О роли ведущих

Тренинги сегодня в нашем обществе пока еще продолжают оставаться для большинства людей новой и поэтому интересной формой обучения, досуга, отдыха и времяпрепровождения. Пока еще…

Конечно, в ближайшем будущем это изменится.

  • Уже изменилось. (Киев, 2008 г)


Почему? Потому что любое новое дело часто обрастает некачественной работой любителей «легкого рубля». Этому есть несколько причин.

Первая

Странная какая то психология у народа бывает: «Хочу все сразу, чтоб ничего не делать и бесплатно!». С этой позицией мы ежедневно сталкиваемся уже 10 лет. Написано: «Приходите на собеседование. Вся информация там». Нет, звонят: «Скажите, а сколько это стоит? А кто ведет? А что у вас…» Как будто, они собираются по телефону за 2 минуты решить все свои проблемы?... И 95% из таких звонящих по статистике и не собирались никуда идти, а звонят просто от нечего делать… И даже некоторые, кто уже пришли на тренинги, постоянно пытаются отлынивать от выполнений домашних заданий.

  • На одной из групп по окончании курса «Практическая психология на каждый день-1…» подходят двое наших славных ребят: «ВЭЭН! У нас есть проблема! Мы никак не можем познакомиться с девушками!... Знакомства на улице? Нет, это не работает!... Нет, мы знакомиться не пробовали… Ну, нам кажется, что это у нас не получится… Да, было задание еще месяц назад… Да, мы на занятии отыгрывали! Да, на занятии получалось! Так то на занятии! А на улице?... Почему не делали? Нам казалось, что нужно что то другое… Все таки, стоит идти на улицу знакомиться, и снова вспомнить пол сотни методов знакомства? Ладно, пойдем...» Как думаете, сразу ли пошли?...


Но есть и другая причина. Точно так же, как клиенты, участники групп часто не хотят работать, но и некоторые новоиспеченные «ведущие» часто вводят участников в заблуждение по поводу своего мастерства. И как следствие, дискредитируется целая форма работы, как тренинги (прошёл 1 неудачный тренинг, и все тренинги – «плохие». И даже при слове «тренинг» недовольно морщусь.) Поработал с неумелым психологом, и участник готов закрыть для себя целое направление в психологии, как возможность решить свои собственные проблемы, разобраться с собой, и в отношениях с окружающими людьми. Печально.

Уже несколько лет в Киеве просматривается интересная тенденция, касающаяся ведущих тренинговых групп. Такая.

  • ВЕДУЩИЕ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ. Обычно там психологической работы мало. Там много хозяйственно-бытовых вопросов. Ну, там помещение где снять выгоднее, какие еще новые формы работы придумать, и с какими людьми завтра выгоднее работать? А также заняться снаряжением для выездного семинара… А догадаться взять один, пускай и простой, сценарий и довести его до мастерства – нет, не получается! Клиенты для них – покупатели их товаров-услуг. То есть, тоже как-то не до душевности и не до проблем людей…

  • ВЕДУЩИЕ-«КОРПОРАТИВЩИКИ». Это особая разновидность предпринимателей-понтовиков, которые просто договариваются с директорами или другими руководящими лицами на фирмах о проведении для персонала фирмы тренингов, например, для усиления рвения работников в работе, сплочения коллектива и т.п. Причём договариваются фактически о совместном отмывании денег с этими руководящими лицами. В результате, заказчик тренингов становится безразличным соучастником халатной некачественной работы ведущих. А у персонала, посещающего такие «обязаловские» тренинги, быстро вырабатывается просто неприятие к самому слову «тренинги».

  • ВЕДУЩИЕ-ГАСТРОЛЕРЫ. Это тоже обычно бедный народ, но очень любящий «понты»: сертификаты, артефакты, гонор, высокие цены. Ну, естественно, кто оплачивает дорогой снятый в центре города офис и «крутое» тренинговое помещение? Конечно же, это входит в стоимость тренингов. Но столько ли стоит непосредственно их работа?... Любители «снятия денежных сливок» с городов: месяц в Одессе, пару месяцев – в Харькове, пол-года в Киеве, а потом еще на несколько лет в Москву… И точно ли настолько одинаковый народ в разных городах и странах, и нужно ли разному народу одно и то же? Обычно гастролеров это интересует мало. Клиенты для них «денежные бараны».

  • ВЕДУЩИЕ-ПСИХОТЕРАПЕВТЫ. Самая, пожалуй, замечательная категория. Если у тебя нет проблем – тебе их нужно найти, сделать, в крайнем случае, придумать! И ты должен вечно ходить под ощущением тотальной, почти не решаемой проблемности! Во как! У психотерапевтов, как и у других врачей, профилактика и здоровый образ жизни вспоминается гораздо реже, чем их начальная мысль, что перед ними больные люди, и их нужно почти лечить, почти насильно … В результате, клиенты начинают, действительно, верить в то, что они больны, а этот психотерапевт – единственный их Спаситель, превращающийся в наркотик…

  • ВЕДУЩИЕ-ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗОВ. Обычно люди в возрасте. Часто с научными степенями. Обычно не хватает институтской зарплаты (тоже понять можно). Вот только, школа их постсоветская, научная и совершенно оторванная от практики и жизни. Работают часто прямо на базе институтов. Клиенты обычно для них вечные «недоученные студенты».

  • ВЕДУЩИЕ-СТУДЕНТЫ. Психологические факультеты в институтах – это модно. Правда качественной обучающей школы практической психологии в киевских вузах пока еще нет, и судя по тенденции, будет еще не скоро… Но студенты – народ творческий, ищущий, энергичный и бедный. Потому попробовать что-то провести есть у многих, воодушевившись лишь фактом наличия каких-то программ, сценариев. И не особо задумываясь о результатах и последствиях таких экспериментов для участников. Работают часто от социальных служб для молодежи… Но мы очень любим этот творческий, ищущий народ, который на наших Мастерских ведущих с радостью узнаёт, что же такое качественные тренинги.


Так кто же такой «ведущий»? В чем его отличия от других… пожалуй, «педагогов»? К какой категории педагогов относятся ведущие тренинговых групп? И соответственно, что нужно развивать ведущим тренинговых групп?

Итак, педагоги:

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – это педагог, преподающий предмет. Например, преподаватель математики или преподаватель литературы. Эту категорию педагогов называют более точно ПЕДАГОГ-ПРЕДМЕТНИК или ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ПРЕДМЕТНИК. Их готовят педагогические училища и институты и именно их берут на работу в школы и другие учебные заведения. И именно их мы чаще всего ошибочно называем «учителями».

  • Да, уважаемые коллеги, вы большей частью – не учителя, а преподаватели! Отсюда, кстати, такие частые сложности с поведением и воспитанностью наших учеников. Точнее – не учеников, а слушателей.


ВЕДУЩИЕ-ФИЗКУЛЬТУРНИКИ. Часто людей вводят в заблуждение слова «тренинг» и «тренер». Но тренеры редко занимаются психологией. Хотя у некоторых иногда появляется соблазн себя причислить к ведущим. А почему бы и нет? Если, к примеру, система Норбекова – то очень даже может быть!... Главное – тело! Движения! Решительность! Режим! Тренировки! Упражнения! Круто! Быстрее! Молодцы! Собрались! Начали! Три-четыре!... Решительности и деятельности много. Но как правило, эти специалисты не занимаются решением большинства жизненных вопросов, не зависимо от рекламной вывески, будь то «Каратэ», «Гермес» или «Беркут». По своему, это нормально. Секюрити и бойцов в наем подготовить могут. Научиться бить морды всем, кто «криво посмотрит» - о да! Это по адресу! Но научат ли эти системы и эти ведущие клиентов жить?... Или быть добрее и нравственнее?...

Есть еще ПЕДАГОГИ-ВОСПИТАТЕЛИ. Это соответственно, те, кто занимаются воспитанием. Ну, там, как во время еды вилку в руке держать, как в людном месте прилично себя вести, какие слова можно употреблять, а какие нет и т.п. Эти педагоги востребованы, главным образом в дошкольных детских учреждениях.

Есть ПЕДАГОГИ-ОБСЛУЖИВАТЕЛИ. Они занимаются в основном, уходом за детьми (или взрослыми). Что такое уход за детьми известен любой матери: покормить, постирать, одеть, уложить спать, следить, чтобы не заболел, «никуда не влез» и «ничего не сделал». Педагоги-обслуживатели востребованы в обществе профессионально как нанимаемые няни, а также сиделки и санитарки.

ПЕДАГОГИ-ВОСПИТАТЕЛИ-ПРЕПОДАВАТЕЛИ, выполняющие также работу педагогов-преподавателей – это чаще всего педагоги младшей школы.

А ПЕДАГОГИ-ОБСЛУЖИВАТЕЛИ-ВОСПИТАТЕЛИ-ПРЕПОДАВАТЕЛИ это гувернеры и гувернантки.

Кроме того, есть ПРОПОВЕДНИКИ и ГУРУ. И хоть они профессионально работают чаще всего в церквях и других культовых и религиозных учреждениях, но именно они ближе всего к понятию «учитель».

УЧИТЕЛЬ же, это тот, кто учит. Учит, или преподает Учение жизни. Это куда более шире, нежели какой либо из учебных предметов. Учение жизни – это мудрость, это философия мудрости и мастерство жизни. Миссионеры, гуманисты, философы, мудрецы – они Учителя. Учителя-гуманисты – вот вершина мастерства величия педагога. И это те профессионалы, которых очень мало среди нынешних педагогов.

К какой категории относится ВЕДУЩИЙ ТРЕНИНГОВЫХ ГРУПП? Это вопрос скорее юмористический и философский. Ну, куда относится, так к нему и относятся!

По-нашему, Ведущий – это тот, который ведет. А за ним идут. Он смог заинтересовать, у него действительно есть то, что другим нужно! Потому за ним и идут! А он – ведет! Поэтому он ведущий! И чаще всего – это Настоящий Учитель. И тогда это качественно работающий Ведущий!...

  • Кадры из фильма "Максим Перепелица":


Генерал-майор:

- Трудновато придется вашей роте! Ну, как думаете, пройдут?

- Все, конечно, не просочатся, тем более что два отделения из взвода лейтенанта Фомина идут без сержантов. Но в бою прошли бы, товарищ генерал!

- А какая разница, в ученье легче, чем в бою!

- Разница в противнике, товарищ генерал! Одну военную науку изучаем!

- Хитер, старший лейтенант! Страхуется! НАУКА ТО ОДНА - это верно! ДА УЧИТЕЛЯ - РАЗНЫЕ! Вот и посмотрим, кто лучше своих людей обучил...


(Статья Нечипоренко В.Н., Киев, 2002)


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Культура, творчість Психологія, емоційний інтелект Тренінги для тренерів