Искусство речи, или счастье — это когда нас понимают. Часть 2

Продолжение статьи. Сегодня о том, кто, что и как говорит в публичной речи. Ознакомьтесь с распространенными ошибками публичного выступления. Постарайтесь их избегать.

Кто? Оратор

Оратор, его поведение, внешний вид, и сама публичная речь не вызывает доверия. К примеру, если слушателями являются детьми, а вы вышли выступать к ним в строгом черном костюме. Если вы всем видом своим навеваете холод, а ваш язык и речь слишком вычурны для них. В этом случае они  слушать будут, но скорее от страха. Понимания вы не достигнете, а ваше искусство речи ими не оценится.

Решение: создание речи с приемами, которые помогут расположить к себе аудиторию. Речи оратора должна вызывать доверие. 

Что? Техника речи

Плохая техника речи. Ораторская речь невнятная, монотонная, тихая. Выразительность речи равна нулю, когда оратор монотонно «бубнит себе что-то под нос». Восприятие речи затрудняется. Кажется, что оратор сам себя не понимает.

Решение следующее: публичная речь должна быть громкой, хорошо поставленной и четкой.

Неудачное построение речи

Структура и логика речи отсутствует, нет полноты информации. Если в речи оратор теряет логическую цепочку, выступающий начинает придумывать что-то, чтобы восполнить пробел информации. 

Вот история, в которой видно как речевые барьеры влияют на восприятие речи: «Начало первой мировой войны. Один британский офицер проходил службу в Африке. Командование ему передало следующую депешу: «Объяв­лена война. Вы обязаны арестовать в вашем районе всех врагов». Прошло несколько дней, и офицер отрапортовал: «Мною арестованы семь немцев, трое американцев, четверо испанцев, пятеро французов, один аргентинец и один русский еврей. Сообщите срочно, кому мы объявили войну».

Решение: Построение речи должно быть логичным. Публичное выступление должно вести слушателя к цели. Речь, структура, обязаны увязываться с замыслом и логически подводить к выводу. Правильная речь преподносит полную информацию, избегает обрывочных и неполных сведений. 

Композиция речи не содержит образности, эмоционального запечатления

Язык и речь наполнены только цифрами, логикой, доказательствами. Такая речь называется сухой. Ораторское мастерство и искусство речи предполагает, что не все люди мыслят с помощью логики. Существует также образное мышление. Харизматичный оратор умеет объединять образы и логику. Это существенно улучшает восприятие речи.

Решение: Публичное выступление обогащается примерами (своими, соседей, примерами известных людей), притчами, анекдотами, афоризмами. Следует избегать сухости и монотонности.

Как? Мастерство речи

Ораторская речь слишком быстрая. Удивительно, но этот факт серьезно отражается на восприятии речи. Мысли слушателей могут не успевать за речью оратора. Очень быстро перегружается сознание. Аудитория в этом случае отвлекается, либо попросту засыпает.

При слишком медленной речи оратора, сознание слушателей опережает его речь. Слушатели  начинают додумывать его мысли, фантазировать. Публичное выступление им становится неинтересным. Слушатели находят сами себе развлечение, и в итоге перестают слушать.

Решение: данные речевые барьеры нейтрализуются с помощью контроля за скоростью речи. Она должна быть средней, около 120 слов в минуту. 

Публичная речь насыщена очень длинными предложениями

Язык и речь оратора изобилует сложными оборотами. Используется большое число соединительных слов на одно предложение: «ибо», «так как», «потому что», и другие. Информационные барьеры делают свое дело. Такая речь слабо запоминается, у слушателя теряется ее осмысление. Насыщенные приемы речи не дают ему возможности проследить за нитью выступления.

Решение: Ораторская речь, структура должны максимально упрощаться. Предложения нужно строить максимально короткими, от 5 до 9 слов. В случае, если не выходит упрощать предложения, следует их разделить смысловыми паузами.

Анонимный характер в речи

Такое построение речи приводит к непониманию. Употребление омонимов таких как: «она», «они», «оно» усложняет восприятие речи. Слушатели перестают понимать кто такие «они», что такое «оно», и что случилось «где-то» «как-то» «с кем-то».

Решение: называйте героев, вещи и места правильными словами. Используйте названия, имена. Обозначайте место событий, происходящих в речи. Персонифицируйте предметы.

Продолжение следует.

Приглашаем на курс ораторского искусства. 


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Переговори, риторика, ораторське мистецтво Психологія, емоційний інтелект Саморозвиток