Мерчендайзер - надежный трамплин для успешной карьеры в торговле

Мерчендайзер - надежный трамплин для успешной карьеры в торговле
Яна Шалашенко

Сейчас профессия мерчендайзера едва ли не самая востребованная в сфере торговли. От профессионализма мерчендайзера напрямую зависит успех компании, а именно — способность конкурировать с компаниями такого же профиля.

Знаток покупательских душ

Мерчендайзер – это специалист по продвижению товара в торговых точках розничной торговли. Она появилась в 30-е годы ХХ века в США. Мерчендайзинг в чистом виде – это контроль за наличием товара на торговых полках в супермаркетах, и его качеством (срок годности, качество упаковки и т.д.)

Различают также визуальный мерчендайзинг, т. е. презентация товара в торговом пространстве. По утверждению специалистов в области маркетинга, с помощью средств визуального мерчендайзинга (при грамотном использовании) уровень продаж можно повысить на 80%. Удачное оформление торгового зала и правильное освещение, несомненно, стимулируют клиента к покупке. В функции мерчендазинга иногда также входит и организация рекламных акций и презентаций, проведение дегустаций. Зная потребности различных категорий потребителей, мерчендайзер может стать отличным рекламистом. С другой стороны, у него много общего и с товароведом – эти специалисты должны хорошо разбираться в потребительских свойствах товара.

Мерчендайзинг как искусство

Функции мерчендайзера кажутся достаточно простыми. Выгодно расположить товар, проследить за наличием ценников и всего ассортимента продукции определенной торговой марки. Но это только на первый взгляд! Отмечая каждую деталь, мерчендайзер в то же время должен удерживать в поле зрения общую картину. Посещая супермаркеты, вы наверняка замечали, что около кассы находятся шоколадные батончики, пакетики с растворимым кофе и другие мелочи, – так называемый «импульсный» товар, который покупатели, как правило, приобретают случайно. Новичок в области торговли, возможно, об этом и не задумывался, а для мерчендайзера они – аксиома. Почему в одном супермаркете поиск товара занимает значительно меньше времени, очереди движутся быстрее, а товары-новинки расположены наиболее выгодно? Плюс ко всему – приятная атмосфера, располагающая побродить подольше. Если человек никуда не торопится, конечно. Причин, по которым один супермаркет привлекает больше, чем другой, может быть много. И роль мерчендайзера в этом деле не последняя. Продвижение товара, или мерчендайзинг – настоящее искусство. В супермаркете действуют одни законы, в бутике – другие, в магазине детских игрушек – третьи. Ведь дети – особая категория покупателей. Попадая в супермаркет игрушек, они чувствуют себя, как в сказке. Музейные правила по типу «руками не трогать» только оттолкнут и обидят маленьких покупателей.

Один мерчендайзер, раскрывая секреты своей работы, заметил, что специально приглашает в отдел детских игрушек, где он работает, свою племянницу. Шестилетняя малышка, словно ревизор, ходит вдоль полок с игрушками и оценивает красиво или некрасиво расположены игрушки. Персонал следит за ней с замиранием сердца, боясь сурового приговора. В результате таких «походов» девочка натолкнула продавцов на интересные идеи, и сейчас в магазине игрушки раскупаются действительно активнее.

Мерчендайзеров называют «знатоками покупательских душ», ведь в своей работе они учитывают многие факторы, оказывающие влияние на клиентов. Уже доказано: цветочный запах стимулирует продажи в обувных магазинах, а при помощи нужного ритма музыки можно повлиять на их скорость передвижения посетителей по торговому залу. Правило «золотой полки» вообще считается классикой. Так называют полку, расположенную на уровне глаз покупателя – товар на этой полке продается лучше всего. Ведь чтобы нагнуться или потянуться вверх, необходимо сделать усилие, а к «золотой полке» стоит только руку протянуть.

Трамплин для успешной карьеры

Чтобы устроиться на работу мерчендайзером не обязательно иметь опыт работы в сфере торговли. Безусловно, это плюс в работе, но вовсе не обязательное условие. Очень часто крупные западные компании и теперь уже и отечественные компании сами проводят подготовку мерчендайзеров. Подобная практика существует, например, в компаниях Philip Morris, Mead Johnson Nutritionals и занимает одну-две недели. Кандидатов, прошедших конкурсный отбор, обучают характеристикам товара, стандартам продукции, эффективному общению с торговыми представителями, менеджерами по продажам. Усовершенствовать свои навыки можно на ежемесячных семинарах по мерчендайзингу, где специалисты делятся опытом и обсуждают новинки продукции. После обучения следует обязательная практика в супермаркетах, где многие мерчендайзеры остаются работать, а некоторые спустя некоторое время делают хорошую карьеру в сфере торговли.

Источник: Еженедельник «Пропоную работу»

Другие статьи в категориях: Торговля, продажи, Маркетинг, реклама, PR
Оставить комментарий
При заполнении формы была допущена ошибка
Неверно заполненные поля отмечены красным.
Пожалуйста, проверьте форму еще раз.
Полезность публикации
Выберите мышкой число звезд, на которые вы оцениваете полезность материала и кликните, чтобы зафиксировать результат.
Имя*:
Комментарий*:
не более 1000 символов (введено: 0)
 или Отменить
Обратная связь