IRIS - стандарт качества для поставщиков железнодорожной промышленности

IRIS - стандарт качества для поставщиков железнодорожной промышленности

Обзор отдельных аспектов стандарта IRIS

Сегодня нет, наверное, такого управленца, который не знает, или хотя бы не слышал о таких стандартах, как ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001 и других нормативных документах, относящихся к системам управления предприятия. Для поставщиков автомобильной промышленности существует стандарт ISO/TS 16949. Это так же управленческий стандарт, однако из-за специфики автомобильной промышленности, он был выделен в отдельный и является обязательным в данной отрасли. Аналогичная ситуация сложилась и в железнодорожной промышленности.

На страницах этого журнала мне хотелось бы проинформировать наших читателей и обсудить особенности появившегося в 2007году стандарта для железнодорожной промышленности IRIS.

В условиях кризиса, одной из важных задач для украинских предприятий является поиск новых клиентов и новых рынков. Однако для отечественных производителей очень часто ограничением в данных вопросах является отсутствие международного сертификата на систему управления или производимую продукцию.

Рынок железнодорожного транспорта претерпевает изменения: приватизация и реструктуризация среди операторов, глобализация, повышающиеся требования к качеству, надежности и сроку службы, плюс ко всему техническая совместимость; все это является важными факторами развития рынка железнодорожного транспорта.

Кроме того, железнодорожная промышленность, по своей сути, является очень специфической отраслью, т.к предусматривает очень длинную цепочку поставок и участие большого количества поставщиков. Чтобы учесть все эти новые требования, а также для применения ко всем одинаковых требований и предоставление возможности любому поставщику совершенствовать свою систему управления и довести ее до признанного ведущими игроками рынка железнодорожной промышленности уровня, под руководством UNIFE был разработан IRIS – международный стандарт по системам менеджмента, учитывающий особенности железнодорожной промышленности.

IRIS (International Railway Industry Standard) – международный стандарт для поставщиков железнодорожной промышленности. Держателем стандарта является Ассоциация Европейской железнодорожной промышленности – UNIFE, расположенная в Брюсселе.

UNIFE – Association of European Railway Industries

Международная организация Европейских поставщиков железнодорожной промышленности, штаб-квартира Брюссель

IRIS был учрежден как рабочая группа Ассоциации UNIFE

Процесс оценки осуществляется независимыми сертификационными организациями, которые утверждает группа IRIS

Данный стандарт базируется на требованиях международного стандарта ИСО 9001 + специфические требования, относящиеся к железнодорожной индустрии

Инициатором разработки стандарта стали такие известные фирмы, как BOMBARDIER, ALSTOM, SIEMENS, VOITH, Ansaldo Breda и др.

Целью настоящего стандарта является разработка системы менеджмента, которая обеспечивает непрерывное совершенствование, придавая особое значение предотвращению и сокращению недостатков в логистической цепочке.

Важным аспектом, характерным для менеджмента на железнодорожном транспорте, является то, что в этом документе представлены специальные требования, предъявляемые к менеджменту проектов.

Область действия стандарта - производство продукции для подвижного состава железной дороги – электровозы, тепловозы, пассажирские вагоны, вагоны, полувагоны, платформы и комплектующие (от лампочки и тормозов до сложных электронных систем). Полный перечень области распространения находится в приложении к данному стандарту. Структура стандарта аналогична стандарту ISO/TS 16949 для поставщиков автомобильной продукции – базовые требования по ISO 9001:2000 плюс специфические требования, относящиеся к железнодорожной промышленности, по каждому разделу ISO 9001:2000. Кроме того, добавлены некоторые пункты, отсутствующие в ISO 9001:2000, такие как проектный менеджмент, первая инспекция продукта, RAMS/LCC – процесс, предусматривающий рассмотрение стоимости на протяжении всего жизненного цикла продукта и мониторинга таких его характеристик, как надежность, доступность, поддержка и безопасность.Целью настоящего стандартаявляется разработка системы менеджмента, которая обеспечивает непрерывное совершенствование, придавая особое значение предотвращению и сокращению недостатков в логистической цепочке.

Важным аспектом, характерным для менеджмента на железнодорожном транспорте, является то, что в этом документе представлены специальные требования, предъявляемые к менеджменту проектов.

Область действия стандарта - производство продукции для подвижного состава железной дороги – электровозы, тепловозы, пассажирские вагоны, вагоны, полувагоны, платформы и комплектующие (от лампочки и тормозов до сложных электронных систем). Полный перечень области распространения находится в приложении к данному стандарту. Структура стандарта аналогична стандарту ISO/TS 16949 для поставщиков автомобильной продукции – базовые требования по ISO 9001:2000 плюс специфические требования, относящиеся к железнодорожной промышленности, по каждому разделу ISO 9001:2000. Кроме того, добавлены некоторые пункты, отсутствующие в ISO 9001:2000, такие как проектный менеджмент, первая инспекция продукта, RAMS/LCC – процесс, предусматривающий рассмотрение стоимости на протяжении всего жизненного цикла продукта и мониторинга таких его характеристик, как надежность, доступность, поддержка и безопасность.


Хочется отметить, что положения данного стандарта я бы рекомендовал внедрять на любом предприятии, независимо от его принадлежности к железнодорожной промышленности. Объясню почему.

Структура данного стандарта складывается из следующих частей:

  1. требований IRIS, базирующихся на требованиях ISO 9001, учитывая специфические требования железнодорожной промышленности (на них мы остановимся позже);
  2. вопросника, на основании которого оценивается предприятие;
  3. базы данных портала IRIS, в которой находятся все предприятия, проходившие процедуру сертификации (о ее особенностях я также расскажу несколько позднее).

Остановимся более подробно на понятии «Специфические требования железнодорожной промышленности». Поскольку цепочка создания стоимости в данной промышленности очень длинная, т.к. состоит из огромного количества частей и, связанных с ними поставщиков, управление данной цепочкой требует особого внимания, а следовательно, ее необходимо рассматривать как единый процесс создания продукта, т.е как единый проект. Неудивительно, что проект менеджмент занимает центральное место в данном стандарте. Здесь мы сталкиваемся с такими инструментами менеджмента, о которых не упоминается в стандартах ISO, как интеграционный менеджмент, менеджмент конфигураций, тайм – менеджмент, риск – менеджмент и многие другие. Внедряя у себя на предприятии данные управленческие инструменты, мы получаем существенные конкурентные преимущества, без которых сегодня очень трудно существовать на рынке.

Особого внимания требует риск-менеджмент и управление изменениями. По моему мнению, на сегодняшний день, это базовые элементы существования бизнеса. Очень часто в последнее время в литературе звучат высказывания о том, что описанные в предыдущие года элементы менеджмента не соответствуют сегодняшней действительности, так как в чистом виде свойственны стабильному периоду развития бизнеса. Используя же положения и элементы риск-менеджмента и управления изменениями, мы готовим для себя базу для оценки рисков и создаем условия для быстрого реагирования на постоянно меняющиеся условия бизнес существования.

Конечно же глубина внедрения всех выше перечисленных инструментов зависит от положения, в котором находится данная бизнес-единица, и от желания ее руководителей. Однако, по моему мнению, данный стандарт (IRIS ) может существенно помочь руководителям предприятий задуматься над сегодняшним положением дел и стать отправной точкой в дальнейшем развитии.

Если говорить о глубине внедрения отдельных элементов, то здесь серьезным помощником может послужить вопросник к стандарту, на основании которого, как я говорил ранее, происходит оценка предприятия. Несколько слов о структуре данного документа. Существенным отличием стандарта IRIS от аналогичных управленческих стандартов является то, что в результате аудита предприятие получает вполне осязаемую оценку своей деятельности, выраженную в баллах. Вопросник состоит из более чем 250 вопросов, относящихся к пунктам стандарта, на которые необходимо получить ответы в ходе аудита. Вопросы делятся на три категории:

I. НОКАУТ ВОПРОСЫ, отрицательный ответ на которые означает прекращение аудита и возобновление процедуры сертификации с самого начала. Таких вопросов 12.

Не решены

12 K.O. вопросов!

  1. проведение предварительной оценки посредством постановки (K.O.) вопросов необходимо для получения подтверждения готовности предприятия к аудиту.
  2. K.O. вопросы не оцениваются в баллах
  3. Когда K.O. требование не выполнено аудит прерывается.
  4. Сертификационный процесс должен быть начат заново (включая все процедуры аудита).

Например, Внедрен ли, документирован и поддерживается в организации процесс управления изменениями бизнес-процессов, который включает:

  1. идентификацию, фиксирование и анализ коренных причин отклонений бизнес-процессов и проводятся ли соответствующие мероприятия в случае их возникновения;
  2. оценку влияния отклонений бизнес-процессов на несоответствие продукции;
  3. идентификацию и контроль несоответствующей продукции.

II. ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ, предполагающие положительный или отрицательный ответы, которые оцениваются 2 или 0 баллов соответственно.

III. ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ (их большая часть), предусматривающие ответ в форме описания существующей ситуации. Ответы на данную категорию вопросов оцениваются по 5-ти балльной шкале в зависимости от уровня их выполнения.

Каждое отдельное требование (вопрос) должно быть оценено используя систему уровней

Перевыполнены и постоянно улучшаются

4

Перевыполнены

3

Выполнены полностью

2

Частично выполнены

1

Не выполнены

0

Таким образом, оценка выставляется не на основании субъективного решения аудитора, а в зависимости от конкретных реализованных мероприятий, описанных для каждого балла, для каждого вопроса.

Например, вопрос: каким образом организация подтверждает, что график поставки не меняется без согласования с потребителем?

  1. 0 баллов – нет графика поставки
  2. 1 балл – график поставки изменяется без согласования с потребителем
  3. 2 балла – график поставки не изменяется без согласования с потребителем ( на что необходимо предоставить необходимые доказательства)
  4. 3 балла – плюс к предыдущему варианту – система предварительного уведомления потребителя эффективно работает. Отчеты составляются на основании многофункционального подхода и, в случае необходимости, привлекаются линейные менеджеры.
  5. 4 балла – плюс – постоянное улучшение положений тайм – менеджмента.

В случае оценки 0 баллов по отдельному вопросу назначается дополнительный аудит, при получении 1 балла, разрабатываются корректирующие мероприятия, которые должны быть выполнены в 90 – дневный срок; 2 балла – разрабатываются мероприятия по улучшению, которые будут проверены в период последующего аудита и в случае их невыполнения, это будет рассматриваться как несоответствие.

Полученная в ходе аудита сумма баллов является отправной точкой для принятия решений о дальнейших действиях предприятия в целом и отдельных его подразделений, а также базисом для будущих улучшений.

Также хотелось бы обратить внимание на то, что в данном стандарте упоминаются очень действенные инструменты менеджмента, такие как FMEA, TPM, 5S, LCC и другие. От внедрения данных инструментов зависит оценка по данному вопросу. Например, для получения 3-х баллов по одному из вопросов, относящихся к риск- менеджменту предприятию необходимо внедрить и пользоваться FMEA; для получения 3 или 4 баллов (в зависимости от уровня внедрения) по вопросу, относящемуся к инфраструктуре, необходимо внедрить систему 5S и т.д. Т.е в отличие от стандартов ISO, предприятие получает информацию о различных инструментах менеджмента с привязкой к конкретной сфере деятельности.

И о третьей составляющей стандарта IRIS – о электронной базе данных. Как я говорил ранее, состоит она из двух уровней. Первый уровень содержит только общие данные о проведенных аудитах и сертификациях и доступен для всех желающих. Это такая информация, как:

  1. общая клиентская информация (название предприятия, адрес, контакты);
  2. утвержденный статус сертификации;
  3. срок действия сертификата;
  4. область распространения сертификата.

Второй уровень данной базы данных содержит следующую информацию:

  1. отчет об аудите;
  2. план корректирующих мероприятий, включая отчет;
  3. полученное количество баллов в результате аудита;
  4. сертификат;
  5. другие документы, выбранные клиентом и сертификационным органом.

Все данные второго уровня являются строго конфиденциальными. Только клиент определяет содержание информации и для кого данный уровень базы данных может быть доступным посредством предоставления разрешения на доступ через IRIS портал.

Как вы видите, данная база данных является, в том числе, и хорошей рекламой для предприятия, и помощником в поиске партнеров по бизнесу, как для потребителей, так и для поставщиков собственной продукции.

Теперь хочу более подробно остановиться на основном отличии стандарта IRIS от всех управленческих стандартов. Давайте посмотрим, чем заканчивается обычно аудит по стандарту, например, ISO 9001. Заканчивается он замечаниями, отклонениями, пожеланиями и высказываниями аудитора на предмет соответствия или нет отдельных видов деятельности предприятия тем или иным пунктам стандарта. И предприятие, в зависимости от серьезности замечаний, начинает сразу или в течение периода до следующего аудита, а, зачастую, непосредственно перед проведением очередного аудита исправлять данные замечания. И, что самое главное, независимо от степени важности для собственной стратегии. Тратятся деньги, время и т.д. Существующая же балльная оценка дает возможность предприятию двигаться в выбранном им стратегическом направлении. Попытаюсь объяснить данное высказывание.

Сертификат IRIS является документом, который дает определенные преимущества предприятию в тендерных процессах, позволяет значительно уменьшить аудиты второй стороны, т.е дает возможность развивать бизнес и экономить средства. Однако развивается предприятие благодаря правильно выбранной стратегии, которых, если говорить глобально не так уж много. Если обобщить все существующие виды стратегий, то их можно разделить на 4 вида.

Остановимся на трех из них, т.к. четвертая – это стратегия создания условий, когда потребителю гораздо труднее и дороже поменять поставщика, чем оставаться с ним (стратегия Shick, MicroSoft).

  1. Стратегия, связанная с минимизацией издержек, предусматривающая поддержание качества и других компонентов клиентского предложения на приемлемом уровне, но делающая ставку на снижение цены.
  2. Стратегия, с предложением клиенту дополнительных, специальных, относящихся к конкретному клиенту, видов услуг.
  3. Стратегия, связанная с инновационными предложениями, когда товары и услуги предприятия появляются первыми на рынке и превосходят предыдущие предложения конкурентов с точки зрения модернизации или функциональности.

Так вот для реализации каждой из стратегий, во-первых, необходим свой покупатель, а следовательно, свой сегмент рынка, а во-вторых, требуется свой набор инструментов или бизнес-процессов, при помощи которых становится возможным достижение той или иной цели.

Например, для реализации первого типа стратегии компания должна сконцентрироваться на изучении и сокращении времени производственного цикла, обратить внимание на близость и зависимость от сырьевых ресурсов, приложить все усилия для идентификации и исключения или снижения всех видов потерь. Здесь хорошими помощниками могут стать такие инструменты, как Бережливое производство, стандарты, относящиеся к информационной безопасности (ISO 27001, ISO 20001, BS 25999 и т.д).

Для второго вида стратегии будут свойственны совсем другие бизнес-процессы. Это процессы, связанные со взаимодействием с потребителем для определения его желаний, предпочтений и т.д. Здесь мы сталкиваемся с инвестициями в персонал, который находится на переднем крае взаимодействия с клиентом. Из инструментов менеджмента наиболее характерным является CRM - система.

В инновационной стратегии не обойтись без инвестиций в развитие технологий и персонал, их разрабатывающих, т.е должна существовать развитая современная исследовательская база и т.д.

Таким образом, если мы говорим о стандарте IRIS, то поддерживая на необходимом уровне (в соответствии с требованиями IRIS) количество баллов для не стратегически важных для предприятия направлений и сохраняя при этом сертификат IRIS, который является жизненно необходимым для поставщиков в железнодорожной промышленности, предприятие может делать ставку и инвестировать в те виды деятельности, которые являются для него приоритетными и стратегически важными.

Об особенностях данного стандарта и инструментах менеджмента, в нем упомянутых, можно рассказать очень много интересного и нового. Я буду освещать отдельные инструменты данного документа в будущем на страницах этого журнала. В следующих статьях будут подробно освещены вопросы, относящиеся к положениям IRIS.

Статья опубликована в журнале "Das Management". №3 /04-06/ 2010


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Project management, управління проектами Виробництво, промисловiсть Менеджмент, керування, KPI