О Психологии соответствия

В моей жизни планово это началось тогда, когда я в 1995 году был приглашён на одну деловую встречу, на которой должен был быть подписан какой-то серьёзный контракт о сотрудничестве.

В моей жизни планово это началось тогда, когда я в 1995 году был приглашён на одну деловую встречу, на которой должен был быть подписан какой-то серьёзный контракт о сотрудничестве. Заказчик – один из участников этой встречи тогда попросил меня присутствовать и попытаться определить по жестам, мимике, интонациям, насколько можно доверять другой стороне и врут ли они. Раньше меня специально никто на подобные мероприятия в такой роли не приглашал, поэтому мне было тяжело перестроить своё внимание на такой специфический приём информации.

Позже аналогичное я ощущал тогда, когда в 1997 работал оператором телевидения. Мне кажется, подобные чувства испытывают секюрити и другой специфический обслуживающий персонал. То есть, ты настолько оказываешься вовлечён в процесс отслеживания параллельной информации, что находишься как бы не здесь. В частности, о чём вёлся тогда разговор и какие были детали договора, который обсуждали и подписывали, я вообще не услышал и не увидел. Настолько был увлечён языком жестов, мимикой и интонациями, - а это очень много информации!

Деловая встреча прошла нормально, явных признаков того, что кто-то кого-то пытается «кинуть» не было. Было лишь некоторое естественное волнение у всех участников, какое бывает часто, тогда, когда происходит что-то важное, редкое и ответственное, аналогичное тому, как начинающий артист выходит на сцену, или когда хозяйка дома встречает дорогих гостей и переживает, чтобы о домочадцах было составлено хорошее впечатление.

Заказчик по ходу встречи меня коротко спрашивал, и, получив от меня знак одобрения, дал дальше «зелёный свет» подписанию контракта. Контракт был подписан. По завершении встречи заказчик меня наедине попросил рассказать подробнее о том, что я видел на встрече. Я рассказал. По ходу не только он удивлялся многим подробностям моего рассказа, но и я. Раньше я много об этом читал, а теперь, полностью сконцентрировавшись на мероприятии, я увидел и такие детали, о которых я раньше нигде не читал. Это было очень любопытно. Оказывается, если каждый из нас проживает какое-то чувство, то десяток наших сигнальных систем об этом параллельно сигнализируют. И если, желая скрыть какую-то эмоцию, какое-то чувство, какую-то информацию, вы стараетесь «перекрыть», нейтрализовать одну из сигнальных систем, один из каналов выдачи информации (например, мимику на лице), то остальные каналы информации вас всё равно выдадут.

Или если вы пытаетесь не скрыть, а разыграть несуществующую эмоцию, разыграть неправду, опять-таки умеющий читать сигнальные системы, ложь вскроет.

Кстати, только сейчас, спустя 14 лет, об этом снимают превосходный телесериал «Теория лжи». Замечательный телесериал – очень точный и на 90% правдивый с точки зрения анализа жестов, мимики и поведенческих реакций.

И вот так, работая учителем в школе, на телевидении телеоператором, занимаясь практической психологией, индивидуальными консультациями и групповыми тренингами, наблюдая за сотнями и тысячами людей, и видя ложь или соответствие в их поведении, родилось у меня целое направление в психологии, которое я назвал «Психологией соответствия».

Это массив знаний и диагностики, который описывает, наблюдает и анализирует самые разнообразные проявления мира и жизни.

Вот лишь некоторые из примеров, часть из которых вам покажутся знакомыми, а часть незаметными или недодуманными :)

Все мы знаем, что могут быть подделаны денежные купюры и ценные бумаги, и поэтому на них изготовители предварительно проставляют, пропечатывают, наносят разнообразные элементы защиты от подделок. И мы, пользователи и работники магазинов, касс, регулярно проверяем деньги на наличие и соответствие этих элементов защиты.

Аналогично этому, если вы решаете устроиться на работу, вы должны пройти собеседование и испытательный срок. В этот период вас работодатели и ответственные лица будут проверять на наличие и соответствие «водяных знаков» :) Вы работник настоящий или подделка?

Парень встречается с девушкой. Каждый из них проверяет друг друга. Бытует, кстати, в народе выражение: «Такая девка, что на ней негде пробы ставить!» Да, бывают и такие барышни. Как бывают и Голохвастовы, и не только в «За двома зайцями»… Но в данном случае, мне интересна народная смекалка, которая применила к подобному явлению слово «пробы».

Очень жаль, что Мастерству Соответствия не учат на многочисленных курсах по знакомствам на улице, по пикапу. Ведь это тоже самое, что учить бегуна быстрому бегу с помощью умения завязывать шнурки на кроссовках.

Пикап чаще всего – это лишь попытка преодолеть первое смущение и нерешительность перед «познакомиться». Это аналогично тому, как правильно написать резюме. Но что потом? Что происходит, после того, как парень познакомился с девушкой? Что происходит, когда по резюме вас пригласили на собеседование? Что делать бегуну, когда он завязал шнурки? И как выглядит в действительности девушка, которая накрасила губы, сделала причёску, надела красивое платье? Разве дуру за всем этим не видно? И что делают обычно дуры, чтобы скрыть свою дурость? Красятся? То есть, краской рекламируют свою дурость? Значит, чаще всего, когда перед вами накрашенная девушка, вы видите девушку, которая рекламирует свою дурость (Хотя ей кажется, что она дурость краской скрывает! Дура она дура и есть! :))

Другой дурак в это время думает, что хорошо бы ему заняться сексом с какой-нибудь девушкой. Но считает себя не наглым Животным. Значит, остаётся лишь один выход: прикинуться приличным Бизнесменом. А как выглядят Бизнесмены Приличные? В дорогом деловом костюмчике, с крутой мобилой, на крутой тачке, и с определёнными манерами поведения, якобы независимого, незаинтересованного, бескомплексного и сильного. Итак, он одел, завёл, приехал, фраерится. И этот дурак теперь, видя недоверие девушек, понимает, что понты «не прокатили». И он начинает усидчиво впервые со времён школьной зубрёжки, учить марки автомобилей, модели мобилок, фирмы-изготовители костюмов и позы, в которых должен стоять перед девушкой Приличный Бизнесмен. И, конечно, совсем ему в голову не может прийти, что именно НАЛИЧИЕ болезненного интереса к костюмам, мобилкам, тачкам и крутизне и рекламирует перед девушками Дурака. А действительное финансовое положение парня и его способность быть самостоятельным и надёжным, большинство девушек считывают в течение первых 10 секунд появления парня в поле зрения, а наличие его материального антуража и понты лишь упрочивают и подтверждают, что перед нами не Успешный Человек, а самоНЕуверенный Дурак. И если и идут после этого девушки на контакт, то лишь потому, что видят перед собой Дурака, которого они хотят использовать в своих Властных Собственнических интересах. А дурак всю жизнь потом удивляется, что его жизнь не сложилась. Дурак – он и есть дурак. :)

Большинство из нас подмечает несоответсвие часто. Сознательно, как профессионалы или бессознательно, на уровне «что-то тут не так, и я почему-то сомневаюсь» мы регулярно видим мир и его проявления. Недавно я увидел два фильма. «Тихий дон» двух режиссёров. Один фильм «Тихий Дон» был отснят в 1957 году Сергеем Герасимовым. А второй – последний фильм режиссёра Сергея Бондарчука, отснятый в Италии, который был смонтирован и завершён уже его сыном – Фёдором Бондарчуком. Посмотрев второй фильм, возникает странный уже своей логикой вопрос: зачем Фёдор подпортил имя своего отца, зачем он выпустил на экраны ЭТО несоответствие? Вместо крепкого, с одутловатым лицом от регулярного ветра, главного героя – умелого с самого рождения наездника-козака, мы видим играющего его артиста - интеллигентного итальянца-горожанина, лишь выучившего несколько па на цирковой лошади. Или смотришь на артистку, которую в жизни никто никогда не бил, и которая всем своим видом саморекламируется как властная, ленивая эмансипэ, и с этим видом играет регулярно физически битую и понимаешь: что это за «лажа»? Достаточно взглянуть на неё в эпизоде, когда она из реки набирает воду в два ведра на коромысле. Присмотритесь: артистка подчерпнула где-то по 1 литру в каждое из 10-литровых вёдер. Так за водой на реку никто не ходит!!! Что же это произошло с Сергеем Бондарчуком, создавшего раньше оскароносных «Войну и мир» и «Ватерлоо», который, как говорят, целый месяц работал руками в селе, чтобы они выглядели правдоподобно руками шофёра-Соколова в фильме «Судьба человека»? Неужели Сергея посетил старческий маразм? И кого из зрителей могут волновать проблемы режиссёра, где же найти в современной Италии опытного артиста-наездника или строптивую, с характером, но регулярно битую артистку-казачку? И посмотрите ещё раз более старый фильм, и вы увидите в точно таких же сюжетах разницу. Как прогибается коромысло и как прогибается спина героини, когда она набирает полные вёдра из реки! И как легко и привычно главный герой вскакивает на лошадь и использует её именно как регулярное средство передвижения! И перед нами на экране предстают не москвичка и итальянец, а действительно сильные донские казак и казачка.

Какие чувства у большинства из нас возникают, когда мы смотрим американские фильмы о советской истории? Ну почему эти голливудские актрисы так нагло и так быстро бегают в фильме? У нас «прототипы» не были во времена Сталина такими наглыми и эмансипированными! А любые подчинённые мужчины-прототипы тогда не демонстрировали свой гонор и свою «независимость». Неужели в Голливуде не понимают, что такое неестественное поведение сразу бы стоило их авторам репрессий или других аналогичных проблем? Опять «лажа»!

Очень полезно владеть профессиональными знаниями. И тогда мы увидим «лажу» в массе фильмов. В «300 спартанцах» мы видим героических греков и диких персов. Зачем нам врут? Ведь это невозможно представить себе, чтобы в действительности просвещённый, цивилизованный властитель Персии нацепил бы себе столько колец, пирсинга и татуировок. А образ, который нам показали в фильме – ложный.

Фильм «Король Артур» - очередная лажа! Население, которое жило во времена Артура так не выглядело. Большинство героев, нарисованных режиссёром-фантастом в реальности не соответствовали прототипам. Фильм «Троя», как очередной боевик с Брэдом Питом может и интересен, но опять таки не соответствует истории и образам прототипов Трои. Может это и Брэд, но по моемому, это брэд! :)

Несоответствие касается не только сегодняшних фильмов. Они были и в прошлом. Достаточно лишь внимательно почитать учебники по истории, и возникает несоответствие: почему ещё в сталинские времена были отсняты фильмы и возведён культ личностей Ивана Грозного и Петра 1? Чем же занимался и как жил в реальности Иван Грозный, что после его правления была уничтожена экономика страны опричниной, потеряны значительные территории на юге и западе, а Россия вверглась в смутные времена Лжедмитриев и безвластия, которые смогли хоть как-то притормозить какие-то Минин и Пожарский? Или кто же был в действительности автором тех всех петровских реформ, Пётр 1 или его старшая сестра Софья, которую принимала вся просвещённая Европа, а может быть и отец Петра 1 – второй Романов, Алексей Михайлович? Ведь достаточно просто посмотреть, что становится со страной ПОСЛЕ правления, и тогда можно оценить, кто же из руководителей строил и ПОСТРОИЛ, а кто понтовался и рушил и РАЗРУШИЛ?

Но это же просто: если вы видите перед собой «строителя», за которым сделанные им руины – вы ведь ему не верите. Потому что это – несоответствие.

Меня радует, что не только один я видит и говорит о несоответствии. Меня, например, радует, что Евгений Гришковец раскритиковал фильм «Адмирал» за несоответствие.

Критика и критическое мышление помогает людям стремиться к Соответствию и помогает отслеживать несоответствие или ложь – чьи-то плановые или случайные. Злонамеренные или Непрофессиональные.

В каждой профессии есть много несоответствий.

Какое начертание шрифта выбирает художественный редактор в редакции газеты, когда оформляет текстовый материал? Характер повествования, тема повествования часто предполагает использование соответственного, органичного шрифта. И это хорошо было бы знать не только художественным редакторам, а и обычным пользователям компьютеров. Если вы собираетесь написать любовное письмо, лучше не использовать для этого шрифт «Arial». А уместнее использовать шрифт «Decor». И, наоборот, вряд ли уместным будет шрифт «Decor», если статья написана о том, что заложены железобетонные сваи для нового заводского цеха.

Вы приходите в магазин и обращаетесь за помощью к местному консультанту. На что вы можете рассчитывать? Вы ждёте, что консультант вас поймёт, выслушает и будет в своих советах исходить из ваших интересов. Но всегда ли так происходит? А думает ли консультант о интересах своих? О том, что ему нужно сделать план, с которого он получит проценты или премию? Что нужно продать больше дорогих вещей? О том, что нужно незаметно продать вещи, которые никому не нужны, и которые залежались на полках. А вам нужно купить вещь подешевле и покачественнее? Что же посоветует вам консультант?

Соответствие или несоответствие?

Ещё в одном фильме «Шельменко-денщик» главный герой озвучивает крылатую фразу: «Всё так, но трошечки не так!». Это о соответствии.

Иногда в процессе популяризации непривычных или редких идей, некоторые авторы пытаются рассказать нам, подбирая для этого художественные образы попроще и попонятнее. Но иногда за этой неточной простотой теряется изначальный смысл. Например, интересные фильмы «Секрет» и «Секрет-2». Множество зрителей смотрят эти фильмы, а, посмотрев, гордятся «приобщённостью» к особенной информации, беря на вооружение простенькие чудесные советы. И действительно, планируют, что, спрятав в сундуке фотографию заморской виллы, они получат её как манну небесную через пять лет. Или повесив у себя над кроватью десятидолларовую бумажку и нарисовав на ней ещё много нулей, они через пол-года станут миллионерами. И, очевидно, что посмотрев ТАК эти фильмы, зрители и не догадываются о том, что секрет так и остался для них секретом…

(Статья Нечипоренко В.Н., Киев, 2009)


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Психологія, емоційний інтелект