Эмоции как помощник: аргументация на основе EQ

Эмоции как помощник: аргументация на основе EQ

13-15 ноября состоялся открытый тренинг Петра Холявчука «Аргументация, влияние, убеждение на основе EQ»

В ходе тренинга участники работали на разные цели: для кого-то аргументация была важна как навык лидера, кто-то стремился разобраться в природе эмоций и чувств, которые возникают в процессе аргументации, научится снижать уровень волнения и напряжения; были запросы научится отстаивать свои интересы, не испытывая чувства вины, дать себе право быть настойчивым.

Но, общим для всех участников запросом было желание получить целостное представление об аргументации: ее механизмах, роли эмоций, основных ориентирах и факторах.

Аргументация является инструментом разрешения конфликтов мнений. В ходе тренинга участники учились работать с эмоциями оппонента с целью достигнуть согласия, поддерживая свой эмоциональный комфорт и комфорт оппонента.

«В аргументации в большинстве случаев используется стратегия конкуренции, давления, - говорит Петр Холявчук, директор Киевского Института Тренинга. Некоторые участники посредством тренинга хотят научиться манипулировать людьми, для того, чтобы незаметно навязывать свое мнение. Обучение манипулятивному поведению противоречит этическому кодексу тренера, поэтому мы не проводим подобное обучение. Тренер имеет право учить тому, как распознавать и противостоять манипуляции, но не отвечая тем же, а реагировать цивилизованно, но эффективно».

Конечно, аргументация не позволяет полностью предотвратить конфликт, но с ее помощью можно сделать конфликт эмоционально комфортней для его участников, и быстрее перейти к этапу эффективного взаимодействия. В ситуации, когда у оппонентов противоречивые мнения, возникает напряжение, уровень которого можно снизить посредством техник аргументации на основе эмоционального интеллекта.

По словам Петра Холявчука, наибольшее удивление участников в тренинге по аргументации вызывает техника «пересказ»: «Если эта техника используется правильно, а не как цитирование, которое зачастую вызывает лишь раздражение и агрессию, она создает у оппонента, который изначально настроен враждебно, ощущение, что его поняли, а также вызывает чувство признательности – теплое чувство, словно вас укрыли пледом».

По данным исследований организационных психологов, если хотя бы один из участников конфликта продуктивно использует технику «пересказ», время на его урегулирование сокращается на 70 %.

Помимо удивления, участники тренинга по аргументации приходят в замешательство от осознания того факта, что целенаправленная работа с эмоциями другого: их распознание и правильная реакция, в разы повышает эффективность действий в конфликте. «Мы привыкли думать, что эмоции другого человека – это нечто очень приватное, то, чему не место в рабочих отношениях. Поэтому изначально участники скептически относятся к тому, что, работая с эмоциями другого, при этом, занимая открытую позицию сотрудничества, можно достичь значительных результатов» - делится Петр.

Работа с эмоциями, тем более в контексте конфликтного взаимодействия, наиболее сложна в коммуникации. Поэтому участие в тренинге по аргументации требует определенной предварительной подготовки и определенной коммуникативной компетентности. Но если в практикуме существование личного опыта аргументации почти необходимо для эффективного участия, то в тренинге ситуация другая – у кого нет большого опыта, условно говоря, тот может собирать из кубиков свой стиль аргументации, «с чистого листа». У кого же он есть – может разобрать его на составляющие и сложить в новой, более эффективной конфигурации.

Петр Холявчук: «Действительно, чем больше опыт участия в тренингах коммуникации, тем более эффективным будет для участника тренинг по аргументации. Так как для аргументации важны такие навыки как безоценочное слушание, эмпатичность, чувствительность к эмоциям другого и эффективное управление своими эмоциями. Чем выше уровень развития этих компетенций – тем больше может дать этот тренинг».

По словам Петра Холявчука, для того, чтобы использование приобретенной на тренинге техники стало привычным, спонтанным – сформировались навыки, необходимо порядка трех недель времени. (Умение – это то, что мы получаем в тренинге, но делаем это осознанно и целенаправленно. А навык это автоматизированный способ выполнения действия. - Прим. автора)

«То, чему учатся участники на тренинге – довольно простые инструменты, которые изначально могут показаться банальными и неэффективными. Моя задача – научить участников эффективно использовать простые умения, чтобы они приносили желаемый эффект, - рассказывает Петр. Каждый раз, успешное использование техники за рамками тренинга, подкрепляет уверенность и создает для участника мотивацию на продолжение дальнейшего использования инструментов. Постепенно умение закрепляется и переходит в автоматизированный способ выполнения действий, т.е. в навык».
Если участник на тренинге убедился в эффективности инструмента, в дальнейшем ему вряд ли сможет что-то помешать его использовать, разве что значительное количество неуспехов подряд, что зачастую связанно с неверным использованием техники.

ОТЗЫВЫ
Ирина Лакозина, главный специалист Департамента по связям с общественностью ООО «ТНК-ВР Коммерс»
«Теоретический материал и внимание к практической части тренинга помогли мне вывести процесс коммуникации с интуитивного на сознательный уровень. Тренинг стал полезным подведением итогов определенного этапа в моей профессиональной деятельности и дал возможность познакомиться с интересными людьми»

Анастасия Осадчая, тренер Киевского Института Тренинга
«Тренинг очень практический. Не думала, что тренинг (не терапевтическая группа!) может быть настолько глубинным и, в то же время, экологичным по отношению к участникам. Большую ценность для меня имела обратная связь от тренера и группы, от которых не осталось неприятного осадка и не возникло желания обороняться. Наоборот, возникло чувство благодарности за «прозрение» в каких-то вопросах, беспокоивших довольно давно. Важно то, что не давалось готовых ответов. Тебе просто показывали, как это есть, а путь искать тебе. Интересно, что это не вызывало не то, что обиды, а даже беспокойства. Появился азарт, энергия что-то делать с этим. Порадовало ощущение целостности: группой подтвердилось моё ощущение себя».


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Новини