План выхода на IPO: еще один аргумент для внедрения эффективной системы управления копанией

Аббревиатура IPO расшифровывается как Initial Public Offering, что в переводе означает "первичное публичное размещение акций".

Когда компания принимает решение о привлечении инвестиции с помощью выхода IPO, начинается подготовка ряда внутренних и внешних мероприятий. Среди внутренних мероприятий важное место занимает процесс построения прозрачной системы управления компанией. Поэтому выход на IPO можно рассматривать как один из важных движущих мотивов, определяющих необходимость и неизбежность начала работ по проведению реорганизации компании.

Любая компания, выходящая на IPO, преследует как минимум две цели: переход компании на новый уровень управления за счет придания ей публичного статуса и привлечение инвестиций. Одновременно с этими целями IPO можно рассматривать как эффективную и долгосрочную PR-акцию для компании. Ведь сам факт подготовки к IPO дает компании возможность коренным образом изменить управление бизнесом, сделать его более качественным и совершенным. Менеджменту приходится тщательнее и взвешенно подходить к принятию текущих решений и стратегическим задачам.

В первую очередь, инвесторам необходимо четкое представление стратегических планов компании и перспектив роста. Инвесторы должны понимать, как работает хозяйственная модель компании и какие виды бизнеса наиболее перспективны, как осуществляется управление компанией и как сопоставлены организационная и финансовая структуры. В качестве примера можно привести несколько критериев, которыми пользуется крупная инвестиционная компания при определении объектов инвестирования:

Опытная и активная команда менеджеров, объединенная с инвестором общим пониманием перспектив и системой экономических мотиваций.
Продуманная и четко изложенная бизнес-идея проекта.
Наличие долгосрочных лицензий, продвинутых торговых марок или высокая стоимость замены оборудования, затрудняющие приход на рынок новых конкурентов.
Лидирующая позиция на рынке: компания номер один (или два) в отрасли или сегменте рынка.
Структура собственности, обеспечивающая инвесторам контроль над доходами от деятельности компании.
Возможность для инвестора увеличить стоимость компании путем внедрения программы поддержки бизнеса (установка систем управленческого учета, избавление от убыточных производств и т. п.).
Конструктивные партнерские отношения с местными властями.
Понятная финансовая ситуация, не усугубленная непосильными долгами (особенно в иностранной валюте).
Безубыточная основная деятельность компании (либо ее достижение в течение ближайших 12 месяцев).
Внутренняя норма рентабельности (IRR) вложений не менее 30% в год и рост стоимости предприятия не менее чем в три раза.
Очевидно, что подготовка к осуществлению IPO - это длительный и многоаспектный проект для компании. Он включает как внутренние мероприятия, так и внешние. Среди внутренних мероприятий значительное место отводится процессу «прозрачности» получения показателей управленческой отчетности на основе данных официального бухгалтерского учета и получению отчетности по международным стандартам. В противном случае компании-эмитенту придется объяснять разницу финансовых результатов компании в бухгалтерской отчетности и в управленческом учете сотням потенциальных инвесторов. А они в свою очередь готовы воспринимать только «белую» отчетность, заверенную подписью известного аудитора.

Поэтому в перечне необходимых условий для успешного выхода на IPO присутствуют пункты о наличии отлаженной и прозрачной системы управления финансовыми ресурсами и ведении учета и отчетности по международным стандартам. По сути, результативность при выходе на IPO напрямую зависит от информации, которая создается о компании и позволяет ее успешно «продавать». Поэтому ключевым показателем становится качественная финансовая отчетность, которая строится на основании понятных и прозрачных информационных процессов.

Также, участники заинтересованы во внедрении механизмов корпоративного управления и формировании реально работающего совета директоров, в состав которого входят и независимые директора, для того чтобы разделить обязанности собственника и менеджера в компании путем передачи ее совету функции стратегического целеполагания и осуществления владельческого контроля. При этом собственник (группа собственников), отходя от оперативного управления бизнесом, не теряет контроль над менеджментом, освобождая свое время для других проектов или отдыха и при этом попутно решая вопрос о преемственности (наследовании) бизнеса.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Project management, управління проектами Менеджмент, керування, KPI