Финансовый кризис: вопросы и ответы

Методики оценки активов во времена кризиса и в условиях стабильности не отличаются. Отличаться может приоритетность того или иного подхода.

1.Пожалуйста, расскажите детально о том, что изменилось в методике расчета стоимости предприятий? (Возможно, большее влияние теперь имеют какие-то отдельные факторы и т.д.)


В ситуации кризиса вряд ли стоит в первую очередь ориентироваться на оценку стоимости на основе дисконтирования денежного потока, так как денежные потоки значительно сократились или превратились в отрицательные значения. Большую значимость скорее приобретают методы оценки реальных активов. При этом большее, чем обычно значение, начинают приобретать классические показатели оценки рисков предприятия, такие как ликвидность, долгосрочная платежеспособность и независимость от заемных средств, которые в стабильные времена, иногда, не особенно принимались в расчет. Т.е. большее значение начинают приобретать классические традиционные подходы к оценке стоимости активов, которые не удовлетворяли своим консерватизмом тогда, когда все было хорошо. В кризисные моменты достаточно проблематичным будет опираться на традиционные подходы к расчетам премий за риски бизнеса, построенных, например, на коэффициенте β(сравнение средней рыночной доходности с доходность предприятия). Сложно корректно оценить как среднюю доходность рынка, а доходность предприятия может отсутствовать. Больше начинают ориентироваться на метод рыночных аналогий (так как операций по перепродаже активов становится достаточно для того, чтобы провести сравнения). Но в условиях кризиса этот метод скорее начинает работать как запускающий механизм рыночного падения (часто панического).

2.Какие сегодня наиболее распространенные причины продажи активов?


Причины продажи активов в ситуации кризиса чаще всего не радостные, так как продавать актив тогда, когда цена на него падает, идет в разрез предпринимательской логике. Поэтому причины продаж активов в кризисные моменты это чаще всего недостаток оборотных средств для ведения текущей деятельности или выполнения текущих обязательств. Некоторые предприятия идут на такие продажи, исходя из высокой вероятности, столкнуться с вышеперечисленными ситуациями в ближайшее время, поэтому для минимизации потерь, предпочитают продажу, когда цена еще не упала до самого низкого уровня.
За примерами далеко ходить не надо. Интернет переполнен информацией о продажах активов как частными лицами (недвижимость), так и предприятиями, которые избавляются от тех активов, которые не смогут принести текущий доход в кризисные времена, а расходы по ним будут существенными.

3. Что сегодня удешевляет активы (какие факторы оказывают негативное влияние на конечную стоимость предприятий)?


Сегодня пока ещё активы удешевляются из-за того, что они были значительно переоценены не так давно. То, что в Украине многие рынки активов (прежде всего недвижимости) были «перегреты» и цены не соответствуют здоровой рыночной ситуации, так же обсуждалось уже давно (стоимость недвижимости в Украине была выше, чем в Европе и Америке, при гораздо худшем качестве).
Если рассматривать именно стоимость предприятий, то пока продажа работающих предприятий ещё не распространенная ситуация. Приостановка деятельности и закрытие предприятия – это уже происходит повсеместно (владельцы в этом случае не несут затрат или убытков). Но продажи предприятий как массовое явление будут происходить тогда, когда у владельцев закончатся резервы денежных средств, и нужны буду новые источники их пополнения.
Также важным фактором удешевления стоимости работающего предприятия сегодня является отсутствие четкой системы управления предприятием. Кризис является своего рода «санитаром» рынка. Те предприятия, которые в ситуации стабильности или рыночного роста развивались только за счет «попутного ветра» и закрываются первые и к банкротству подходят в первых рядах. Те же, кто создавал устойчивые системы работы (формализованные бизнес-процессы, четкие нормы работ и планирования численности персонала, четкая система обучения и независимость от «звездного» персонала, построение системы управления затратами), сейчас благодаря всему этому и может выживать. Мало того, когда слабые уходят и оставляют рынок, у подготовленных есть возможность стать в результате кризиса мощнее и сильнее.

4.На Ваш взгляд - компании каких отраслей потеряли в цене из-за кризиса больше других? Кто будет вынужден уже в скором времени задуматься о продаже своих активов?


Общемировые тенденции. Сложнее всего уже сейчас предприятиям, работающим в сферах инвестиционного предпринимательства – инвестиционным компаниям, строительным и девелоперским компаниям, так же финансовым операторам – банкам и страховым компаниям. Логично, что по цепочке обслуживания, те, кто, так или иначе, обслуживал данные рынки. Сейчас острее всего с проблемами столкнулись строительные компании и, соответственно поставщики всех ресурсов для них, и посредники на этих рынках. В общемировой тенденции, следующие на очереди компании реального сектора – промышленность. Также, те недифференцированные компании, которые ориентировались на производство продукции и обслуживание сегмента покупателей категории «средний, средний плюс». Самое существенное сокращение потребления происходит именно у этих категориях потребителей.
«Национальные» особенности. К общемировым тенденциям добавились следующие нюансы. Инвестиционный бизнес не был ещё так развит, чтобы падение было значительным (по крайней мере, меньше затронут розничный сегмент - население). В условиях девальвации национальной валюты, как известно, предприятия, ориентированные на продажу на внешних рынках получают преимущества. Особенность Украины в том, что основные экспортоориентированные предприятия (даже целые отрасли) были в числе первых, кто ощутил проблемы: металлургия, химическая промышленность и машиностроение.

5.Есть ли компании, стоимость которых, не смотря на кризис, выросла? Что сыграло им на руку?


Сегодня и на ближайший период – время коллекторных компаний. Логично, что стоимость их растет. Также начинает развиваться бизнес инфраструктуры рынка сбора задолженности – юридические компании, которые защищают от коллекторных компаний, те, кто продает (организует продажу) залогового имущества. Не очень хочется проводить аналогии, но скорее всего не плохо себя будут чувствовать охранные фирмы, а также производители алкоголя. Компании-производители и ритейлеры в сегменте низкий, средний низкий (или те, кто сбалансировано работал в дорогом и низком ценовом сегменте).

6.На Ваш взгляд, есть ли предпосылки для того, чтобы ситуация в ближайшее время изменилась в худшую или лучшую сторону? Когда стоит ждать пика продаж украинских компаний?


Ситуация скорее изменится в худшую сторону в феврале-марте. Сейчас многие предприятия ещё дорабатывают по контрактам 2008 года, и поэтому, пока идет работа. Предновогодние настроения и подъем (несмотря на громкость слова) продаж, пока маскирует реальное падение потребления. Манипуляции с валютным курсом, пока искусственные, но сделали свое дело – гривна потеряла свою стоимость, и оснований для ее укрепления нет, аж, никаких, кроме тех же искусственных. Но «стоять, сидя, на велосипеде» долго не получиться, придется ехать и дорога пока только вниз. В реальном секторе ничего позитивного не происходит, пока лучшим решением «национального» бизнес является закрытие предприятий. От этого стоимость их, как известно не вырастит, а гривна соответственно не укрепиться. И в связи с этим под вопросом «будет ли пик продаж украинских предприятий». Пока, скорее, похоже на ситуацию «сам не гам и другому не дам».


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Фінанси, кредит, банківська справа