Ролевые игры в профессиональном обучении. Часть 2

Ролевые игры в профессиональном обучении. Часть 2

Статья является частью методического пособия для подготовки специалистов СПТ-тренингов в Киевской школе тренеров при КАППП.

Первая часть статьи по этой ссылке

В чем же специфика ролевых игр, которые предлагает нам западная традиция? Игры имеют четко прописанные сценарий и инструкции на каждую роль, которые выдаются до начала проведения игры каждому участнику и в предусмотренной форме доводится до всей группы. В сценарии ситуация задается достаточно жестко, с многочисленными конкретизациями, что в любом случае затрудняет ее усвоение и накладывает ограничивающие рамки на спонтанные проявления участников игры, но тем не менее участник ведет себя так, как он вообще-то себя ведет в похожих ситуациях.

В плохо прописанных сценариях кроме характеристик ситуации задаются характеристики личности, т.е. характерологические особенности действующих лиц. Если навязываются, прописываются какие-от черты характера, участник игры сразу же ставится в условия "лицедействования": он должен изобразить нечто, сыграть нечто. В этом случае поведение участника опосредуется не только ролью и содержанием ситуации, но и "предписанными" личностными особенностями.

Подобная технология разработки и проведения ролевых игр снижает их эффективность, отвлекая внимание участников с обсуждения и осознания неэффективных индивидуальных форм профессионального (ролевого) поведения (например позиция "сверху" у продавца-консультанта) на обсуждение "объективных"сложностей ситуации, "сложностей характера" клиента, а также дает возможность для "оправдания"собственной неудачи: это же по инструкции я был робким и неопытным, а на самом деле я не такой.

Ограничивая инструкцией возможности спонтанного "отыгрывания" роли, мы снижаем обучающий потенциал ролевой игры и ее возможности в изменении отношений и установок.

Кроме того, поскольку большинство тренеров пополняют свой инструментарий, участвуя в других тренингах (во многих компаниях и подготовка тренера строится по принципу "делай, как я", т.е. копирования чужих программ), широкое распространение получают одни и те же игры, и вполне возможна ситуация, когда участникам тренинга предлагается игра, в которой они уже неоднократно участвовали. Опытный тренер без особых затруднений выйдет  из этой ситуации, на ходу модифицируя процедуру, а вот начинающий может потерять дееспособность.

Автор текста Дружинина Е.С.


Если Вас интересует тема применение ролевых игр в свое работе, предлагаем Вам ознакомиться с предстоящим тренингом "Ролевые и экспериенциальные игры как метод обучения" Киевской ассоциации практикующих психологов и психотерапевтов. Тренинг состоится 22-24 июля 2017 года.

За более детальной информацией обращайтесь, пожалуйста, по телефонам:

Сальникова Наталия, администратор Киевской школы тренеров СПТ


Оставить комментарий

Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите комментарий.
1000 символов

Пожалуйста, введите email
или Отменить

Другие статьи в категории Лидерство, тимбилдинг Психология, эмоциональный интеллект Тренинги для тренеров