Кто и как тренируется на тренингах

Краткий анализ потребностей в тренингах на современном рынке. Основные принципы построения тренинговых програм.

Сейчас стало достаточно модным посещать тренинги, бизнес-семинары, приглашать в организации специалистов для работы с персоналом, нанимать внутренних тренеров, создавать целые HR отделы и департаменты. Спрос, как известно, рождает предложение и на отечественном рынке с астрономической скоростью рождаются тренинговые компании, центры и просто "свободные художники". Благо, всевозможных центров по подготовке самих тренеров так же огромное количество как отечественного, так и зарубежного происхождения, где за не малую оплату (тысячи у.е.) и в течение буквально нескольких месяцев каждый желающий получает минимальные знания и красивый сертификат, подтверждающий, что владелец данного сертификата, действительно является бизнес-тренером, коучем, и т.д. Качество данных специалистов, как Вы понимаете, весьма сомнительное.

Даже наличие психологического диплома государственного образца не дает гарантию качества. Почему? Да потому, что для проведения действительно эффективного тренинга необходимо сочетание большого количества факторов начиная от специальных знаний и собственного опыта (что стоит за данным человеком? Какие дела и достижения?), личных качеств самого тренера, мотивов его деятельности (деньги заработать или все же что-то дать людям?), т.д. и заканчивая знаниями о человеке в принципе, психологии, тенденций рынка, и прочее. Для обладания всеми этими факторами, тренер сам должен постоянно повышать свою квалификацию и не гнаться за сиюминутной прибылью.

Давайте, к примеру, рассмотрим основные востребованные сегодня тренинги - это эффективные переговоры и продажи. Беседуя с руководителями предприятий, которым, собственно и нужны данные тренинги, часто сталкиваешься с парадоксом. Чем руководствуется руководитель, принимая решение обучать персонал? Редкие предприятия мыслят на перспективу и включают обучение в перспективный план развития компании. Чаще это либо дань моде, либо попытка решить текущие проблемы. В обеих случаях руководитель ограничен с одной стороны, отсутствием бюджета на обучение персонала, с другой стороны, не пониманием специфики обучения (кого, чему и как учить). В итоге, делается выбор в пользу краткого курса, который ориентирован сугубо на тренировку специфических способностей персонала, и не затрагивает более глубинных пластов личности. С такой "пожарной" политикой предпочтение отдается тренеру, который предлагает узко направленный тренинг (это и дешевле и дань моде отдана) и не настаивает на комплексном подходе к обучению персонала, предложения более обширные и комплексные отвергаются - дорого. Давайте оценим, что, в конечном счете, получается.

  • Убеждения
  • Ценности
  • Цели
  • Самооценка
  • Личные качества
  • Способности, навыки
  • Поведение, эмоции, реакции

Если рассмотреть структуру личности , то в основе лежат убеждения человека. Это самый глубинный пласт личности, он наиболее сложно поддается изменениям извне. Это, как говориться "впитанные с молоком матери" установки, привитые окружающей средой и слабо осознанные самим человеком (чаще вообще не осознанные). На основе убеждений человека формируется его система ценностей - следующий по глубине пласт личности. Он и сам, чаще всего, не может объяснить почему та или иная ценность для него имеет значение или наоборот не имеет - "дерусь, потому что дерусь!", говорил Д'Артаньян, помните?

Следующий пласт - это способность человека ставить и достигать цели. Данный пласт полностью зависит от предыдущих, базируется на них. И, человек либо может поставить соответствующие цели, либо нет и не "сдвинув" пласты, касающиеся убеждений и ценностей человека, тренировать его в искусстве постановки целей и их достижения практически бесполезное занятие. Он выйдет с тренинга и скажет - не работает!

Не маловажным фактором для реализации поставленных целей является мощная самооценка, без сбоев. Это тоже достаточно серьезный пласт убеждений, но базирующийся на предыдущих. Один человек, порой не может понять другого, как это бояться войти в кабинет или на сцену, др., а ты открой дверь и сделай шаг… Эта рекомендация работает только для человека с, в достаточной мере, выстроенной самооценкой, иначе - бесполезно. Данные глубинные пласты личности являются краеугольными. Не изменив или не достроив их, тренировать человека, развивая в нем специальные способности, навыки, поведение, реакции, т.д., может быть мало эффективным. Сопротивляются более глубокие пласты личности. В результате внутренний конфликт человека не дает возможности воспользоваться полезными навыками. А руководитель недоумевает, это же был хороший, дорогой тренинг, где же результаты?

Таким образом, большинство тренингов, связанные с мастерством продаж, переговоров, т.д. - направлены на изменение в человеке последних (на рисунке 1 нижних) двух слоев личности. Они не затрагивают глубинных пластов, поэтому результаты не могут быть долгосрочными и значительными. Эти тренинги необходимо проводить только комплексно, в параллель с изменением убеждений и ценностей человека. Тогда эффект будет более долгосрочным и изменения более значимые.

И, конечно, очень важно, кем является сам тренер - его личные качества, мотивы и настрой.
--------------------------------------------------------------------------------



--------------------------------------------------------------------------------

Наши тренинги:

«Кризис – катастрофа или благо»
«Бизнес – пространство женщины»
«Стратегии эффективных продаж»
«Раскрой в себе мастера»
«Отношение к деньгам»
«Эффективное командообразование»
«Возражения – ступени успеха»
«Мастерство коммуникации»


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг Менеджмент, керування, KPI