Как образование влияет на развитие страны?

Как образование влияет на развитие страны?

В этой статье я хочу ответить на вопрос: «Как образование влияет на экономическое развитие страны?» С другой стороны, экономика - это двигатель современной страны, поэтому вопрос становится глобальнее: «Как образование влияет на развитие страны?»

Месяц назад несколько бывших советских республик отпраздновали свою независимость. Среди них и две наиболее родные мне страны - Молдова и Украина. В эти дни появлялось много статей о том, как страны развивались последние 18-20 лет. О всем хорошем, что произошло, о плохом, и о том, что могло бы быть и получше.

И все же, большинство статей было о политике, экономике и общественной жизни, некоторые статьи были об образовании, о личном и профессиональном развитии, и совсем мало о взаимосвязи социальных элементов: о том, как политика влияет на экономику, как экономика влияет на общественную жизнь, как обучение влияет на все эти сферы по отдельности и вместе. Чтобы получить самый реалистичное понимание сегодняшней ситуации, необходимо попытаться изучить все компоненты и их взаимосвязи. Одна статья про развитие Украины: «Ответственный возраст - как изменились украинцы за годы независимости» попыталась сделать это, и я очень рекомендую почитать ее в свободное время.

А в этом посте я бы хотел ответить на вопрос: «Как образование влияет на экономическое развитие страны?» С другой стороны, экономика - это двигатель современной страны, поэтому вопрос становится глобальнее: «Как образование влияет на развитие страныв целом?»

Для развития обучения все заинтересованные стороны должны скооперироваться: а это корпоративные университеты, государственные и общественные организации. Потому что всем им нужны сотрудники такого профиля, который поможет привести страну к росту. Какому росту, в каких сферах, как именно? Это должно определяться видением развития страны. Например, видение, в котором первое место занимало развитие технологии и информации, сделало Индию, Тайвань и Корею лидирующими в этих сферах странами за 20 лет. 98% населения этих стран знает математику, информатику и технологии.

Есть три важных фактора, объединяющих обучение и экономическое развитие:

  • Количество обучения (коэффициент влияния - 34% от максимальных 100%)*
  • Качество обучения (коэффициент влияния - 41%)
  • Количество и качество обучения (коэффициент влияния - 48%)


*согласно данным 10-летнего исследования (Исследовательский Центр Колумбийского Университета)

Давайте теперь пройдемся по каждому из них.

1. Первый фактор - количество обучения.
Это очень характерно странам бывшего Советского Союза, где обучение - преимущественно бесплатное, и около 95% молодого поколения - выпускники средних школ, а 80% - выпускники ВУЗов. Краткосрочно эта система показала хорошие результаты после развала Советского Союза. Молодежь очень высоко ценилась на международном рынке труда, а экономические показатели страны доказывали, что страна развивается. К сожалению, в долгосрочной перспективе система оказалась слишком жесткой и недостаточно гибкой. Очень многие студенты и компании сегодня говорят, что они идут разными путями.

2. Второй фактор - качество.
Эта ситуации более характерна западным странам: Великобритании, Бельгии, США. В центре их образовательных систем всегда было качество, и в этих странах очень трудно получить высшее образование. Качественное образование тут превратилось в достаточно привилегированный атрибут жизни. С экономической точки зрения у этой стратегии хорошие результаты, потому что важная работа делается очень квалифицированными людьми. С социальной точки зрения, однако, это не слишком приятно - молодые люди часто сильно разочаровываются и теряют веру в себя, если у них не получается поступить в хороший университет.

3. Третий фактор - это и качество, и количество обучения.
Такая система образования характерна Скандинавским странам (Норвегия, Швеция, Финляндия), и некоторым восточным странам (Тайвань, Корея). В этих странах процент людей, имеющих возможность бесплатно получить образование - самый высокий, а качество этого образования - одно из наилучших в мире. В результате такой системы, на протяжении последних 10 лет эти страны попадают в первую десятку различных рейтингов по наивысшим стандартам качества жизни.

Но вот в чем парадокс: как я уже писал выше,* все эти сферы страны должны развиваться синергетически*. В топ-30 стран с лучшим образованием - такие страны, как Финляндия, Корея, Япония, Швеция, Великобритания, Россия. Но эти же страны входят и в топ-30 других рейтингов: по количеству самоубийств, по проценту наиболее несчастных людей, и др. Поэтому качественное, казалось бы, образование, которое приводит к хорошим экономическим показателям, не обязательно означает, что население этой страны счастливо.

Я считаю, что образование должно быть связано не только с экономическим ростом, но и с жизнью каждой отдельной личности, потому что из 168 часов в неделю, всего лишь 40 из них мы проводим на работе. Поэтому надо позаботиться о том, чтобы жизнь-работа-обучение-семья были более сбалансированы.

Страны бывшего Советского Союза уже пережили свой «переходной период», теперь самое время перестать винить за все «старый режим» и попытаться стать лучшей страной, лучшей нацией - уже сегодня. И мы сможем это сделать, если все заинтересованные компании, организации, учебные заведения страны будут действовать сообща.

На этот пост меня вдохновили:

  • День Независимости
  • Исследование "The influence of the educational quality on the economic prosperity" (MPA - Environmental Science and Policy, Columbia University, May 2009)
  • Статья «Ответственный возраст - как изменились украинцы за годы независимости»


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити
jobov,22.07.2010, 10:08
Здорово! Автор, респект!