Центр "Спикер": обучение ораторским и презентационным навыкам. Время меняет акценты

Центр "Спикер": обучение ораторским и презентационным навыкам. Время меняет акценты

«Когда я смотрю в зал, мне становиться страшно», «выступая, я испытываю сильное нервное напряжение», «у меня дрожит голос, в горле – комок»... Для решения этих и подобных проблем обычно приходят на тренинг публичных выступлений.

Страховые агенты и PR-специалисты, менеджеры по туризму и рекламе, маркетологи и IT – специалисты, аудиторы и банковские работники — представители многих направлений бизнеса являются участниками тренингов по данной тематике. Кто-то из руководителей компаний не совсем уверенно чувствует себя перед аудиторией, кто-то хочет поднять процент продаж за счет эффектной презентации своих услуг, а кого-то один только вид телекамеры на пресс-конференции уже вводит «в ступор»...

Беру на себя смелость утверждать, что многие бизнес-тренеры по ораторскому мастерству и бизнес-презентациям, вообще остались бы без работы, если бы у их клиентов отсутствовал страх публичности и была постоянная практика выступлений. Именно желание уверенней вести себя перед аудиторией является ведущей, не всегда осознанной, потребностью у тех, кто интересуется обучением по данной тематике.

Но ситуация с каждым годом меняется. Многие начинают осознавать, что вера оратора в себя является необходимым, но не достаточным условием отличного выступления. А руководители и эйчары, заказывая для себя и своих коллег корпоративные тренинги по развитию риторических навыков, ожидают куда большего. Сегодня они уже не спешат тратить корпоративные деньги и время только на постановку уверенной позы, эффектных жестов или мелодично звучащего голоса...

Бизнес интересует результативность, обучения в том числе. И потому ожидания заказчиков связаны прежде всего с тем, смогут ли участники тренинговой группы после окончания занятий самостоятельно проводить эффективные публичные выступления. То есть планировать результат своих речей заранее и добиваться его с минимальными, как для компании, так и для самого выступающего, затратами. В моей практике был показательный случай презентаций двух инвестиционных проектов, которые проводили разные компании. Идея, текстовое наполнение и слайды презентации первого проекта готовилась полгода, с привлечением креативного агентства, продюсерского центра и IT-специалистов. А презентацию второго проекта готовило и провело только два человека - руководитель отдела и его заместитель. Так вот: результаты выступлений были прямо противоположны вложенным затратам. Первая презентация впечатлила потенциальных акционеров своими техническими «наворотами», но на дальнейшие переговоры они пригласили других - тех двоих, которые легко и четко привели веские доводы в пользу совместного партнерства. Эффективность второй презентации была налицо.

Ключевая компетенция современного менеджера


Приведенный пример иллюстрирует еще одну важную тенденцию. Если еще совсем недавно ораторское мастерство чаще всего воспринималось как умение красиво выступать со сцены (а это ближе к актерскому мастерству), то ныне акцент делается на другом: успешный оратор — это тот, кто умеет убеждать других. Ведь за относительно короткое время, которое длится выступление, нужно не просто понравиться или запомниться зрителям. Необходимо, чтобы по окончанию речи спикера слушатели согласились с точкой зрения оратора, убедились в его компетенции, захотели продолжить общение... А по окончании бизнес-презентации — купили товар, оформили договор, сделали выбор в пользу проекта и т.п..

Так как умение убеждать актуально практически во всех сферах бизнес-общения, то и ораторское мастерство пользуется популярностью среди самого широкого круга предпринимателей, наемных менеджеров, специалистов. К тому же, если учесть, что коммуникация менеджера занимает около 50-70% рабочего времени, (а у некоторых топ-менеджеров достигает даже 90%), становится очевидным, что знание приемов эффективного убеждения полезно для многих. Бизнес-переговоры с партнерами, общение с клиентами, переписка с представителями государственных структур, совещание в кругу коллег, презентация новых решений перед экспертами... Везде необходимо лаконично и аргументированно излагать свои мысли, умело отвечать на «непростые» вопросы, тактично вести публичную полемику.

Хотелось бы обратить внимание на то, что мастерство убеждать других синтезирует целый ряд коммуникативных умений. Будешь ли ты убедительным, если не умеешь слушать и слышать, понимать интересы собеседников, тактично отвечать на их возражения? Нет, конечно. Поэтому заказывая качественное обучение по развитию ораторских и презентационных навыков персонала, руководители вправе надеяться, что ими будет сделан определенный вклад не только в рост продаж или в укрепление имиджа компании, но и в развитие корпоративной культуры организации в целом. Ведь коммуникативная компетенция персонала непременно снижает количество внутрикорпоративных конфликтов и улучшает атмосферу в коллективе.

Ораторские и презентационные умения влияют и на личную эффективность любого менеджера. Успеть уложиться во времени (тайм-менеджмент), запомнить текст выступления (развитие памяти — эйдетика), управлять слушателями (лидерские навыки)... Разве эти способности не важны для современного руководителя любого ранга?


Всем ли дано?


Нужно ли обучать риторическим навыкам? Ответ на этот вопрос частично
приведен выше. Да, нужно, другое дело кого, как и как долго.

Научиться говорить убедительно и вступать результативно может практически каждый - при определенных усилиях и затрате времени. Типичная ошибка здесь: ожидать, что к концу тренинга все будут «одинаково хороши» как спикеры. Конечно, у кого-то будет получаться лучше, у кого-то – чуть хуже. Исходный уровень риторических умений у сотрудников может быть различным, как и темп обучения, возможность практиковаться... Есть же талантливые от природы шахматисты, которые становятся непревзойденными мастерами и чемпионами, но есть и сотни тысяч любителей шахмат, которые хорошо и с удовольствием играют в эту игру! Аналогично, обстоит дело и с ораторским мастерством. Любой желающий может развить свои риторические умения.

Наш опыт проведения тренингов как в открытом, так и в корпоративном формате показывает, что развивать ораторские навыки полезно всем без исключения сотрудникам. Даже представителям таких «молчаливых» профессий как, например, бухгалтер или компьютерщик. Аргументированно излагать информацию важно любому деловомму человеку. Кто знает, сколько денег компании сэкономит завтра бухгалтер, если отстоит интересы своей организации в налоговой, а компьютерщик поможет заказчику грамотно сформулировать свои пожелания...

Но на месте руководителей компаний, отделов или эйчар-менеджеров я бы рекомендовала следовать такой тактике. Начальные риторические навыки развивать у всех перспективных сотрудников. Для управленческого состава (в том числе и управленческого резерва) проводить обучение по данной тематике обязательно, в рамках непрерывного развития менеджерских навыков, поскольку культура убеждения у иных руководителей, к сожалению, нередко уступает диктату приказа и силе голосовых связок.

В том случае, если фирма ведет активную внешнюю коммуникацию, в ее штате должны быть несколько лиц - «говорящих голов», которым нужно не базовая, а основательная риторическая подготовка. Речь идет не только о пресс-секретарях и пиарщиках, но и о тех, кто является экспертами в основных направлениях деятельности компании. Это они, первоклассные профессионалы, чаще других выступают на форумах и выставках, дают интервью и комментарии, презентуют новые идеи и решения. Именно из них следует делать «асов» ораторского мастерства. Но! Только в том случае, если эти специалисты склонны к публичной деятельности, им нравится фокусировать на себе внимание других.

Результаты таких вложений могут окупиться достаточно быстро. Примеров тому — десятки. Так, руководство одного рекламного агентства, заказав последовательно два тренинга по презентации, — начальный и продвинутый уровень — впоследствии полностью пересмотрело и оптимизировало...все бизнес-процессы. Высвободили от рутинной работы квалифицированный персонал, сократили издержки почти на половину... Оказались не нужными усилия целой группы менеджеров, которые неделями готовили по 160-180 слайдов презентации. И так было постоянно! Руководители и их подчиненные даже не догадывались о том, что клиенты просто не в состоянии были воспринять столько информации.


Рынок предлагает, а эйчар выбирает


Практически у каждого бизнес-тренера в списке его обучающих программ есть тренинг по презентации. Растеряться в море предложений от провайдеров тренинговых услуг может даже опытный HR-специалист или тренинг-менеджер. Как сделать правильный выбор, чтобы качество такого обучения было на высоте?

В свое время мы проводили анализ рынка стран СНГ и ввели классификацию тех, кто проводит обучение ораторскому мастерству:

а) психологи, в виде тренингов, акцентирующих внимание на теме «Как преодолеть страх публичного выступления». Основная часть таких программ посвящена вопросам уверенного поведения перед публикой, невербальным аспектам публичного выступления;
б) филологи, в виде лекционного тематического обучения «Как писать тексты речей». Изучаются различные полезные литературные приемы, но большим упущением такого обучения будет являться недостаток отработки навыков;
в) преподаватели театральных дисциплин. Благодаря им, участники тренинга развивают голос, дикцию, дыхание... Это важно для оратора, но всегда ли хорошие актеры, не имея опыта в деловой сфере, сами являются успешными презентаторами? Актеры говорят чужие тексты, а ораторам важно создавать тексты своих выступлений;

г). бизнес-тренеры, обучающие тому, «как лучше продавать продукт или услугу, выступая перед аудиторией». Многие аспекты таких программ затрагивают ораторское мастерство, в то же время часть тем так и остается «за бортом». Одним из недостатков указанного подхода, например, является определенная шаблонность предлагаемых участникам тренинга речевых формулировок. Как итог — презентации участников группы выглядят как братья-близнецы.

Следовательно, при выборе тренинга целесообразно думать об охвате всех перечисленных тем. Рынок стремится именно к этому, тренеры стараются включить в программы большой спектр разных техник для совершенствования разных умений. Но основная проблема в том, что многие тренеры не хотят (не считают нужным или не могут?) обратить свой взор на изучение науки, имеющей более, чем двухтысячелетнюю историю, - на риторику. Данная дисциплина не проста, особенно разделы, связанные с логикой и аргументацией, однако результат того стоит... Пока на рынке тренингов таких программ только две-три, не более. Господствует некоторое смещение в сторону повального увлечения «невербалкой» - работой с жестами, позами, мимикой и пр..

Возникает закономерный вопрос: разве сила слова и человеческой мысли менее важна? Наши современники обучаются по текстами речей блистательных ораторов прошлого и настоящего, порой не видя ни одного выступления, извлекают для себя немалую пользу. Ясно, что для успеха в публичных выступлениях важны все ньюансы — и что говорить, и как говорить...

Остро стоит и вопрос о соотношении теории и практики на тренинге. Нередко программы напичканы советами, но не готовыми решениями сложных для оратора задач. Чего только стоят рекомендации отдельных тренеров по типу «выступающему нужно быть сбалансированным и сосредоточенным» или «спикеру важно быстро парировать реплику оппонента». Все согласны с этими утверждениями, но вот как этому научиться знают только тренеры, специализирующиеся в тематике публичных выступлений.

Для меня лично первым признаком непрофессионализма бизнес-тренера является название самого тренинга - «Ораторское искусство». Человек, который помогает другим развить речевые навыки, а сам невнимательно пользуется словами, не понимая разницу между терминами «искусство» и «мастерство»?.. Уже этот факт должен насторожить клиента, так как «за искусством» не ходят на тренинги - способности и талант есть не у всех. А овладеть приемами ораторского мастерства, как технологиями хорошего выступления, доступно практически каждому.

Журнал "Управление персоналом - Украина", январь, 2011


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг Переговори, риторика, ораторське мистецтво