Как образование влияет на развитие страны?
В этой статье я хочу ответить на вопрос: «Как образование влияет на экономическое развитие страны?» С другой стороны, экономика - это двигатель современной страны, поэтому вопрос становится глобальнее: «Как образование влияет на развитие страны?»
Месяц назад несколько бывших советских республик отпраздновали свою независимость. Среди них и две наиболее родные мне страны - Молдова и Украина. В эти дни появлялось много статей о том, как страны развивались последние 18-20 лет. О всем хорошем, что произошло, о плохом, и о том, что могло бы быть и получше.
И все же, большинство статей было о политике, экономике и общественной жизни, некоторые статьи были об образовании, о личном и профессиональном развитии, и совсем мало о взаимосвязи социальных элементов: о том, как политика влияет на экономику, как экономика влияет на общественную жизнь, как обучение влияет на все эти сферы по отдельности и вместе. Чтобы получить самый реалистичное понимание сегодняшней ситуации, необходимо попытаться изучить все компоненты и их взаимосвязи. Одна статья про развитие Украины: «Ответственный возраст - как изменились украинцы за годы независимости» попыталась сделать это, и я очень рекомендую почитать ее в свободное время.
А в этом посте я бы хотел ответить на вопрос: «Как образование влияет на экономическое развитие страны?» С другой стороны, экономика - это двигатель современной страны, поэтому вопрос становится глобальнее: «Как образование влияет на развитие страныв целом?»
Для развития обучения все заинтересованные стороны должны скооперироваться: а это корпоративные университеты, государственные и общественные организации. Потому что всем им нужны сотрудники такого профиля, который поможет привести страну к росту. Какому росту, в каких сферах, как именно? Это должно определяться видением развития страны. Например, видение, в котором первое место занимало развитие технологии и информации, сделало Индию, Тайвань и Корею лидирующими в этих сферах странами за 20 лет. 98% населения этих стран знает математику, информатику и технологии.
Есть три важных фактора, объединяющих обучение и экономическое развитие:
- Количество обучения (коэффициент влияния - 34% от максимальных 100%)*
- Качество обучения (коэффициент влияния - 41%)
- Количество и качество обучения (коэффициент влияния - 48%)
*согласно данным 10-летнего исследования (Исследовательский Центр Колумбийского Университета)
Давайте теперь пройдемся по каждому из них.
1. Первый фактор - количество обучения.
Это очень характерно странам бывшего Советского Союза, где обучение - преимущественно бесплатное, и около 95% молодого поколения - выпускники средних школ, а 80% - выпускники ВУЗов. Краткосрочно эта система показала хорошие результаты после развала Советского Союза. Молодежь очень высоко ценилась на международном рынке труда, а экономические показатели страны доказывали, что страна развивается. К сожалению, в долгосрочной перспективе система оказалась слишком жесткой и недостаточно гибкой. Очень многие студенты и компании сегодня говорят, что они идут разными путями.
2. Второй фактор - качество.
Эта ситуации более характерна западным странам: Великобритании, Бельгии, США. В центре их образовательных систем всегда было качество, и в этих странах очень трудно получить высшее образование. Качественное образование тут превратилось в достаточно привилегированный атрибут жизни. С экономической точки зрения у этой стратегии хорошие результаты, потому что важная работа делается очень квалифицированными людьми. С социальной точки зрения, однако, это не слишком приятно - молодые люди часто сильно разочаровываются и теряют веру в себя, если у них не получается поступить в хороший университет.
3. Третий фактор - это и качество, и количество обучения.
Такая система образования характерна Скандинавским странам (Норвегия, Швеция, Финляндия), и некоторым восточным странам (Тайвань, Корея). В этих странах процент людей, имеющих возможность бесплатно получить образование - самый высокий, а качество этого образования - одно из наилучших в мире. В результате такой системы, на протяжении последних 10 лет эти страны попадают в первую десятку различных рейтингов по наивысшим стандартам качества жизни.
Но вот в чем парадокс: как я уже писал выше,* все эти сферы страны должны развиваться синергетически*. В топ-30 стран с лучшим образованием - такие страны, как Финляндия, Корея, Япония, Швеция, Великобритания, Россия. Но эти же страны входят и в топ-30 других рейтингов: по количеству самоубийств, по проценту наиболее несчастных людей, и др. Поэтому качественное, казалось бы, образование, которое приводит к хорошим экономическим показателям, не обязательно означает, что население этой страны счастливо.
Я считаю, что образование должно быть связано не только с экономическим ростом, но и с жизнью каждой отдельной личности, потому что из 168 часов в неделю, всего лишь 40 из них мы проводим на работе. Поэтому надо позаботиться о том, чтобы жизнь-работа-обучение-семья были более сбалансированы.
Страны бывшего Советского Союза уже пережили свой «переходной период», теперь самое время перестать винить за все «старый режим» и попытаться стать лучшей страной, лучшей нацией - уже сегодня. И мы сможем это сделать, если все заинтересованные компании, организации, учебные заведения страны будут действовать сообща.
На этот пост меня вдохновили:
- День Независимости
- Исследование "The influence of the educational quality on the economic prosperity" (MPA - Environmental Science and Policy, Columbia University, May 2009)
- Статья «Ответственный возраст - как изменились украинцы за годы независимости»
Коментарі
Невірно заповнені поля відзначені червоним.
Будь ласка, перевірте форму ще раз.
Ваш коментар відправлений і буде доступний на сайті після перевірки адміністратором.
Залишити коментар