Журналист: проза профессии

Журналист: проза профессии
Ефремова Анна

В журналистику молодежь привлекает статус свободного художника, шанс прославится и репутация, дающая право на легальное вольнодумство.

Вниманию абитуриентов, избравших жребий Леонида Парфенова и Оксаны Пушкиной! Существующий в общественном сознании миф о Журналисте как о представителе Четвертой власти - это, увы, просто миф, который имеет мало общего с реальностью. То есть индустрия средств массовой информации, конечно, являет собой Четвертую власть, вопрос только, какая роль в этой индустрии отводится отдельному журналисту.

В профессии журналиста гораздо больше прозы, чем возвышенной поэзии. Журналистика - это занятие не слишком творческое, не всегда благодарное и часто мало оплачиваемое.

Не стоит лелеять в душе слишком честолюбивых надежд: журналист и писатель - профессии совершенно разные. Плоды их труда в корне отличаются друг от друга. Перед журналистом ставится задача произвести на свет не роман, не пьесу, не эссе, даже не длинный и нудный опус из цикла «размышления у парадного подъезда» - кстати, это самый популярный у начинающих авторов жанр.

Журналистские статьи - это, прежде всего, грамотно, увлекательно и доступно изложенная информация. Статья должна быть интересна читателю, а не только самому автору - начинающие журналисты поначалу приходит в отчаяние, когда от них требуют писать так, «чтобы было понятно всем». Выдавать статьи нужно в режиме конвейера, выжимая из собственного мозга все новые и новые «небанальные» заходы и концовки. Навязчивая необходимость писать со временем может стать причиной ненависти к чистому листу и к печатному слову, а может развиться в хроническую болезнь, когда все происходящее вокруг воспринимается как информационный повод для очередной статьи.

Если вас увлекают примеры великих публицистов прошлого и настоящего, сделайте скидку на то, что вам, скорее всего, придется заниматься совершенно другими делами. Спрос на Белинских нынче невелик. Нужны, в основном, специалисты иного профиля. Наибольшей популярностью пользуются юные следопыты, которые способны регулярно доставать для своего издания сенсации или раскапывать глубоко зарытые тайны. Если сенсации как-то не случилось, нужно её изобрести. Таких профессионалов называют «разгребателями грязи», и они всегда найдут применение своему таланту.

Не спешите пренебрежительно усмехаться: если вы хотите зарабатывать на жизнь журналистикой, вам ежедневно придется делать то же самое. Главная забота корреспондента – «продать» информацию, показав товар лицом, а для этого нужно найти «бомбу» в любом, самом неприметном повседневном событии. Вы ежедневно будете открывать америки в тех краях, где эти америки природой вовсе не предусмотрены.

Журналистика - это пожизненная командировка. Отныне на работу вас будут поднимать ночные звонки шефа, срочные дела и неотложные поездки, а во сне будут сниться кошмары вроде сдачи номера. Вы будете в самом центре суматошной пресс-индустрии, которая всякий раз из-за любого мелкого недочета норовит рухнуть и погрести вас под обломками.

Однако не стоит ждать общественного признания за такое феноменальное самопожертвование. Абсолютное большинство, начиная от бухгалтерии в вашей собственной редакции, и кончая теми товарищами, о которых вы будете рассказывать миру в собственных статьях, будут относиться к вам иронически, а то и встречать в штыки. Журналистов в нашем обществе не любят. Вранье, недостаток образования, нечистоплотные заработки, принадлежность к «гнилой богеме» - вот то, что им вменяют в вину. И мало кто согласен принять на веру, что вы-то ведь не такой, а, наоборот, грамотный и принципиальный профессионал.

Одним словом, журналистика - адская работа. Глядя на толпы юношей и девушек, которые снуют по коридорам, например, факультета журналистики, трудно понять, откуда на свете берется столько трудоголиков, готовых в любую минуту променять свой покой на азартную скачку с препятствиями. Однако те из них, кто в результате начинает работать по специальности, ни за что не променяют свою беспокойную профессию на что-то другое. Это сродни особой болезни: общение с людьми и активный образ жизни способны заменить журналисту сон и отдых.

Большая карьера маленького журналиста

Решив злополучный вопрос, куда пойти учиться, вы тем самым отнюдь не решите другую актуальную проблему: куда пойти работать. То, что система трудоустройства и распределения канула в далекое прошлое вместе с советском государством и его законами, вам известно не хуже меня. Вуз вам достойную работу не предоставит, поэтому лучше начать подыскивать себе место еще в процессе учебы. В родном доме не только стены помогают, но и преподаватели, у которых вы пишете рефераты, курсовики и дипломы. Вовсю используйте свое положение мытаря-недоучки: даже журналистский опыт в богом забытом издании со временем даст свои плоды. Неважно, где вы будете самовыражаться на первом этапе своей карьеры, главное - с чего-то начать.

Журналистам отлично знакома расхожая истина: сначала ты работаешь на свое имя, и только потом имя работает на тебя. Пока у журналиста нет имени, шансов получить хорошую работу у него очень немного. Профессиональную карьеру чаще всего приходится начинать в качестве внештатного корреспондента, которого кормят ноги - и кормят не очень сытно.

Заработать на журналистике большие деньги можно только тогда, когда вы себя зарекомендуете, и уже не вы будете бегать за редакторами, а сами редакторы толпами будут носиться за вами в надежде завлечь вас в свое издание. Наступит такое время или нет, зависит от ваших способностей, от пробивной силы вашего интеллекта, от некоторой доли везения, ну и, конечно, от качества вашего образования.

Итак, вы - внештатник. Самый большой недостаток внештатного сотрудничества - это гонорарная система оплаты. Звучит красиво, выглядит - не очень. Гонорар внештатного корреспондента зависит от платежеспособности редакции, темы, качества и объема статьи, а также количества материалов, которое вы смогли подготовить к номеру. «Политиков» и «экономистов» оплачивают лучше, чем, например, «деятелей культуры», причем лучше намного. Кроме того, если половину ваших текстов забракуют, то о желанной сумме нечего и мечтать. И бесполезно выражать претензии, если ваш материал урежут в четыре раза в связи с внезапно нахлынувшим потоком рекламы - заплатят вам, конечно же, за сокращенный вариант.

Источник: 5ballov.ru

Другие статьи в категории: СМИ, издательство, полиграфия
Оставить комментарий
При заполнении формы была допущена ошибка
Неверно заполненные поля отмечены красным.
Пожалуйста, проверьте форму еще раз.
Полезность публикации
Выберите мышкой число звезд, на которые вы оцениваете полезность материала и кликните, чтобы зафиксировать результат.
Имя*:
Комментарий*:
не более 1000 символов (введено: 0)
 или Отменить
Обратная связь