Овладение украинским языком как психологическая проблема

Овладение украинским языком как психологическая проблема

Овладение украинским языком представляет определённую сложность для людей, для которых родным является русский. Проблема состоит в построении схемы «русский + украинский» в психике человека.

Овладение украинским языком представляет определённую сложность для людей, для которых родным является русский. Проблема состоит в построении схемы «русский + украинский» в психике человека.
Сейчас в Украине многие руководители должны решить проблему овладения украинским языком своим персоналом. На этом пути есть определённые трудности, которые вполне можно преодолеть. Часть этих трудностей носит психологический характер.
Рассмотрим некоторые аспекты проблемы овладения украинским языком с точки зрения руководителя, управленца, имеющего определённые знания в области психологии работы с людьми.
Итак.

1. Изучение украинского языка может сопровождаться таким психологическим феноменом, как страх нового. Такой страх касается не только изучения языка, но и всей новой информации, поступающей в психику из окружающего мира. При поступлении нового извне у человека возникает психологическое сопротивление этому новому, в результате чего информация отторгается и не может быть усвоена. Это касается и языка.
Проблема состоит в том, каким образом преодолеть психологическое сопротивление и страх нового.
Решает проблему сознательная подача украинского языка в контексте очень положительной информации. Руководитель должен на конкретных людях проиллюстрировать подчинённым высокие достижения овладевших языком. Это должны быть люди, равные по статусу его подчинённым.

2. Владение украинским языком – это навык, серия автоматических действий, выработанных путём многократного повторения. Любой навык, в том числе и языковой, формируется на основе знаний. Знать означает помнить слова, фразы этого языка, их перевод на родной язык.
Проблема в том, каким образом загрузить в психику человека большой объём языковой информации.
Данная проблема решается быстро и эффективно с помощью методик обучения языку взрослых людей, которые ссылаются на не очень хорошую память.
Знания языка, если ими периодически пользоваться, трансформируются в умения, когда человек прилагает значительные волевые усилия, чтобы говорить на украинском языке, вспоминать перевод с русского на украинский. Если языковыми умениями не пользоваться, они быстро теряются. Это – проблема.
Решение проблемы состоит в работе с документацией на украинском языке и общении на деловом украинском языке, владение которым является неотъемлемой частью профессионального уровня любого сотрудника. Мы живём в Украине, и должны уметь общаться на языке, который называется по имени нашей страны.

3. Для овладения украинским языком нужна социальная потребность достаточно высокого уровня. Человек должен нуждаться в этом языковом навыке, чувствовать в нём необходимость. Так появляется мотивация к изучению языка. Одновременно с мотивом изучать язык человек ставит себе цель – конечный результат, который он получит, овладев украинским. Цель должна быть конкретной, даже прагматичной. Целью в этом случае могут быть дополнительные деньги, повышение статуса в обществе, расширение круга общения, самореализация и др. Если цель расплывчата, мотив не срабатывает. Когда человек замотивирован и у него есть конкретная цель, то осталось только совершить серию поступков, направленных на планомерное изучение и, в итоге, овладение языком. Реализация потребности, мотива и цели сопровождается чувством удовлетворения, иногда даже счастья, то есть того, к чему стремится каждый человек. Да, да! Овладев украинским языком, можно испытывать чувство счастья! Это – нормально.
Проблема в овладении языком возникает в случаях отсутствия потребности, мотива, цели.
Для решения проблемы руководитель организаций должен формировать потребности в изучении языка, применять различные приёмы, мотивации и ставить перед подчинёнными конкретные цели, чтобы они видели пути, ведущие к удовлетворению, счастью.

4. В определённых средствах массовой информации изучение украинского языка часто трактуется как насильственная украинизация, суть которой состоит в настойчивом насаждении украинского языка людям, которые не хотят его изучать. Телевидение, радио, газеты, журналы, интернет обладают большой внушающей силой на массовое сознание и на психику каждого человека. Слово «насильственная» по законам лингвистического программирования закладывает в подсознание людей информацию, связанную с насилием над личностью, что воспринимается негативно. Слово «украинизация» также осознаётся как отрицательное, в отличие от слов «Украина», «украинский». «Насильственная украинизация» - с точки зрения психологии, достаточно мощное словосочетание, обладающее большой внушающей силой и, соответственно, воспринимаемое многими людьми без критического осмысления.
В данном случае проблема состоит в программировании психики населения против украинского языка через средства массовой информации.
Решение этой проблемы состоит в применении приёмов депрограммирования в тех же СМИ. Эти приёмы в психологии известны.

5. Рассматривая овладение украинским языком как проблему интеллекта и способностей, следует отметить, что главной составляющей интеллекта (ума) является мышление в целом и такие его виды, как наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление. Речь идёт о врождённых задатках к овладению устной или письменной речью вообще. Эти задатки в процессе общения реализуются в речевые способности. Интеллект и способности тесно связаны. И если человек овладел речью, то он может говорить и писать не только на одном, а на нескольких языках. Интеллект и способности весьма гибкие психические функции в условиях работы с новой информацией, в том числе языковой.
Суть проблемы состоит в недостаточной скорости ассоциативных процессов, низкой быстроте ума.
Решение проблемы лежит в области применения адекватных методик обучения украинскому языку, активизирующих интеллектуальный процесс и переводящих языковые задатки в способности.

6. Интеллигентный человек не может позволить себе знать только один язык. Знание нескольких языков – один из ключевых признаков интеллигентности. У интеллигента отсутствуют проблемы с интеллектом. Истинные интеллигенты стараются овладеть как можно большим количеством языков, иногда просто для развития интеллекта. Однако, нельзя стать интеллигентом по принуждению. Интеллигентность воспитывается с детства. Интеллигентность, порядочность – личностные черты, стоящие рядом.
Недостаток у человека интеллигентности – проблема.
Интеллигентные люди без дополнительных просьб всегда будут в первых рядах овладевших украинским языком, показывая пример другим. Это и есть решение проблемы.
7. Личный пример руководителя, безусловно, является одним из главных стимулов для овладения украинским языком подчинёнными. Профессиональный руководитель всегда обладает лидерскими качествами, а лидер – это человек, за которым идут остальные и, если он скажет: «Надо!», то все, кто ему доверяют, сделают это. Если он покажет на собственном примере, что овладение украинским языком вполне реально и сам будет на нём общаться, то персонал по механизмам заражения, подражания, внушения сделает то же самое. Исследования показали, что личный пример руководителя в ряде случаев воздействует на людей сильнее, чем средства массовой информации.
Проблема состоит в реальном овладении украинским языком руководителем.
Решение проблемы лежит на поверхности: украинским языком нужно просто овладеть. Это – вопрос профессионализма руководителя.

Описанные аспекты проблемы далеко не исчерпывают её полностью. Но если их реально применять в работе управленца, конечный результат будет значительно выше. Успехов!


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Менеджмент, керування, KPI Переговори, риторика, ораторське мистецтво Психологія, емоційний інтелект