге — это не способ заставить всех думать одинаково, а возможность изменить точку зрения, если она ошибочна, подправить логику рассуждений.

Все эти компоненты относятся к эмоциональному интеллекту — его уровень и является основным требованием, предъявляемым к профессиональному тренеру.


Существуют различные мнения по поводу того, нужно ли тренерам психологическая подготовка. А как считаете Вы?


Психологическая подготовка — крайне важный аспект в работе тренера. Ведь все, с чем мы имеет дело в тренинге, исследуется практической и социальной психологией. Профессиональная подготовка предполагает изучение определенных научных дисциплин, а не только частный опыт отдельных людей. Жизненный опыт тренера — важная составляющая, но ее недостаточно. Психологическое образование — универсально, о каких бы темах в тренинге не шла речь.

А в чем специфика обучения тренеров в Украине и за рубежом? А в чем специфика обучения тренеров в Украине и за рубежом?


В основном, подходы к обучению у нас и за рубежом идентичны. Но особенностью является то, что есть отечественные школы, в которых сохраняются традиции подготовки тренеров. Есть «специалисты», которые просто не знают, о том, что отечественный тренинг существовал на постсоветском пространстве еще 60 лет назад.

Те тренеры, которые получили подготовку в области тренинга, по стандартам, которые были выработаны в советсткое время, выстраивают свои программы по определенным принципам, а те, у которых нет соответствующей подготовки, просто тиражируют западное обучение. На выставке Обучение и Развитие 8 апреля, я выступал с темой «Тренинг по-нашему: отечественный подход к практике тренинга». В своем выступлении я как раз и говорил об особенностях отечественного подхода к тренингу и подготовке тренеров, а так же о традициях, которые, к сожалению, многими игнорируются

Как идея популяризации отечественных традиций обучения будет транслироваться в Киевском Институте Тренинга?


Одна из ключевых задач Киевского Института Тренинга — воссоздание и обновление отечественных подходов и традиций к проведению тренингов, предоставление классического образования в области тренинга и подготовка «думающего тренера». Ведь сейчас есть определенное количество тренеров, которые работаю в стиле «мартышка и очки». У них есть набор теорий и запас игр и упражнений, вот они их и складывают в разнообразные конфигурации, не имея четкого представления о том, что важно и принципиально, что следует делать и почему и т. д. Кроме того, неверно забывать свою историю и отказываться от собственных наработок, ценностей и традиций.

Какие основные прогнозы в области обучения тренеров Вы можете выделить?


Сегодня многим хочется стать тренером за две недели или максимум за месяц. Компетентного тренера за такие сроки подготовить невозможно. Работа тренера требует достаточно длительной подготовки, личностных изменений, развития определенных навыков, а не просто знания определенных технологий. Я надеюсь, что те, кто хочет стать тренером, будут отдавать себе отчет в том, что это требует не только денег, но и времени и серьезных усилий. Следовательно, актуальная задача тренерского сообщества развитие, профессионализация и стандартизация тренинговой деятельности. Это и есть миссия Киевского Института Тренинга.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Тренінги для тренерів