Карточные платежные системы застряли в бутылочном горлышке

Украина меняется. Разительно и необратимо. Все больше приближаясь <по форме> к странам Запада. Так, например, наличные деньги в кошельке - во всем мире давно стали знаком некой финансовой неустроенности.

Стандартный набор делового человека немыслим без пластиковых карт, а самые популярные платежные системы - Europay International и VISA International - представлены и у нас. Впрочем, отражают ли эти формальные признаки изменение сути торгово-финансовой и платежной систем розничной торговли? Оказало ли распространение карточных систем то влияние на экономику и банковский сектор страны, которое ожидалось? Поводом для постановки этих вопросов стало достижение VISA International своеобразного рубежа - выпуска своей миллионной платежной карточки в Украине.

Игра с цифрами

У наших соседей - Венгрии, Чехии, Словакии - около 20% населения сегодня владеет карточками VISA, в Польше - 15% населения. Для Украины сегодняшний 1 млн. пользователей составляет около 2% населения страны, а совсем не 5%, как это пытались представить журналистам на недавней пресс-конференции. Не так уж много, тем более, если учесть, что в Украине в пересчете на душу населения имеется наибольшее количество мест (POS-терминалов и банкоматов) приема карточек VISA в СНГ. Кроме того, нетрудно догадаться, что львиная доля вновь выпущенных карточек - это результат популярности зарплатных проектов. По той же причине растет и количество транзакций с ними. Действительно, все больше людей получают кровные в банкоматах, но потом делают покупки в магазинах за те же бумажные деньги. В этом ли суть карточной платежной системы? Конечно же нет, а в том, наверное, чтобы пользоваться удобством безналичных расчетов в розничной торговой сети и сфере услуг. Поэтому одним из недостатков карточных компаний можно считать то, что они мало внимания уделяют торговле и сфере услуг, от которых во многом зависит и рост числа пользователей, и спрос на определенные типы эмитируемых карт. Каждое розничное предприятие само решает, стоит ли ему устанавливать терминалы для работы с пластиковой системой безналичных расчетов. Это решение зависит от ряда факторов. В учет идут прежде всего покупательский прессинг и уровень конкуренции. Например, стоило в Великобритании сети магазинов, торгующих ручным столярным инструментом, установить у себя POS-терминалы, как в течение недели две другие сети конкурирующих магазинов организовали у себя то же самое. Никто не хочет терять покупателя. У нас пока еще далеко до подобной цивилизованной конкуренции за покупателя. Заботятся о наличии у себя соответствующих терминалов, в основном, элитные рестораны и бутики, расположенные чаще всего в центре Киева. Ведь их клиентура, как правило, активно пользуется престижными кредитными картами и давно привыкла ими рассчитываться, благо этому способствуют заграничные турне.

С другой стороны, супермаркеты, которые и у нас последнее время растут как грибы после дождя, далеко не всегда заинтересованы в наличии карточных POS-терминалов в их залах. Предпочитают устанавливать на своей территории лишь банкоматы. Оно и понятно: отчислять 3% от оборота за обслуживание клиентуры с помощью такой техники при собственной наценке на товар в 7-12% становится накладно. Это же не ресторан или бутик, где наценка в 60-100% не редкость. Поэтому, к примеру, в магазинах сетей <Мегамаркет> и <Билла> подобных терминалов нет, а, скажем, в супермаркетах <Фуршет> есть. По подсчетам экспертов, месячный оборот через терминалы безналичного расчета одного магазина достигает 150-200 тыс. грн. Не так уж и мало, хотя его и не сравнить с 0,5 млн. грн. наличных, которые проходят через аналогичный магазин ежедневно.


Безналом получается дольше


Существуют и другие проблемы. Так, для супермаркетов критичной является общая неразвитость телекоммуникационной инфраструктуры, при помощи которой терминалы в магазинах должны быть подключены к банковским процессинговым центрам. Бывают случаи, что <счастливому> владельцу карточки приходится ждать обработки транзакции на терминале до 10 минут, а иногда и час - в случае <зависания> информационных систем. Понятно, что такая работа, обещающая выстроить длинные очереди у касс, прежде всего, наносит ущерб имиджу магазина. Кроме того, наличные деньги, пусть и проходящие через кассу, все-таки более желанны для торговли, чем операции с безналом. И это не только инерция менталитета, но и реалии отечественного бизнеса, приученного ныне здравствующей системой налогообложения часть своего оборота прятать <в тени>.

Если говорить о периферии, то не секрет, что даже в областных центрах перечисленные факторы выражены еще существеннее - линии связи и вычислительная техника еще хуже, а спрос - слабее.

Кроме того, отстаем мы и технологически. В России, Казахстане, Латвии уже внедряются смарт-карты, которые не требуют связи терминала с банком и при этом гораздо лучше защищены от мошенничества. Если убытки от мошенничества по всем карточкам в среднем не превышают 0,7% от уровня оборота, то с картами на микрочипах (они же смарт-карты) обещают достичь заветного нуля потерь. Ведь такие карты невозможно скопировать.

Тем более обидно, что пионером по внедрению смарт-карт (еще в 1999 году) выступила африканская Гана. В Украине же из-за недостаточного количества пользователей этот проект не рентабелен. А ведь он мог бы значительно сместить покупательский спрос от базаров к магазинам. Да и вообще говоря, безналичные карточные расчеты - это не столько банковский проект, сколько общий проект сфер торговли, услуг и государства. Это выгоднее скорее государству и его финансовой системе, чем потребителю. Международная статистика свидетельствует, что увеличение вкладов населения в банках на карточных счетах на 1% приводит к росту ВВП на тот же 1%. Так что государство от этого имеет прямую выгоду. Переход денег в карточную форму ускоряет оборот капиталов банков, увеличивает траты покупателей и продажи в розницу. Не говоря о том, что анализ транзакций по картам позволяет многое узнать о своих клиентах.


Карточки для безденежных


Исходя из данных компании, в настоящее время средний пользователь за год совершает около 15 транзакций и тратит 700 долл. в год на покупки по карточке. Не мало ли это? Смотря с чем сравнивать. Например, карточка VISA Classic на Западе - <инструмент среднего класса>, т.е. предназначена для людей, которые готовы тратить на себя 700-2500 долл. в месяц, а не в год, как у нас. Карты Gold - для еще более состоятельных (и малочисленных). В Украине владельцев VISA Classic - около 30 тыс., а Gold - 7 тыс. Из карточек Classic - только 3 тыс. кредитных и 27 тыс. дебетовых. По кредитным картам банк допускает ограниченный перерасход средств, лимит доверия зависит прежде всего от кредитной истории владельца карты, его платежеспособности и вида карты: чем она престижнее, тем выше overdraft. Самые дешевые карточки VISA Electron и Cirrus/Maestro всегда дебетовые, то есть кредит по ним получить нельзя. И из 1 млн. пользователей - всего 10 тыс., которым банки более-менее доверяют и которые обеспечивают львиную долю оборота. По статистике 81% всего денежного оборота наших сограждан по всем карточкам VISA пришлось на Украину. И только 19% денег было потрачено за рубежом. Это свидетельствует о том, что пластиковая карточка в основном является местным платежным средством, и о том, что 1% пользователей карт (число кредитных Classic и Gold), которым средства позволяют часто ездить за рубеж, ухитрились оставить там почти 19% всех потраченных денег! Понятно, конечно, что менеджер среднего звена на Западе может получать столько же, сколько здесь топ-менеджер. Понятно и то, что прослойка нашего <среднего> класса в абсолютных и относительных цифрах намного меньше, чем в Западной Европе и США. И еще. Дешевые и наименее престижные карты - VISA Electron или зарплатные Maestro, которые, по утверждению банков-эмитентов, доступны даже <студенту и пенсионеру>, последним-то как раз и не нужны. В силу бедности этих категорий граждан. Кроме того, то что дешево, не всегда удобно - по карточкам VISA Electron и Cirrus/Мaestro нельзя забронировать номер в гостинице, авиабилеты или взять машину напрокат за границей. Так что перспективы дальнейшего взрывообразного роста карточных систем под вопросом и полностью зависят от роста покупательской способности массового потребителя. Сегменты элитарных покупателей, скорее всего, карточками уже насыщены.

Андрей ЛАЗАРЕНКО


Оставить комментарий
Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите комментарий.
1000 символов

Пожалуйста, введите email
или Отменить

Другие статьи в категории Маркетинг, реклама, PR