Чему и как обучать менеджеров среднего звена?

Тактика. Ожидаемый результат. Грамотное управление командой для достижения цели. В чьих это руках?

Если компания организм, то каким органом можно назвать менеджмент среднего уровня? Я считаю, что это руки. Команда поступает с головы, что им делать, и они выполняют. Наработав один навык, они могут приступать к другому и выполнять одновременно несколько дел. Руки передают в голову информацию. Представьте, что у Вас нет рук или они больны. О каком высоком результате можно говорить? Поэтому направим наши мысли на здоровье, радость и удовольствие. Думая о здоровых руках, их необходимо тренировать, это как стрельба из лука. Отлично натренированные голова и руки способны попадать точно в цель.
С чего же необходимо начать тренировки? Опыт показывает, что в большинстве случаев управленцы начального и среднего уровня, считают себя достаточно грамотными менеджерами. Ведь результат есть. Он же и так назначен на руководящую работу. Особой личной потребности в обучении не чувствуют. А если нет результатов, то обычно виноват его руководитель. А как в отношении собственного SWOT анализа?
С моего опыта, самый лучший инструмент стимулировать и мотивировать работников идти в ногу со временем и повышать свою квалификацию, это систематически проводить развивающую оценку (аттестацию). Подготовка к оценке даст возможность, менеджеру, прежде всего, проанализировать собственные результаты и результаты своих сотрудников. Изучая вопросы, прочитать и обновить свои знания и осознать каких знаний не хватает. Это я упоминаю об успешных менеджерах, которые стремятся к эффективному результату. У них есть возможность в процессе собеседования получить обратную связь от непосредственного руководителя и от своих внутренних клиентов. Услышат конкретно, что еще ожидается от него лично и от его подразделения, и в каком направлении менеджеру необходимо развиваться. В основной части люди в бизнесе хотят выглядеть достойно. Для них важно мнение окружающих. Вот оценка (аттестация) даст стимул к обучению. Быть уважаемым, востребованным, нужным.
Часто менеджеры среднего уровня аттестацию или оценку встречают «в штыки», агрессивно. Выискивают недостатки в тех, кто готовит эту оценку, и тех, кто участвует в оценочной комиссии. Думаю, здесь понятно – это страх. Страх выглядеть плохо, страх критики, страх получить негативную обратную связь. Важно правильно и позитивно подготовить презентацию проведения оценки с выгодами, прежде всего, менеджеров всех уровней.
Одними из важнейших результатов развивающей оценки станут: сформированный резерв руководящего и профессионального состава, к тому же осознанная программа развития и обучения указанных резервистов.
Основная часть персонала считает, что компания обязана обучать. Да, для достижения поставленных тактических и стратегических целей необходимо обучать свой персонал. Систематически заниматься повышением квалификации своих работников необходимо, тем более учитывая сегодняшний дефицит квалифицированного персонала, и грядущий дефицит просто людей (в перестройку резко упала рождаемость). Вот только риски желательно делить с теми, кого обучаем. Повышение собственной квалификации должно входить в должностную инструкцию каждой должности. Это должно стать корпоративной культурой компании. Сотрудники компании должны помнить, что их квалификационный уровень – это их стоимость на рынке. Существуют разные формы разделение рисков. Например: 80% оплачивает компания от общих затрат, 20% работник. Эта сумма может быть выдана без % кредитом с погашением в 3 месяца. Пропорции могут быть совершенно разные. Акцент делаю на фразе «от общей суммы затрат». В этом случае, работник уже думает, и в какой гостинице будет жить, и каким транспортом добираться. И самое важное, когда сотрудник компании заплатил хотя бы часть собственных денег, он более внимательно учится, максимально берет знания, участвует в процессе обучения, и тогда уже точно начнет применять эти знания на практике.
С персоналом, который направляется на обучение лучше составлять договор. В данном документе оговариваются условия инвестиций. И в случае своевременного расторжения договора, с работника высчитывается оставшаяся сумма (от 80%) пропорционально отработанному времени. Договор необходимо заключить до начала занятий.
Ответственное поведение менеджерского состава в отношении повышения своей квалификации, как культура, будет автоматически распространяться на рядовых работников.
Чему же учить менеджеров среднего звена? Прежде всего, основным функциям менеджера – управлению (планирование, организация, мотивация и контроль) вверенными ему ресурсами. Навыкам продаж и навыкам коммуникаций. Продажи: идеи, товара, услуг, бизнес-плана, бюджета, важности реализовать поставленную цель. Эти навыки также будут способствовать улучшению взаимодействия между подразделениями, что приведет компанию к своевременности достижения цели. Отдельно: отбором членов команды и управлению персоналом – самому ценному и сложному ресурсу. Навыкам обучения. Задача каждого менеджера обучать своих подчиненных. Бюджетированию и финансовому планированию. Основам хозяйственного и трудового законодательства. Основам маркетинга – это залог успеха и обслуживающих служб в том числе. И, конечно, систематическое повышение квалификации в направлении деятельности, за которое отвечает менеджер. Систематическое освоение новых технологий и методик.
Мое мнение, что это основной минимум классических знаний – 1й этап, которыми необходимо владеть менеджеру среднего уровня иерархии. Чем выше профессиональный уровень менеджера, тем выше экономия используемых ресурсов, тем выше прибыль предприятия.
Тренинги по лидерству, самоменеджменту, управлению временем, ораторскому мастерству и т.п. менеджеру надлежит получать самостоятельно за собственные деньги. Эти знания и навыки направлены на личную эффективность менеджеров. И еще раз подчеркиваю каждые приобретенные знания и внедренные в реальность, увеличивают стоимость человека на рынке труда.
Продолжение следует.

Экс Директор по персоналу крупных компаний Украины,
Бизнес-тренер, Руководитель
Центра Развития «Бизнес и Люди».
Виктория Алексеева



Приглашаю высший и средний менеджмент на бизнес-практикум
«Побеждающие тактики в бизнесе».


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Project management, управління проектами Менеджмент, керування, KPI