Как повысить значимость работы сотрудника

Многие менеджеры и представители HR служб мечтают, чтобы все сотрудники компании были так же воодушевлены идеей бизнеса, как ее непосредственный руководитель – собственник.

Ведь для собственника бизнеса всегда актуально бескомпромиссное, вдохновенное стремление привести компанию к процветанию (проявляющееся в непрерывном генерировании идей об оптимизации, бережном отношении и лояльности к системе, и т.п.) в противовес механическому «владению процессами», которое в большей степени свойственно наемным сотрудникам.

В обществе представителей HR служб и менеджеров топ-уровней принято разрабатывать сложные дорогостоящие мотивационные схемы, при этом совершенно забывая или игнорируя использовать менее сложные и, что всегда актуально, финансово не затратные методы управления этим самым вдохновением и воодушевлением сотрудников.

Об одном из таких нематериальных способов повышения мотивации и пойдет речь в данной статье, а именно, о повышении значимости работы сотрудника (результатов труда или самой деятельности) в его глазах.

Этот метод не требует финансовых затрат, к тому же, он очень прост и может быть реализован посредством внедрения в корпоративную систему управления трех простых принципов:

  1. Принцип компетентности
  2. Принцип важности и влияния на результат
  3. Принцип поддержки

Далее мы рассмотрим каждый принцип подробнее и обсудим возможные способы его реализации на корпоративном уровне.

Итак, принцип компетентности подразумевает, что у каждого сотрудника компании есть возможность убеждаться в своей компетентности и чувствовать себя высококвалифицированным специалистом. Другими словами, этот принцип можно сформулировать так: каждый сотрудник компании понимает, что является обладателем определенных знаний и опыта, которые  представляют для компании особую ценность. Такое восприятие собственной компетентности посредством повышения самооценки способствует развитию таких качеств, как ответственность, гибкость, способность быстро принимать решения и стремление к дальнейшему развитию.

Реализуется этот принцип через внедрение на корпоративном уровне разнообразных программ развития персонала, через учет индивидуальных особенностей при постановке задач (простые инструкции для «новичков» или комплексная цель для высокопрофессионального специалиста). Также, отличные результаты дает доступ к историям достижений коллег: начиная от знакомой всем «доски почета» с краткой историей успеха, заканчивая статьями на сайте компании, описывающими истории успешных проектов и «подвиги героев», которые этому успеху содействовали.

Кроме прочего, этой цели служат системы развития кадрового резерва и горизонтальной ротации. 2-3 года работы на одной должности с однообразным видом деятельности снижает интерес и мотивацию к работе. Предлагая сотрудникам новую сферу ответственности, которая требует расширения и развития компетентности, компания взамен получает постоянно развивающегося, увлеченного сотрудника, «свежую функциональную кровь» в процессах и многофункциональный кадровый резерв.

И, конечно, нельзя обойтись без признания и благодарности за промежуточные, и особенно, итоговые успехи: обратная связь руководителя о положительной динамике развития подчиненного и его достижениях существенно повышает уровень мотивации сотрудника.

Несколько слов о том, что следует избегать на пути реализации принципа компетентности. Во многих компаниях официально или на уровне неформальных правил, прижилась политика жестких мер в случае допущения ошибок.  Безусловно, существует целый ряд процессов и процедур, где даже незначительная ошибка может привести к большим финансовым потерям, и этого необходимо избегать. Но, в то же время, такие жесткие ограничения приводят к постоянному страху допустить ошибку, и как следствие, к отказу от принятия ответственности за решения или действия, боязни рисковать и экспериментировать. А это в свою очередь приводит к промедлению и застою, которые в условиях постоянных изменений не являются желательными.

Принцип важности и влияния на результат предполагает, что каждый сотрудник компании понимает/знает/видит как его деятельность или продукт используется другими, и каким образом влияет на результат деятельности всей компании. Реализация данного принципа помогает сотрудникам почувствовать себя ценными, важными, значимыми, влияющими на конечный результат, что формирует ощущение сопричастности к жизни компании и удовлетворяет базовую личностную потребность в принадлежности.

Данный принцип может быть реализован через прописанную, а главное, демонстрируемую всем структуру производственных процессов, в которой иллюстрируется, как продукты деятельности каждой функции взаимосвязаны с основным процессом и приводят к конечному продукту компании.

Кроме того, принцип важности и влияния на результат реализуется посредством активного информирования сотрудников компании о стратегических планах и потенциальных проектах, а также обо всех изменениях в политике компании,  методах ведения бизнеса и управления им, и посредством предоставления свободного (в меру возможности) доступа к статистическим данным.

Третий принцип поддержки предусматривает наличие у каждого сотрудника права на поддержку в сложной для него ситуации, а также получение одобрения и признания его заслуг. Он содействует установлению и поддержанию здорового климата в коллективе, увеличивает удовлетворенность работой, приводит к снижению количества конфликтных ситуаций и повышает шансы поддержания конструктивных межличностных отношений.

Чтобы этот принцип был реализован, мы рекомендуем ориентировать менеджмент компании на стимулирование позитивного эмоционального настроя у подчиненных и поддержание позитивной атмосферы в коллективе. Очень важно отмечать «победы», выражать одобрение достижениями подчиненных, поддерживать и подбадривать их в трудные моменты.

В заключение хочется отметить, что эта методика никак не заменяет мотивационные схемы системы оплаты труда, а является основой для их успешной и эффективной работы.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг Лідерство, тімбілдинг