Зачем в кризис обучать персонал

Сегодня сложно встретить публикацию, в которой бы не упоминалось о ФЭК — финансово-экономическом кризисе

 Сегодня сложно встретить публикацию, в которой бы не упоминалось о ФЭК — финансово-экономическом кризисе. За год мы свыклись с ним так же, как и с эпидемией птичьего, а затем свиного гриппа, феноменом Эль Ниньо и увеличением в нашей галактике количества черных дыр.

Конечно, за предыдущее десятилетие относительно стабильная экономическая ситуация стала казаться нормой, а для нашего поколения, начавшего свой трудовой путь в конце девяностых, так и вообще представлялась нормой. И вдруг ОН пришел. Толпы социологов, психологов и, увы!, бизнес-тренеров, в купе с представителями иных профессий, оказались на улице. То, что раньше было модным и даже казалось нужным, вдруг перестало вписываться в новые экономические реалии.

Первое, что пришло в голову топ-менеджерам (и в какой-то степени с ними согласна) — это пересмотреть структуру затрат. И вдруг выяснилось, что самая большая статья расходов на предприятии — это люди! Мало того, что им нужно платить деньги, кормить, обеспечивать рабочие места, за них еще нужно отчислять в казну государства определенную сумму денег ежемесячно, обучать, развивать, в общем, холить и лелеять. И в стране начались массовые увольнения и пришедшая с ними истерия и паника. Расходы на персонал стали резко сокращаться, начали сворачивать мероприятия по развитию персонала, в общем, «затянули кадровые пояса». И стали ждать экономического чуда. Только оно почему-то не произошло. Почему?

Бытует мнение, что для того, чтобы найти выход из сложной ситуации, нужно задавать правильные вопросы. Например, не «за что?» а «зачем?». Почему в мире случился ФЭК? Что он может нам дать кроме неприятностей? Мне сложно оценить последствия ФЭК в незнакомых и непонятных мне областях, но в области обучения и развития персонала (для работников западных компаний привожу аббревиатуру T&D) ответы на эти вопросы можно найти достаточно легко. За что нужно действительно быть благодарным кризису — это за возможность изменить вектор управленческого мышления. Перевести его с количественно — механистического на качественно — инновационный.

Раньше, в «жирные нефтяные времена», как их принято называть сейчас, было модно обучать персонал. Заседала на очередном собрании группа топ-менеджеров и думала — куда бы еще потратить нераспределенную прибыль? Так на обучение же! Вызывался бизнес-тренер с длинным референс-листом и желательно напечатанной книжкой типа «Как увеличить продажи в десять тысяч раз», проводил некое действо, после которого выходили счастливые и расслабленные сотрудники с загадочными лицами, и в списке корпоративных мероприятий ставилась галочка — сотрудники обучены.

Дело доходило до смешного, когда продавцов, работающих с мелкой розницей и имеющих непосредственный и живой контакт с клиентом, отправляли на тренинг по телефонным переговорам. Конечно, это полезно и нужно. Но не сейчас и не здесь. Немудрено, что первым делом срезали именно расходы на обучение персонала. Потому что не видели в них смысла. И правильно, потому что в этом случае смысла действительно нет.

Так неужели мы будем до бесконечности урезать бюджеты, чтобы остаться на плаву? Если да, то это печально, поскольку в этом случае предприятие никогда не выйдет из кризиса. Почему? Давайте вспомним феномен «японского чуда», когда после Второй мировой войны, Хиросимы и Нагасаки, японская экономика стала возрождаться, как птица Феникс из пепла. Опять-таки, не вдаваясь в экономические дебри (иначе никогда не выпутаюсь) скажу, что топ-менеджеры крупных предприятий изменили вектор своего мышления, сделав его качественно-инновационным. Что позволило, снизив себестоимость производства, предложить покупателям качественные товары? Откройте любу книжку типа «Лидерство Мацуситы» и увидите, что на первом месте в концепции такого лидера стоят люди. Система обучения, наставничества, развития человека.

Грамотный, профессиональный, замотивированный человек принесет предприятию гораздо больше пользы. Тот самый не поддающийся исчислению «человеческий фактор» может работать, в отличие от станка, по 12-14 часов в день, улучшать и модернизировать свой рабочий процесс, приносить новые идеи по работе предприятия. Поэтому в условиях кризиса людей не только можно, но и нужно обучать. Только грамотно, как сказал уже наш классик «с толком, с чувством, с расстановкой». В этом случае топ-менеджеру снова нужно задать себе правильные вопросы «Зачем обучать», «Кого обучать», «Как обучать». И не нужно покупать дорогостоящие тренинговые программы для обучения всего персонала в количестве 10 тыс. человек. Наверняка топ-менеджер скажет «Нет, Вы что, с ума сошли, это же очень дорого!». Однако можно прикинуть затраты на обучение и посмотреть, настолько ли это нереально для компании. Например, если менеджер хочет обучить группу из 10 менеджеров по работе с ключевыми клиентами. Двухдневной тренинг будет в среднем стоить 60 тыс. руб. (цифры приблизительные, точного маркетингового исследования рынка не проводила), два дня отсутствия на работе 10 менеджеров в среднем (исключая решения срочных рабочих вопросов по мобильным телефонам) — около 60 тыс. (при зарплате в 70 тыс.).

При этом если каждый из них в месяц заключит контрактов на несколько миллионов, можно считать затраты окупившимися. И при этом не только повышается мотивация сотрудников. В коллективе появляется ощущение стабильности — если нас обучают, значит, мы еще нужны Родине, а это уже напрямую связано с производительностью труда. На светящийся от счастья и крепкого ночного сна (наконец-то!) отдел посмотрят другие сотрудники. Конечно, в глубине души (а может, и не так глубоко) они позавидуют счастливцам, но и в их ежедневный труд придет ощущение стабильности и нужности.

Получается, что обучать сотрудников нужно. Только сможем ли мы преодолеть нашу русскую ментальность «коль рубить, так уж с плеча», чтобы сохранить золотую середину и вывести предприятие, а за ним и всю страну (приношу извинения за пафосное высказывание) из жестоких лап экономического кризиса?


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Менеджмент, керування, KPI Переговори, риторика, ораторське мистецтво Продажі, кол центр, робота з клієнтами