Скорочтение. Как нас учили читать?

Первоклассник читает по буквам. Постепенно он приобретает навык чтения и начинает читать словами. На этом успехи в освоении техник чтения почти всегда прекращается.

Как известно, человеческий глаз способен воспринимать 10 000 знаков в секунду. А среднестатистический человек читает в лучшем случае 300 слов в минуту.

За счет чего же происходит торможение?

Во-первых: звуковой барьер (артикуляция, вокализация, фонетизация), или проговаривание читаемого текста про себя; во-вторых, малое поле зрения; в третьих, регрессии (возвращение к прочитанному).

На наших занятиях мы работаем со всеми тремя составляющими: подавление артикуляции, расширение поля зрения - тренировка переферического зрения, устранение регрессий. Кроме того, рост скорости чтения происходит за счет формирования новых навыков обработки информации, развития образной памяти и увеличения уровня внимания.

Как нас учили читать? Первоклассник читает по буквам. Постепенно он приобретает навык чтения и начинает читать словами. На этом успехи в освоении техник чтения почти всегда прекращается. А кто сказал, что невозможно читать строками, абзацами и страницами?

Чтение по буквам существенно снижает понимание текста. Вы, наверняка, не сможете выйти за пределы детской литературы, применяя стратегии чтения первоклассника. Подобную аналогию можно провести и с чтением словами. Освоив быстрое чтение, вы сможете схватывать текст целиком.

При обычном традиционном чтении наш глаз совершает 7-8 фиксаций на строке, тогда как при вертикальном 5- 6 фиксаций на странице. В результате страница прочитыеватся за 10-12 секунд, вместо обычных 2 минут.

Почему многие засыпают над книгой? При горизонтальном чтении, когда глаза бегают вдоль строки, со срочки на строчку туда- обратно, наблюдается эффект укачивания и человек плавно теряет внимание, отъезжает.

Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности, при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения.

С чем же это связано? Установлено, что скорость, с которой мозг обрабатывает поступающую информацию, приблизительно в 4 раза выше нашей обычной, т. е. медленной скорости чтения. Если на чтение одной страницы мы тратим 2 минуты, то мозг "справляется" с обработкой за полминуты. Что же он делает остающиеся полторы минуты? Не делать ничего мозг не умеет, т. к. процессы происходят постоянно. Но чем же он занимается в свободное время, пока глаза бегают по строчкам? В это время создаются непроизвольные ассоциации. Например, ученик читает учебник географии; встретилось ему слово "море". Глаза продолжают двигаться по строчке, губы шевелятся…
Со стороны посмотреть - очень напряженно ученик работает. На самом деле мысли его очень далеко: на внутреннем экране мелькает цепочка непроизвольных ассоциаций: море, пляж, песок, волны, чайки, солнце, прохладный ветерок… Мысль автора при таком чтении рвется на куски, не воспринимается как целое. Нарушается ее плавность, логичность. Усваивается она поверхностно, запоминается плохо. Случается так, что, дочитав до конца страницы, многие с изумлением обнаруживают, что не помнят ни единого слова.

Уровень понимания при традиционном чтении составляет 60%, при быстром - 80%. Медленное чтение можно сравнить с просмотром трех часового фильма, который смотрят кусочками по десять минут. В этом случае, согласитесь, трудно поддерживать внимание на сюжете и героях. Таким образом, высокая скорость чтения значительно уменьшает количество непроизвольных ассоциаций, т. е. способствует лучшему сосредоточению и пониманию текста.

Цель курса скорочтения не только научиться быстро читать, важно - увидел, понял и смог воспроизвести, т.е. из большого объема информации выделить главное и отложить в памяти.

На курсе «Скорочтение и развитие памяти» тренируются различные виды внимания, память, отрабатывается умение быстро и точно формулировать мысль.

В основу «нового скорочтения» положено развитие мышления, а скорость является следствием «правильного мышления».

Если вы читаете дословно, получается эффект человека, который за деревьями леса не видит. Ведь все мы знаем, что практически любой текст содержит существенную информацию (около 30-40%) и несущественную (около 60-70%), которая обрамляет главную мысль. Поэтому очень важен при чтении выбор именно нужной информации, важно уловить суть и идти дальше, быстро и эффективно обработать большой объем.


Оставить комментарий
Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите комментарий.
1000 символов

Пожалуйста, введите email
или Отменить

Другие статьи в категории Лидерство, тимбилдинг Переговоры, риторика, ораторское искусство Саморазвитие