Актерские техники – базис коммуникативной компетентности

Доклад на 10-й конференции бизнес-тренеров и консультантов, Санкт-Петербург

1.Из опыта

Наверно, стоит начать свою специфическую тему пояснениями о том,как она соотносится с реалиями сегодняшнего бизнеса.Имею тренинговый опыт с самыми разными аудиториями и индивидуумами – от рядовых продавцов до персоналий,занимающих значимые посты в политике и бизнесе. И,думаю,ярче и острее прозвучат запросы,озвученные руководителями.

Важной составляющей первого лица компании становится Публичность – т.е.необходимость это самое лицо предъявлять клиентам, партнерам, акционерам, журналистам и т.п.
Поэтому первоначальное обращение – проблемы, связанные с выступлением перед большой аудиторией или общением со СМИ.
На следующей,более глубокой стадии моего с ними общения, выясняется,что проблема шире и глубже.
В своей компании статус и отношения понятны,а вот когда приходится общаться с людьми более высокого ранга,или с журналистами,или с чиновниками…Или проводить переговоры,будучи уверенными в их результате и подготовленными к процессу,а на выходе…
Вы не против,если в нашем общении я не буду употреблять слово «клиент»? Вместо него я буду говорить «партнер»,ОК?

Итак,один мой партнер,руководитель крупной национальной структуры, который пришел в бизнес(не удивляйтесь)из цирка,причем специализацией его была клоунада,просил поработать с ним.Как ни парадоксально,но ему было просто вытворять чудеса раскрепощенности на сцене,но когда ему довелось общаться с депутатами,он стал теряться и волноваться.
Другой,который занимает лидирующее положение в своей отрасли и сейчас двигается в политику,рассказал,что для этого движения ему нужна поддержка в определенных кругах.И вот он прилагает огромные усилия,организовывает через посредников встречу с нужным человеком, а приходя на нее вместо продвижения к задаче,как он сам говорит «выказывает свое почтение и откланивается».
Третий всячески увиливает от выступлений перед своим собственным большим коллективом – даже если нужно сказать тост или кого-то поздравить.
Четвертый с успехом проводит сложные переговоры на самом высоком уровне,но на любое общение со СМИ отправляет пресс-секретаря.
Пятый,руководитель национального отделения международной компании,мучительно переживает необходимость раз в год перед руководством и руководителями других отделений презентовать годовой отчет,при том,что показатели его лучше многих других коллег.
Шестой считает,чтог мог бы работать продуктивнее,если бы общение с партнерами из регионов не занимало так много времени.Установил в столе
кнопку,и когда не знает как закончить разговор,нажимает на нее,заходит секретарь и говорит,что его срочно вызывают.Но партнеры ведь одни и те же…
Седьмой,точнее седьмая,старается максимально точно,сухо,быстро и конкретно решать вопросы с подчиненными и коллегами,и не понимает,почему ее не ценят по заслугам,карьерный рост затормозился, ее побаиваются и часто вокруг нее возникают конфликты.

Что внутри всех этих историй? А их ведь на самом деле намного больше.
Кажется,что всем действующим лицам не хватает уверенности в себе,
не правда ли?
Но так ли это? Как же они тогда добились своих больших побед?

Действительно ли залог успешной коммуникации это профессиональные знания? Но разве знал репортер или чиновник больше меня о моей компании,или сработал какой-то другой механизм?

Кто же или что управляет человеком в ситуации Публичности?

Об этом мой доклад,основанием для написания которого послужил личный практический опыт – 20 лет жизни в театре (актриса,режиссер),преподавание актерского мастерства и техники речи будущим артистам в театральном ВУЗе, проведение тренингов и индивидуальных занятий с 1999 года, персональный и командный коучинг в компаниях самых разных сфер деятельности.

2.Структурируем техники актерского мастерства

Как связано все то, о чем говорилось выше, с актерскими техниками? Перечислю некоторые, развиваемые у артистов навыки:

внутреннее раскрепощение, снятие зажимов (управление мышцами лица и тела), владение голосом (полетность, тембр), дикция и артикуляция, дыхание, эмоциональное окрашивание речи, навык вхождения в состояние активной сосредоточенности и удержания одновременно большого количества объектов внимания, взаимодействие с партнером (умение сосредоточиться на партнере, физическое и словесное взаимодействие с партнером, ощущение партнера, воздействие на партнера), преодоление психологических барьеров, страхов и волнения, выработка рабочего самочувствия, работа с энергией, приемы релаксации и концентрации.
Есть ли в этом списке что-то очень «киношное» или «театральное», необходимое именно артисту и ненужное продавцу, секретарю, менеджеру, руководителю? Не на этих ли простых вещах строится любое взаимодействие людей?
Кто, как не артист, способен заразить нас своим эмоциональным состоянием, «Что он Гертруде, что она ему…»?
Качество, которым в первую очередь определяется профессионализм артиста - умение быть эмоционально-заразительным,то есть влиять на эмоциональное состояние собеседника либо аудитории.
Таким образом, можно говорить об эмоциях как о мощном ресурсе, в том случае, если ими управлять; и о факторе, снижающем нашу эффективность тогда, когда они управляют нами (простым языком: «когда эмоции захлестывают»).
Второй мощнейший ресурс, по моему мнению, это внимание, то есть способность находиться в состоянии активной сосредоточенности и удерживать большое количество объектов внимания одновременно (что и как я говорю, что с моим лицом, голосом, жестами, эмоциональным состоянием, что и как говорит мой собеседник, как меня воспринимает аудитория). И та же дуальность: если внимание рассеянно или отвлечено на второстепенные факторы, наша способность к конструктивной деятельности ниже и требует больших временных затрат, чем когда мы сосредоточенны.
Три навыка,которые важно развить применительно ко вниманию(делаю для этого практические упражнения «по школе»):
1. Удержание одновременно нескольких объектов внимания(сначала 2-3, затем увеличиваем ).
2. Увеличение времени, в течении которого способны находиться в состоянии активной сосредоточенности
3. Переключение внимания.

Что это все дает в практической деятельности?

Внимание:
Одновременно пишу и говорю по телефону; успеваю отслеживать изменения в собеседнике,а не только занимаюсь собой; вижу всех(а не кого-то одного) во время совещания; имею навык активного слушания; оперативно реагирую на реплики; успеваю вовремя использовать известные мне техники, помогающие эффективному общению.
Эмоции:
Являются важной составляющей по отношению к себе для принятия решений; по отношению к собеседнику либо аудитории необходимы для убеждения (можем впол-уха слушать рациональные сухие доводы,но среагируем на эмоционально-насыщенную речь).

Простое,выполнимое без группы упражнение на удержание одновременно нескольких объектов внимания – читаем на память стихотворение и в это же время нужно сосчитать все стулья или ручки в комнате – в общем,любые имеющиеся перед глазами в большом количесте однородные предметы.

На эмоциональное окрашивание речи – одной скороговоркой признаться в любви, напугать, заинтриговать, отругать и т.д.

3.Узнаем ресурсы Лидера, стили лидерства

Если говорить о лидерстве, то из шести лидерских стилей ( пять других, как известно: авторитарный, обучающий, товарищеский, демократический, амбициозный), наиболее успешным является стиль воодушевляющий – создающий наиболее плодотворную творческую атмосферу и ощущение общности, что будет хорошей платформой и для делегирования полномочий, и для принятия совместных командных решений, и, конечно же, для мотивированности и лояльности сотрудников.
По другому этот стиль можно назвать «резонансным лидерством» - так как он предполагает умение лидера входить в эмоциональный резонанс с сотрудниками, вызывать мощный эмоциональный отклик, вдохновлять, выстраивать позитивные гармоничные отношения с окружающими, формировать благоприятный психологический климат.
Два базовых,определенных мною выше,человеческих ресурса,а именно внимание и эмоции, применительно к лидерству приобретут следующие три качества:
1. Активное сознание (осознавание собственных переживаний, наблюдательность за внешними факторами – людьми,пространством)
2. Оптимизм (ясное понимание своих возможностей и четкое представление о том,как достичь желаемого,попутно получая удовольствие от процесса) (К.Р.Снайдер)
3. Эмпатия (готовность деятельно проявлять свои внимание и заботу к чувствам и переживаниям других людей).

Конечно же,для приобретения этих качеств лидеру необходимо развивать эмоциональный интеллект – самоосознанность, управление собой, социальную чуткость, управление отношениями с другими.

И хотя артисты совершенно труднопереносимы за пределами сценического пространства(из-за избыточной сосредоточенности на себе), попадая в него, мгновенно перестраивают свою психофизику, входят в необходимое эмоциональное состояние, чутко слышат «дыхание» зрителя и приводят его к заранее запланированному, срежиссированному эмоциональному подъему.
На профессиональном языке этот навык называется эмоциональной подвижностью.

А то,что эти умения приводят к успеху,подтверждают выборы 1980 года в США – президентом страны стал профессиональный актер Рональд Рейган.

4.Понимаем важность невербальных составляющих коммуникации

Давайте вспомним известное соотношение(А.Меграбян) составляющих первого впечатления о собеседнике, которое складывается в первые сорок секунд общения.
Вербальная информация (то есть произносимый текст) это аж семь(!!!) процентов, а именно над этим мы думаем больше всего, к этому готовимся – что же такое умное сказать,какие доводы привести. В то время как главные девяносто три процента приходятся на «невербалику»: пятьдесят пять процентов моторика (мимика, жесты, положение в пространстве) и тридцать восемь паралингвистика (мелодика речи, расстановка пауз, интонирование, тембр). Чаще всего мы и не осознаем, что нравящийся нам человек говорит приятным голосом, делает жесты, попадающие в зону нашего комфорта; в то время как неприятный обладает слишком высоким или чересчур громким голосом, нечеткой дикцией, размахивает излишне руками, слишком быстро или чересчур медленно перемещается в пространстве. Поскольку эти девяносто три процента находятся в области неосознанного, часто мы не понимаем, почему наше общение с другим не завершилось нужным результатом – а ведь всю подготовленную информацию сказали.

Приходим к выводу: важно не только что мы говорим, но и как мы это делаем.

Упражнения:
1. за ширмой два участника разыгрывают ситуацию из их делового общения, я снимаю их на видео. Остальные по голосу определяют их эмоциональное состояние,потом смотрим и сравниваем.

2. Один участник находит пластическое выражение загаданному ему чувству, остальные отгадывают.Обычно упор идет на мимику,а язык тела часто идет вразрез с ней,из-за чего возникают абсолютно противоречивые трактовки в восприятии.

5.Используем тело и его возможности и способы выразительности

«ХОЧЕШЬ ИЗМЕНИТЬ МИР – НАЧНИ С СЕБЯ»! (Махатма Ганди)


Мы говорили о том,что важно осознавать и управлять собственными эмоциями. Но как это сделать?
Есть древние медитативные практики,которые помогают стабилизировать эмоциональное состояние.Но у них есть обратная сторона – во-первых, этот способ меняет отношение к происходящему, делая его менее значимым, соответственно понижая мотивацию к активным действиям; во-вторых, из состояния спокойствия и отрешенности сложно и других побуждать к продуктивной деятельности, соответственно падает и способность влиять на сотрудников и партнеров.
Подавлять свои эмоции? Верный путь к стрессу либо эмоциональному выгоранию.
Изменить или остановить внутренний диалог? Отформатировать мышление,сделав его более позитивным? Хорошая задача,да вот только потребует непрерывной внутренней работы на долгие годы.

Безусловно,я ни в коей мере не отрицаю гармонизирующее значение духовных практик, но их результат либо непредсказуем, либо требует больших временных инвестиций.
Практический подход к решению задачи я вижу в работе с телом.
Опираюсь на классиков: К.С.Станиславский говорил «От внутреннего к внешнему»,а его ученик М.Чехов провозгласил противоположное - «От внешнего к внутреннему»,изобрел метод «психологического жеста» и основал актерскую школу в Голливуде.
На самом деле, оба подхода верны – нельзя оторвать внутренние переживания от телесности. Как мы понимаем,в каком эмоциональном состоянии находится наш собеседник? В первую очередь, по выражению лица.Но и не видя его(например со спины)по позе,положению в пространстве, мелким неконтролируемым движениям мы можем понять переживаемые им чувства.То есть эмоции проявляют себя через тело.
Но и тело влияет на эмоции: в жару или после обеда сложно заставить себя двигаться, сидим в неудобном положении – раздражаемся, что-то болит – не можем сосредоточиться.
А как действуют обезбаливающие лекарства? Они расслабляют спазмированные, то есть сжатые мышцы,пережимающие нервные окончания.
И если понаблюдать за проявлениями чувств,то мы увидим,что позитивные переживания сопровождаются телесным расслаблением, а негативные – мышечными зажимами,приводящими к судорожным неконтролируемым движениям.
Рецепт для решения задачи следующий:
когда нам нужно повысить свою эмоциональную активность, начинаем делать энергичные физические действия, резкие жесты, быстрее перемещаться в пространстве.
Помните эффект от посещения спортзала?

А когда наоборот,стоит задача успокоиться,справиться с волнением – то владение своим вниманием поможет нам послушать все тело (тут,безусловно,нужен навык слушать и слышать) и обнаружить те мышцы,которые в данный момент без необходимости напряжены. Обычно у каждого человека напряжение локализируется в каком-то постоянном месте – или сцепленная челюсть, или сжатые кулаки, или поднятые плечи, или сдвинутые брови и т.д.
Зная эту свою особенность и чувствуя все мышцы своего тела,нужно направить свое внимание в зону напряжения и просто расслабить эти мышцы.Оно снова вернется – а мы вновь расслабляем эти мышцы.
А дальше мы и не заметим,как поменялось к лучшему наше состояние за счет двух составляющих: во-первых, наше внимание переключилось с проблемы на проявления тела; во-вторых, не может в раслабленном комфортном теле находиться дискомфортная эмоция.
В этом случае мы решаем ещё и задачу контакта с собеседниками – телесные ощущения неосознаваемы,но заразительны.Нашему тело неприятно – это в виде неясного беспокойства передастся телу другого, нашему телу комфортно - мы этим ощущением заражаем своего партнера!

6.Усиливаем речь и ее магическую силу

Не менее важной составляющей невербальной информации, хотя тоже относящейся к телесным проявлениям, будет звучание речи, или по-научному «паралингвистика».Неспециалисту трудно отделить это в осознаваемом восприятии - мешает смысл слов. Вот когда мы слышим незнакомый язык, то тогда мы способны слышать речь как музыку с ее мелодикой и прочими индивидуальными особенностями.
Приятный нашему уху тембр завораживает,нам неосознанно хочется,чтобы этот человек продолжал говорить ещё и ещё,и вот мы уже и не заметили,как согласились на то,что вначале казалось нам неприемлемым.Поэтому и говорю о магии голоса.
А другой собеседник говорит что-то очень полезное,важное,работающее на наши интересы – но или монотонно бубнит, или проглатывает окончания слов, или
говорит слишком громким или слишком высоким дребезжащим голосом – и наше единственное желание,чтобы этот разговор поскорей закончился.
Поэтому важно четко артикулировать звуки,чтобы не заставлять своей вялой дикцией собеседника бесконечно прислушиваться и переспрашивать – его это обязательно начнет раздражать.
Важно масимально расслабить область шеи – не будет передавливаться глотка,и тембр будет более низким и бархатистым,соответствено более приятным для слуха.
Важно не стесняться на гласных звуках пошире открывать рот – это придаст голосу полетность.У Вас наверняка есть знакомый,который разговаривает не разжимая зубов – как Вам эти звуки?
Ещё необходимо, чтобы работали резонаторы(пустоты): то есть во время речи звучащий поток воздуха попадал и в рот,и в нос – это усиливает звучание, придает обертоны и красоту звуку.

Для развития этих телесных навыков в обучении артистов есть специальные предметы: сценическая речь, где ставится голос, интонирование, артикуляция; и сценическое движение (это кроме танца), где развиваются навыки пластической выразительности тела,походки и жестов.

7.Создаем зону Комфорта

Поскольку невербальная информация,как я уже говорила, воздействует на подсознательном уровне, и наша главная задача создать общую для меня и моего партнера Зону Комфорта, не разрушив его личной при этом (важно не влезть в его индивидуальное пространство – получим агрессию), то вывод одновременно парадоксальный,но закономерный:

человек сочтет нас компетентным в своей области, если увидит и почувствует схожесть с собой.

8.Манипуляции – не наш Путь!

Мы пришли к выводу,что для развития коммуникативной компетентности и резонансного лидерства важен эмоциональный интеллект.Одна из составляющих которого – умение управлять эмоциями других, дабы вдохновлять их на великие свершения на общее благо.
И здесь же, к сожалению, находится территория всех манипуляций – мы совершаем то, что ранее делать не собирались и именно то, чего хочет манипулятор вследствие того, что он вызывает в нас определенную, нужную ему в данный момент эмоцию(чувство вины, жалость, злость и т.д.).
Как разграничить эти понятия, и действительно-ли они отличаются? Грань есть,но она,безусловно,тонкая и хрупкая.
Манипулятор понимает свою выгоду,она может не совпадать с объективной выгодой другого, и принуждает тем не менее его к действиям, вызывая в нем острую дискомфортную эмоцию,которую сам он при этом не испытывает.
Резонансный лидер знает общий значимый для всех результат и искренне верит в его достижение,и этой своей верой заражает окружающих.

Как хороший артист * .Ведь правда, искренняя вера актера в то, о чем он говорит, хоть на мгновение передается и нам. Поэтому самые успешные продавцы и презентаторы те, кто по настоящему, не «понарошку» любит свой продукт.
И нет более сильного по воздействию на людскую психику «оружия» чем
искренность.
У меня особое,отличное от расхожего,представление об актерском мастерстве.Для меня его вершиной являются естественность и натуральность


Упражнение – проводим конкурс мини-презентаций продукта своей компании, видеомониторинг.У победителей обязательно есть симпатия к тому,о чем они говорят и «вера в предлагаемые обстоятельства» - один из важнейших критериев профессионализма артиста!

9.Итоги

«Диагноз» определен, «болезни» выявлены,теперь «рецепт»:

Важно изучить себя, научиться слышать сигналы тела(ощущения), эмоции и мысли, и не путать одно с другим – когнитивный интеллект у нас развит наиболее сильно,но он зачастую глушит другие,более тонкие сигналы.
Поэтому развиваем интеллект эмоциональный!

Тренируем внимание во всех трех аспектах,дабы управлять собой в ситуации Публичности,не теряя восприятия собеседника или аудитории.
Избавляясь от мышечных зажимов,усиливаем энергетические ресурсы тела, создаем зону комфорта для себя и партнера; полновесно звучим, эмоционально окрашиваем речь(так,чтобы слепой на слух все понял), активно артикулируем, раскрываем и расслабляем глотку- эта музыка будет приятной для слуха.
Готовясь к взаимодейстию с другими, точно определяем формат конечного результата,который мы хотим получить; искренне в него верим; любим продукт,о котором будем говорить(даже,а вернее особенно,если этот продукт мы сами); относимся с неподдельными симпатией, интересом и уважением к партнеру по коммуникации.

И все это для того, чтобы не только приходить к результату в общении; не только для того, чтобы меньше уставать от процесса, а главное для того,чтобы получать и от процесса,и от результата удовольствие!


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Менеджмент, керування, KPI