Публичное выступление: основы успеха

Публичное выступление: основы успеха

Публичное выступление - не самое легкое мероприятие. Когда-то ораторскому искусству учили в специальных школах. Для кого-то общение с аудиторией - это наслаждение и высокое искусство, для кого-то - тягостная необходимость.

Если же проанализировать беспристрастно, то можно сказать, что публичное выступление – это процесс передачи мысли от оратора к аудитории, для успешного осуществления которого оратору следует соблюсти ряд условий.

Говорить по-сути, кратко и уверенно

О том, каких основных правил следует придерживаться оратору, чтобы его публичное выступление стало максимально эффективным, рассказывает тренер, владелец Студии управления временем "BogushTime" Людмила Богуш.

  1. Наличие готового предложения по решению вопроса, интересующего аудиторию. Люди будут слушать оратора только в том случае, если он будет говорить об интересующих их вещах, предлагая решения, а не просто спекулируя актуальностью темы. В качестве примера можно привести собеседование. У соискателя задача убедить работодателя принять его на работу. Если он будет просто рассказывать о том, что он будет работать и даже очень хорошо работать, это не приведет к желаемому результату, т.к. работодатель это уже подразумевает по умолчанию. А вот если соискатель перечислит работодателю конкретные выгоды и улучшения, которые он принесет компании, и пути их достижения - это покажет руководителю, что перед ним человек компетентный, деятельный и, безусловно, полезный компании.
  2. Четкое изложение конкретной идеи. "Некоторые ораторы, от невозможности членораздельно выразить свою мысль, впадают в "смертный грех словоблудия", нагромождая в сознании слушателя понятия, примеры и бесконечные уточнения. Аудитория расценивает это как явный признак неподготовленности и неуверенности в своем предложении", - акцентирует Л.Богуш. Во избежание подобных неприятностей следует четко сформулировать и расположить в порядке очередности изложения основные тезисы, понятия, выводы и следовать этому порядку во время выступления.
  3. Краткость изложения. Оратор должен уважительно относиться к слушателям и ценить их время. Кроме того, в обилии слов слушателю легко потерять суть сказанного.
  4. Вера в то, что вы предлагаете. Если человек сам не верит в то, что он предлагает, то как он может рассчитывать на то, что его словам поверят слушатели? Во время выступления оратор как бы превращается в командира, ведущего за собой мысли слушателей. Командир должен быть "впереди на лихом коне", прокладывать дорогу и указывать путь своим примером, только тогда он сможет увлечь за собой людей. Если же призыв командира звучит как "Вперед, орлы! А я за вами..." - ни один здравомыслящий человек за ним не пойдет.


Да, бывает так, что на данный момент ваше предложение звучит, скажем так, рискованно. В таком случае спикеру самому следует понимать: может быть то, что я сейчас предлагаю - это не самое лучшее из возможных решений, но это самое лучшее из того, что я могу предложить на данный момент. Может быть, завтра я предложу что-то другое, лучшее. Но сейчас я предлагаю именно это.

"Если оратор верит в то, что он предлагает, его выступление всегда выглядит и звучит естественно и убедительно. И задача оратора передать эту веру аудитории", - подчеркивает Л.Богуш.

Подготовить для слушателей "суперфразу"

Руководитель департамента по корпоративным связям компании "Киевстар" Жанна Ревнова советует тщательно подготовится к выступлению и сформулировать "суперфразу".

"Обязательно нужно хорошо подготовиться к выступлению. Не стоит рассчитывать на экспромт. Лучше заранее прорепетировать заготовленную вами речь перед кем-нибудь из коллег или друзей", - рекомендует Ж.Ревнова.

Необходимо хорошо понимать аудиторию, перед которой вам предстоит выступать, и знать ее потребности в отношении предмета, о котором вы будете говорить.

Следует четко и внятно сформулировать ключевое сообщение - тезис, который вы хотите донести.

Лучше всего сделать это в виде яркого, образного, запоминающегося высказывания – "суперфразы", а для подтверждения и более полного раскрытия основного тезиса можно вооружиться фактами и цифрами. "Суперфразу" рекомендуется повторить в течение выступления трижды.

"И, наконец, очень важно знать, что публика часто запоминает не столько то, ЧТО вы говорите, сколько то, КАК вы это говорите. Поэтому соответствующая интонация, мимика, жесты и внешний вид не менее важны", - отмечает Ж.Ревнова.

Главное – понимать к кому вы обращаетесь

Игорь Головань, управляющий партнер адвокатской фирмы "Головань и Партнеры", ставит во главу угла понимание оратором своей аудитории.

"Конечно, можно подойти к вопросу с некой научной точки зрения и сформулировать ряд правил, соблюдение которых вроде как должно обеспечить успех вашему публичному выступлению. Однако, по сути, главное, от чего должны зависеть и манера и содержание публичного выступления, - это аудитория, на которую оно направлено", - акцентирует И.Головань.

Необходимо понять, почувствовать, чего от вас ждут люди, что их волнует, почему они будут вас слушать, решение какой проблемы каждый из них хочет найти в ваших словах. Нужно понять, какая информация, какие доводы, какая манера будет наиболее эффективна в глазах данной аудитории.

И.Головань привел в пример кинофильм "Председатель", в котором, выступая перед колхозниками, председатель (Михаил Ульянов) для убеждения использовал мат, сказав, что он на войне матом в атаку батальоны поднимал и сейчас людей работать заставит. Казалось бы, совершенно недопустимый с общепринятой точки зрения прием. Но, видимо, в тот момент не оставалось иного способа, и герой Ульянова это почувствовал. И средства воздействия его публичного выступления были приведены в соответствие с аудиторией.

"К сожалению, привести выступление в соответствие с аудиторией удается далеко не всем. Многие люди превращают свое выступление в банальное самолюбование, совершенно игнорируя аудиторию. Иные пытаются "отбыть номер" используя набор стандартных психологических приемов. А случается, что человеку ищущему подход к слушателю и вынужденному "опускать" себя до уровня аудитории, не удается потом "подняться" обратно. Дело это нелегкое, однако, если вам удалось понять аудиторию и "настроиться на ее волну" - успех вашему выступлению практически гарантирован", - резюмирует И.Головань.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг Маркетинг, реклама, PR Продажі, кол центр, робота з клієнтами