Мысли о вере

Вера есть приключение за приключением. Из одного вытекает вовсе не то другое, которого мы ждали.

Вера -  есть приключение. "Приключение" происходит от слова "соединение", "связь", то есть оно означает примерно то же, что на латыни "религия". Объясняют это так, что "религия" есть связь людей с Богом, но религия есть и связь событий в жизни людей. Вера есть приключение за приключением. Из одного вытекает вовсе не то другое, которого мы ждали.

Неверие не есть преступление. Человек, который не доехал до какого-то города, не преступник. Наоборот: он чего-то еще не переступил. Неверующий знает веру как знают город по картинкам и путеводителям: вот тут собор, тут красивая маленькая церковка, тут жил замечательный человек. Можно по путеводителям и очеркам изучить весь город, и все-таки это будет лишь видимость знания.

Собор, отталкивающе огромный и помпезный на фотографиях, вдруг окажется сравнительно небольшим среди огромных жилых кварталов. В маленькой красивой церкви окажется хамоватый священник и туда тянуть не будет, а рядом с домом покойной знаменитости вы вдруг познакомитесь со вполне живым, хотя и не знаменитым человеком, и это знакомство изменит всю вашу жизнь.

Вопрос в виде утверждения: "Я не могу поверить в существование Бога и не хочу поверить, что его нет... Это печально". Это не печально, это типично. Верить в Бога и не верить в Бога - тут нет симметрии. Сходство в одном: нельзя поверить в то, что Бог есть, как нельзя поверить, что Бога нет.

Поверить в то, что Бога нет, нельзя потому, что это человек твёрдо знает. Бога нет. Это "медицинский факт". Нельзя же верить, что нет василисков, сепулек и, соответственно, сепуления. Нет любви (одни гормоны). Нет совести (одни социальные условности-договоренности). Солнце вращается вокруг земли. Капитализм придумали евреи, и он скоро кончится. Земля плоская. Черепаха, на которой стоят слоны, на которых стоит земля, предпочитает мясо, а не морковку. Хочешь, не хочешь, а с этим нужно смириться. Так говорят атеизм, научное мышление, картезианский метод и газета "Знание - мыло".

Религия, богословие и мистика говорят, с другой стороны, что нельзя поверить в Бога. Можно даже не пробовать. Как ни напрягайся, самое большее - поверишь в то, что ты веруешь. Обычно же усилие поверить в Бога ведёт к усталости, мигрени и экземе, а в крайних случаях к ханжеству и инквизиторству.

Человек не может ни устроить бурю, ни усмирить бурю. Человек, самое большее, может устроить бурю в стакане воды.

Вера иногда обрушивается на человека как буря, иногда обвевает его как отпускной ветерок, но в любом случае доля человека в уверовании - быть человеком, то есть, быть готовым к постоянному изменению, к неожиданностям, к тому, что все представления о мире и окружающих людях - лишь суеверия. Держать ум и сердце распахнутыми. Не быть богом... Это очень трудно человеку, не быть богом, во всяком случае, не вести себя с окружающими так, словно я один - Господь Бог, а они мои творения. Тогда Бог сможет проскользнуть - или ворваться, это уже как Он захочет - в душу.

Главный источник неверия — вера, своя вера и чужая. И отсутствие веры, и присутствие подпитывают неверие. Если человек "не верует", то он это осознает, потому что рядом кто-то все-таки верит, "рядом" в пространстве или во времени. Веровать можно даже, если не подозреваешь, что есть неверие.

Чужая вера мешается под ногами, кажется неверной — а иногда она действительно неверная, хотя она действительно вера. И вот верующие, которых и так немного, так схватываются друг с другом, что со стороны кажется - к Христу и не протолкнуться,

 

Бог – не психолог, хотя встреча с хорошим психологом часто напоминает встречу с Богом. Радость, ощущение, что «заново родился», вволю познал самого себя, сориентировался, прозрел

 

К сожалению, и встреча с Богом может напоминать встречу с психологом. Первоначальный подъём («первая любовь», дерзко сказано в Апокалипсисе), ощущение, что «всё понятно», прилив сил, хочется всех обнимать и удивительно, почему люди смотрят снисходительно либо даже с некоторым испугом удаляются за горизонт. А потом «всё возвращается». Человек, может потерять веру, может потерять желание ходить в церковь, может потерять силы.

 

 

 Есть очень хорошая шутка,что выгоднее быть верующим, чем неверующим, потому что если Бог есть, Он за веру наградит, а если Бога нет, то и терять нечего.

 

Вера же невозможна без постоянного усилия, переброски мостика от одного мгновения к другому. Если человек веровал вчера, это ничуть не делает его обязанным веровать сегодня. Логической связи тут нет, лишь психологическая.

Поиск Бога теоретически - довольно бессмысленный процесс, напоминающий поиски чёрной кошки в тёмной комнате, тут правы скептики. Правда, в реальности найти эту кошку вовсе нетрудно - надо просто поставить блюдечко с молоком рядом с собою. Найти Бога труднее, потому что мы всё время норовим искать Его, а часто нужно - и верующему, и неверующему - дать Богу найти себя. Бог ведь ищет человека усиленнее и дольше, чем человек - Бога. Чтобы оказаться в Его присутствии - не бессознательно "быть в Его присутствии", а быть и сознавать это - нужно захотеть Его как кошка хочет молока.

Я не верю в существование бога, и поэтому считаю, что 2007 лет назад у супругов Иосифа и Марии просто-напросто родился ребенок. Но зато каким человеком он стал!».

Собственно, «символ» - то же, что «пароль»; это слово, на которое должен следовать отзыв. С греческого это слово вернее всего перевести как «соединялка». В древней Греции «символом» называлась дощечка: друзья, расставаясь, писали на ней текст, а затем разламывали пополам. Наступала разлука - может быть, пожизненная, так что один из друзей мог и умереть. Тогда «соединялка» переходила в наследство к его сыну, и тот, вернувшись в Афины и найдя отцовского друга, показывал не паспорт - их тогда и не было, а символ. Так Символ Веры есть часть Знания о Боге: часть, данная Богом людям, расставшимся с Ним. Это очень маленькая часть, то, что нужно для узнавания Бога и радостной встречи с Ним. Мы знаем о Боге одну миллионную, но и это - ужасно много, и это - не всегда легко понять, а главное - Символа Веры достаточно для вечной с Ним жизни.

Символ Веры начинается словом «верую». По латыни «верую» - «кредо», и так уж повелось, что под словом «кредо» в современном русском языке понимается всякий комплекс убеждений. От этого же корня происходит и слово «кредит» - кто нам одалживает деньги, тот верит нам. Если нам дают кредитную карточку, значит нам так доверяют, что позволяют расходовать больше, чем есть у нас на счету.

Бог даёт человеку веру как чувство Своего присутствия, Своей помощи. Бог может даже лишить человека этого чувства веры, чтобы испытать человека. Христиане называют такое состояние "богооставленностью" и принимают его как испытание веры: когда нет чувства веры, остаётся вера как состояние всей личности. Иметь чувство веры так замечательно, что утратить это чувство страшно.

Когда нет выхода, надо искать Вход.

Первые страницы Библии сообщают, что у этого Входа стоит ангел с огненным мечом, чтобы мы не могли войти. Последние страницы Библии сообщают, что ангела с огненным мечом сменил Иисус с игом, бременем и крестом. Так что вход не только есть, но ещё и открыт.

Ежи Лец мудро сказал: "Ну, пробьёшь ты головой стену - и что ты будешь делать в соседней камере?"

Пробивать надо потолок.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект