Рекрутинг в Украине, год 2010

Рекрутинг в Украине, год 2010

Рынок труда в последнее время кардинально изменился. Прежде всего, рынок соискателя сменился на рынок работодателя. Работодатель сейчас - хозяин положения, он диктует правила игры и задаёт тон.

1. Новые тренды в рекрутинге.


Что же изменилось с процедурами найма персонала?

Сейчас среди работодателей доминируют 2-е базовых стратегии рекрутинга:

  1. Уменьшения рекрутинговой активности (базовая - встречается чаще) – резко уменьшить набор персонала или временно его приостановить. Часто по отношению к персоналу действует принцип «старых выпускать, а новых не впускать», когда на место уволенного сотрудника нового не нанимают. Внешний рекрутинг переориентируется на внутренний. Усиливается работа с внутренним кадровым резервом и талантами среди нынешних сотрудников.
  2. Стратегия кадровых ротаций (встречается реже) – провести замену неквалифицированных работников или работников с очень высокой оплатой труда более квалифицированными и болем «дешёвыми» кандидатами рынка труда (т.н. набор «звёздных команд» за умеренную плату).


Помимо этого на рынке труда произошли следующие изменения:

Со стороны работодателя:

  • Меньшее предложение вакансий со стороны работодателя →более высокие высокие требования к соискателям на входе.
  • Существующие вакансии соответствуют принципу 3 в 1 (т.е. ведётся найм профессионалов, которые могут перекрыть несколько участков работы за 1 зарплату).
  • Малые бюджеты или их полное отсутствие в подразделениях рекрутинга компаний. Кадровый состав подразделений рекрутинга компаний сокращен частично или полностью.
  • Малая востребованность провайдеров рынка рекрутинга (различных агентств: рекрутинговых, Executive Search, консалтинговых).
  • Стало очень сложно вести прямой поиск (переманивание) работающих специалистов из успешных компаний. Среди работающих профессионалов стала больше цениться не зарплата на новом месте работы (> предыдущей на 20-30 %), а стабильное и перспективное место работы.
  • Увеличилось время рекрутеров на селекцию резюме неподходящих кандидатов, которые направляют их на любые вакансии компаний (кандидаты разного уровня просто «заваливают» работодателя своими резюме).
  • Увеличилась «ползучая» (переползти кризис) или «сидячая» (пересидеть кризис) лояльность персонала своим компаниям. Поэтому % текучести персонала уменьшился.
  • С момента начала кризиса проведены несколько ступеней оптимизации кадрового состава персонала. В результате рынок уже пережил 2,5 волны сокращений (осень 2008, весна 2009, частично – осень 2009).
  • Уменьшились предлагаемые кандидатам зарплаты и компенсационные пакеты. Часто докризисная зарплата выплачивается за значительно больший объём выполняемой работы. Во многих компаниях пересмотрены базовые оклады, снижены или даже отменены бонусы и премии.
  • Ранее дефицитные специалисты финансовых, строительных, инвестиционных сфер, а также авто продаж стали не удел. Повысилась значимость специалистов по риск-менеджменту, кризис-менеджменту, по работе с проблемными заёмщиками, «оптимизаторов» ресурсов организации разных уровней и мастей.
  • При подборе персонала на рынке труда увеличивается значимость рекомендаций текущих сотрудников (т.н. рефералов), что позволяет быстрее и дешевле найти подходящий персонал по социальной цепочке («по знакомству»).
  • Более тщательно анализируются расходы на рекрутинга. Оптимальность работы подразделения рекрутинга оценивается по 2-ум критериям:

- экономия компании по сравнении со стоимостью услуг в подборе персонала внешних провайдеров (мета программа – «движение от»);
- выгода, приносимая нанятыми сотрудниками (приносимая прибыль компании и эффективность новых сотрудников) (мета программа – «движение к»).

  • Активное использование в поиске персонала социальных сетей, профессиональных форумов, блогов отдельных профессионалов.
  • Увеличение количества «закрытых» вакансий, которые не афишируются рынку.
  • Увеличение роли в подборе персонале корпоративного сайта компании.
  • Активное использование on-line оценки кандидатов, путём их прохождения тестов, бизнес-кейсов и различных опросников.


Со стороны соискателей:

  • На рынке стало больше безработных, но не увеличилось количество ценных сотрудников. Талантливые сотрудники по-прежнему в цене, поэтому профессионалы даже сейчас быстро находят новую работу.
  • Безработные кандидаты значительно снизили зарплатную планку требований к работодателям, кандидаты – «звёзды» – оставили её на прежнем уровне или даже несколько подняли.
  • Бывшие руководители готовы рассматривать вакансии разного уровня (в том числе и исполнительского).
  • Бывшие владельцы предприятий-банкротов готовы предлагать себя в качестве наёмных топ-менеджеров.
  • Кандидаты готовы менять профиль своей деятельности и начинать карьеру в новом направлении.
  • Кандидаты из регионов стали более мобильными и склонными к переезду (сказывается худшая, чем в столице кадровая ситуация).
  • В 2-3 раза в целом для кандидатов (по сравнению с благословенными для них 2007-2008 гг.) удлинились сроки поиска работы.
  • Хедхантинг кандидатов сменился хантингом работодателя. Сейчас для успешного трудоустройства нужно обладать не только профессиональными компетенциями, но и уметь проводить полноценный поиск работодателя с дальнейшей продажей себя, как ценного товара (куда включается умение вести «холодные звонки», проводить телефонные и непосредственные презентации, владеть искусством работы с возражениями и проч.).
  • Увеличение значимости для соискателей качества бренда работодателя и его репутации на рынке. Истинные ценности всегда в цене. Что касается компаний, то это прежде всего: успешная история компании, её доля на рынке, позитивный информационный фон в СМИ, на телевидении и Интернете, забота компании о своих сотрудниках и т.д. Как это не парадоксально, за счёт своего бренда компания может платить меньшую зарплату своим сотрудникам.


2. Роль Интернет – технологий и социальных сетей в рекрутинге 2010.

Что касается использования Интернет- новинок в E-recruiting для поиска и подбора персонала, то это не является актуальным для большинства населённых пунктов Украины.

Сказывается низкая компьютерная грамотность регионов и не высокое покрытие территории Интернетом. Поэтому при подборе региональных сотрудников в рядовом областном или районном центре целесообразнее пользоваться сайтами по работе, СМИ (газеты и журналы) и объявлениями на местном телевидении и радио. Иногда неплохо работают банальные объявления на информационных досках.

Локомотивом в сфере новаций Интернета являются украинские города - миллионники. В них Интернет - технологии при найме сейчас активно используют для целевой аудитории кандидатов в возрасте до 30 лет.

Перечень новых Интернет - технологий для технически продвинутых молодых кадров из крупных городов весьма разнообразен:

  • Социальные сети (https://www.linkedin.com, http://www.connect.ua/, http://www.plaxo.com, http://www.facebook.com, www.myspace.com/, www.theladers.com/, www.zoominfo.com/, www.jobster.com/, www.friendster.com/, www.twitter.com/, www.xing.com/, www.odnoklassniki.ru/, http://vkontakte.ru/, www.atlaskit.com, www.moikrug.ru/).
  • Профессиональные форумы .
  • Деловые сети (к примеру, для HR: www.profeo.ua, www.yatop.com.ua/, www.e-xecutive.ru/, www.rb.ru/, www.vshtate.ru/).
  • Блоги.По-прежнему актуальными остаются сайты по работе и корпоративные сайты компаний.


Сейчас новые Интернет технологии количественно заполоняют рынок цивилизованного найма. HR- специалисты комплексно данные новации используют пока лишь время от времени (за исключением сферы IT и консалтинга).

За Интернет – технологиями, безусловно, будущее рекрутинга, т.к. количественные изменения на данном рынке со временем перейдут в качественные. Виртуализация рынка рекрутинга серьёзно будет чувствоваться уже в 2020-2030 гг. Это будет связано с количественным доминированием среди персонала компаний через 10-20 лет людей, рождённых в 80-90 гг. Это поколение технически грамотных людей, воспринимающих Интернет, как весомую часть своей жизни и склонных к использованию его творчески.

Многие рейтинговые job- сайты перешли на платную систему работы с работодателями. Ценовая политика стала более гибкой по сравнению с кризисом, но цены кусаются.

Поэтому значительно повысилась роль полезных социальных контактов в подборе персонала. Это часто дешевле и эффективнее.

Внутренние рекрутеры компаний используют рекомендации внутренних рефералов (рекомендаторов), чтобы найти нужного человека по социальной цепочке полезных контактов. Правило «6 рукопожатий» работает для выхода даже на закрытых и не публичных специалистов, которых нельзя найти в открытом доступе.
Важный момент – компании готовы выплачивать поощрительный бонусы для рефералов, порекомендовавших ценных специалистов.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг