5 императивов принятия решения по Адизесу

5 императивов принятия решения по Адизесу

Как принять качественное решение, которое будет реализовано

Чтобы принять решение, которое будет осуществлено так, как вы его хотите, нужно принять хорошо определенное решение. Хорошо определенным решением считается такое решение, которое дает ответы на 5 вопросов, которые чрезвычайно важно задать.

Эти императивы известны, как императивы принятия решений: зачем делать, что делать, как нужно это сделать, кто это делает и когда.

Если вы не выполняете хотя бы один из императивов, это создает проблемы с делегированием и прогнозированием того, будет ли решение реализовано. Возьмем императив «когда». Руководитель (Е)-типа хочет, чтобы задача была выполнена на вчера. Обычно он огорчен, если ничего не готово, и неважно, на каком этапе готовности его проект. (Р)-менеджер хочет, чтобы задача была выполнена прямо сейчас. (А)-тип зациклен на деталях, полагая, что для выполнения работы понадобится не меньше года.

Учитывая, что императив «когда» не сформулирован, у каждого стиля свои ожидания по поводу того, когда должна быть выполнена задача. Это может стать источником трений и конфликтов.

Вы можете себе представить масштаб проблем, которые возникнут, если команда, ответственная за реализацию решения, не достигла согласия по какому-нибудь императиву.

Хорошо, логично предположить, что все императивы нужно открыто сформулировать и окончательно доработать. Но, принимая окончательное решение, мы должны рассмотреть императивы принятия решений в определенной последовательности.

Прежде всего, мы должны определиться, с чем мы имеем дело, что пытаемся решить. Без четкого определения того, что является предметом обсуждения, мы не можем дискутировать. «Почему что?» - знакомый вопрос? Поразмыслите опять о вопросе «Почему что?». Основной упор делается на то, чтобы вначале определить, о чем мы говорим, а затем, зачем мы обсуждаем эту проблему. В свете полученных ответов, спрашивая зачем, нам, возможно, нужно будет вернуться и заново пересмотреть императив «что». Теперь, когда мы договорились про «зачем», изначальное «что», возможно, потребуется изменить.

Сейчас, когда мы знаем, что мы собираемся сделать, и зачем мы это будем делать, мы должны решить, каким может быть следующий императив. Последовательность зависит от конкретной ситуации.

Мы должны решить, какой из императивов более важный, чтобы его рассмотреть следующим, а какой рассмотреть потом и т.д. К примеру, если существует кризисная ситуация, которую нужно разрешить как можно быстрее, то следующий императив – «когда». Или когда для решения проблемы не хватает управленческих полномочий, следующим императивом будет «кто». Чтобы ответить на вопрос «кто», необходимо решить, кто должен взяться за выполнение задачи, принять или реализовать решение. Теперь, учитывая то, кого выбрали ответственным за реализацию решения, необходимо пересмотреть и изменить, если это необходимо, «что», «как» и «когда», потому что человек, которого выбрали, может встретиться с препятствиями в виде ограничений с компетенциями, и, вероятнее всего, он или она будет влиять на то, как будет выполнена задача и к какому сроку. Де-факто, это повлияет на то, что конкретно будет сделано.

Можно даже пересмотреть, зачем вообще это делается. И если, в другом случае, имеющиеся в распоряжении ресурсы ограничены, или решение должно быть реализовано в определенной последовательности, «как» должен быть следующим императивом.

Последовательность рассмотрения императивов зависит от конкретной ситуации. Решить, в какой последовательности рассматривать императивы, необходимо до того, как мы начнем обсуждать императивы в этой последовательности.

Решение считается хорошо определенным, когда мы можем ответить на вопросы: какое решение необходимо принять, зачем мы должны его принять, кто будет нести ответственность за его реализацию, к какому сроку оно будет выполнено и как.

Просто мои мысли,

Ицхак Калдерон Адизес


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Project management, управління проектами Маркетинг, реклама, PR Менеджмент, керування, KPI