Панические атаки. Болезнь или порча?

Статья написана для людей, которые в настоящее время живут рядом с теми, кто страдает паническими атаками.

Эта статья адресуется, в первую очередь, не тем людям, которые страдают или когда-то страдали от воздействия «панических атак». Что представляет собой это явление, они знают на собственном опыте гораздо лучше, чем об этом можно написать в любой статье или даже книге. Статья написана для людей, которые в настоящее время живут рядом с теми, кто подвержен этому заболеванию. Ведь это, за частую, именно от них зависит, как долго будет длиться и какую степень тяжести примет эта болезнь поскольку, к сожалению, человек в состоянии паники или в ее ожидании также дееспособен, как и маленький ребенок, и поэтому нуждается в заботе и опеке не меньше чем он.

Словари определяют это словосочетание следующим образом.
Атака (франц. attaque) — быстрое и решительное наступление.
Паника (греч. panikos) — безотчетный ужас, внушаемый богом лесов Паном, имевшим привычку, забавы ради, с утробным криком внезапно появляться перед, потерявшими бдительность и потревожившими его покой, пастухами. Вследствие такой неожиданной демонстрации своей персоны, имеющей образ козлорогого и козлоногого существа, они бежали в ужасе, наталкиваясь друг на друга и падая со скал. Собственно под паникой подразумевают определенное психологическое состояние человека — это безотчетный и не поддающийся контролю страх, вызванный действительной или мнимой опасностью, охватывающий человека или многих людей и вызывающий непреодолимое стремление избежать опасной ситуации.

Такие состояния хорошо известны людям, хоть раз испытавшим приступы «панической атаки», только вот в отличие от древнегреческих пастухов, бежать им, к сожалению некуда, да и не имеет смысла. Причины возникновения «панических атак» имеют внутренний характер, а механизмы их запускающие, сознанием не отслеживаются. Здесь не только получает подтверждение древняя истина, что от себя самого никуда не убежать, но само тело человека очень часто теряет способность к каким-либо активным действиям. Это явление особенно часто эксплуатируют режиссеры фильмов «ужасов» или «катастроф», показывая на экране персонажей, мчащихся с невидящими глазами прямо на встречу собственной погибели или, наоборот, застывающих «соляным столбом» и цепенеющих перед лицом опасности.

В условиях, которые любой организм, по тем или иным причинам, воспринимает для себя как критические, он может отреагировать на них следующим образом: убежать, если это представляется для него возможным, напасть — если для него нет другого выхода или застыть (взять тайм-аут) и дождаться более благоприятной возможности для того, чтобы поступить наиболее удачным из двух, выше перечисленных, способом. Это отлично известно всем, кто имел возможность понаблюдать за поведением «братьев наших меньших», действия которых инстинктивны и непосредственны. Человек же в этом отношении, в силу определенных обстоятельств, таких как предписания и установки родителей, существующие в обществе традиции и нормы поведения, гораздо менее непосредственен и более ограничен в своих действиях. Если в критических условиях он не имеет возможности найти из них быстрый и разумный выход, то у него может возникнуть следующее психическое состояние — состояние аффекта, которое характерно определенным, закрепившимся в долговременной памяти человека, способом реагирования на опасность. Следовательно, причиной возникновения аффекта, является некая, травматическая для психики, ситуация, которую не удалось в свое время должным образом «разрулить». По причине своей травматичности, защитные механизмы психики вытесняют ее из сознания так, что, как говорится и следов не найти, но последствия шлейфом тянуться через всю жизнь. Говоря более простым языком, у него вырабатывается некий стереотип поведения, который если и возможно отследить, но, к сожалению, практически невозможно изменить, потому что срабатывает он всегда автоматически, без участия сознания. У каждого живущего на земле человека есть свой определенный «запас» подобных состояний, поскольку не израсходована энергия не пережитых эмоций, но у некоторых он может превысить критическую массу, что выражается впоследствии в форме панических атак.

Как правило, с людьми, подверженными паническим атакам, происходит следующее: некую ситуацию их «инстинкт самосохранения», исходя только из ему ведомых соображений, воспринимает как критическую и подает команду об опасности. Организм реагирует на эту команду мобилизацией своих ресурсов для разрешения ситуации бегством или атакой. В кровь выбрасывается адреналин, который способствует перераспределению энергии от менее необходимых к более необходимым в данный момент органам организма, которые должны принять участие, непосредственно в исполняемом действии. Для этого увеличивается сердечный выброс, повышается артериальное давление, сужаются капилляры кожи, усиливается работоспособность скелетных мышц и т. д. То есть произошла всеобщая мобилизация и все готово к действию — тетива натянута, курок взведен. Создалось огромное напряжение от скопившейся энергии и требующее немедленной разрядки. Но вот разрядки то, как раз и не происходит. Куда бежать и на кого нападать неизвестно, и что делать, зачастую тоже. Сознание в этой ситуации, словно компьютерная программа, входит в конфликт с инстинктивными импульсами и на какое-то время «подвисает», а тело, лишенное «руля», цепенеет. Чтобы сбросить хоть часть накопленной энергии через дрожь и потоотделение, ему необходимо от нескольких минут до часа, которые длятся для человека в этом состоянии дольше, чем вечность, ну а оставшаяся и не израсходованная энергия так и остается в теле в виде хронических мышечных зажимов и блоков. В этой ситуации очень часто людей пугает еще и, вышедшее из-под контроля и отказывающееся повиноваться, тело. Особенно это характерно для мужского пола. Они, пытаясь сохранить образ «настоящего мужчины», из последних сил стараются «взять себя в руки», унять «предательскую дрожь» еще сильнее напрягая тело, тем самым увеличивают последствия «панических атак» отсутствием сброса напряжения и развивающимся, на этом фоне, комплексом неполноценности.

К сожалению, людей страдающих паническими атаками не так уж и мало — по некоторым данным около 5% населения. В основном это люди трудоспособного возраста, поскольку чаще всего панические атаки возникают на втором и третьем десятке жизни человека. Очень интересен тот факт, что, например ВИЧ больных в нашей стране 1,5% трудоспособного населения, но об этой болезни и причинах ее возникновения знают, чуть ли не из детского сада, а то, что панические атаки — это не блажь и не причуды — очень не многие. То, что ВИЧ обязательно нужно лечить всю оставшуюся жизнь и так и не вылечить — опять же знают таки почти все, а то, что панические атаки вообще нужно лечить — догадываются редкие единицы. Вот и выходит так, что вполне здоровый в физиологическом плане человек становится практически инвалидом, способным провести остатки своих дней в добровольном затворе, поскольку поводов для возникновения паники с каждым днем у него становится все больше и больше, а мест где бы он чувствовал себя в безопасности — все меньше и меньше. И это все может продолжаться до тех пор, пока все жизненное пространство человека не оказывается ограниченным каким либо одним помещением.

Что же делают люди, оказавшиеся, как правило, совершенно для них неожиданно, в подобной ситуации? В первую очередь они естественно обращаются за помощью к своим родным и близким и ищут у них ответы на волнующие их вопросы: что со мной происходит?, что это такое?, что с этим делать?, как от этого избавиться? и как дальше с этим жить? А что на эти вопросы может ответить человек, который сам с подобным никогда не сталкивался, да и мало что даже слышал об этом и чем он в таком случае способен помочь? Конечно, каждый должен принимать решение самостоятельно, но все же необходимо рассмотреть несколько типичных вариантов, которыми заведомо не стоит руководствоваться. Итак:

Вредные советы:

1. Убеждать обращающегося за помощью не обращать на это внимания, надеяться, что само скоро пройдет. Можете быть совершенно уверены — не пройдет. И если по началу приступы могут возникать довольно редко, то в дальнейшем периоды между ними будут все больше и больше сокращаться.

2. Пытаться решить проблему самостоятельно путем уговоров и убеждений типа: бояться совершенно нечего, ведь я же не боюсь, или: ай-ай-ай, как не стыдно — такой большой, а ведешь себя как ребенок. Таким образом, точно не решите. Это только увеличит количество взаимных упреков и претензий.

3. Советовать «основательно» взяться за лечение и надеяться победить проблему количеством анализов и разнообразием фармакологических средств. Не победите. Это конечно не помешает, но таблеток, которые способны переформатировать или изменить человеческую память не существует, а вот зависимость от них вполне реальна.

Очень вредные советы:

1. После того как вы убедились в не эффективности первых трех методов, обратиться за помощью к «нетрадиционной» медицине. Посоветовать лечиться посредством травяных сборов, амулетов, уринотерапии, чистить чакры и т.д. Не вылечите и не почистите, а только зря потеряете время.

2. Решить, что это происки недоброжелателей или была наслана порча, и искать помощи у «бабок», экстрасенсов, колдунов. Кроме того, что разыграется воображение, и вы узнаете много новых таинственных слов и ритуалов — пользы никакой, а вот «панические» атаки, после общения с подобного рода публикой, могут начаться и у здорового человека.

3. Прийти к выводу, что проблему можно решить, примкнув к адептам одной из многочисленных, существующих ныне, религиозных сект: буддистов, кришнаитов, свидетелей Иеговы и т. д. Вы откажетесь от доселе привычного для вас образа питания, ваша библиотека пополниться различного рода наставительными книгами и брошюрами, у вас абсолютно не останется свободного времени из-за собраний и обрядов, но чудеса, на обещания которых так щедры гуру и проповедники, чаще всего встречаются только в сказках.

И, на последок, самый вредный совет:

Довольно часто, пройдя через подобные мытарства, страдающие «паническими атаками» люди, всилу своей затянувшейся болезни, начинают постепенно терять не только работу, знакомых, друзей и даже собственные семьи, если они до этого были. Единственные люди, которые не могут оставить их в беде — это их родители. Но и среди такой самоотверженности возможен следующий вариант. Родители, смутно ощущая свою причастность к существующей проблеме, начинают испытывать муки совести перед своим ребенком. Для того чтобы их заглушить, им следует войти в образ «идеальных родителей». Поэтому им необходимо взять на себя непосильный труд по дальнейшему жизнеобеспечению своего чада, считая, что если все, что они до этого не испробовали, им не помогло, то уже не поможет ничто. Они с энтузиазмом, достойным лучшего применения, начинают оберегать «ребенка» от всяческого соприкосновения с реальным миром, оказывая, таким образом, ему услугу, известную под названием «медвежья». Конечно, такой выбор избавит их от чувства вины и даже может принести определенные дивиденды в виде уважительного отношения к ним всех кто знаком с проблемой, существующей в их семье, но это утешение крайне сомнительно, поскольку оно окончательно может убить всяческую надежду на выздоровление. Ведь при наличии такого положения вещей, ни у одной из сторон не будет нужды что-либо в нем менять, поскольку это будет «выгодно» для всех. Ведь мало кто, терзаемый постоянными, беспричинными страхами, захочет потерять гарантированный уход, заботу и чувство мнимой «безопасности» от всех бед, также как и не всякий сам себе признается, что не захочет расстаться с почётным статусом «великомученика» в глазах окружающих.

Если все, изложенные выше, советы могут показаться для кого-то не очень остроумной шуткой, то следует отметить, что это, практически, за исключением тех или иных этапов, традиционный и драматический путь, по которому проходят люди, столкнувшиеся с подобной проблемой. Единственное, что им можно посоветовать с определенной уверенностью, это обратится за помощью к специалистам, за плечами которых есть положительный опыт решения такого рода вопросов не путем снятия, устранения или нивелирования симптома, проявившего себя в форме «панических атак». К сожалению, симптом — это лишь вершина айсберга, сигнализирующая о внутреннем душевном и эмоциональном неблагополучии, и если все же удастся каким либо образом заглушить этот симптом, он обязательно проявит себя в иной форме. И произойдет это потому, что причины, вызвавшие его проявление, будут человеком неосознанны и непроработаны, а, не избавившись от них, нет смысла надеяться, что они разрешатся сами собой.

За последние сто лет официальная медицина достигла впечатляющих результатов. Если еще в конце девятнадцатого, начале двадцатого веков врачи лечили, в основном, при помощи пиявок, клистира и травяных настоев, то сейчас у них на вооружении лазерные скальпели, томографы и «чудеса» фармакологии. Все это, вместе взятое, завораживающе действует на воображение и создает почву для надежд на то, что благодаря достижениям современной медицинской науки и техники, можно с легкостью решать любые проблемы. Но, не взирая на, казалось бы, немыслимые, успехи в этой области, еще никому не удалось при помощи, пусть даже и лазерного скальпеля, препарировать человеческую душу и увидать на томографических снимках эмоциональный дискомфорт, не позволяющий вести полноценную жизнь. Душа, как и много тысяч лет назад, по прежнему, поддается лечению лишь другой, живой душей, но этот факт очень часто игнорируется в нашем обществе, привыкшем уповать на научно-технический прогресс. Психология — достаточно молодое образование и существует как наука чуть более ста лет. И хотя за столь короткий период в ее недрах развилось множество различных школ и направлений, ей и сейчас, порой, сложно конкурировать с таким мощным и имеющим вековые корни брэндом, как знахарство, ведовство и народное целительство. Здесь не хотелось бы уничижать их достойные наработки и практический опыт, но стоит отметить, что эти методы прекрасно выполняли свои функции лишь в рамках традиционных обществ, а в настоящее время, за рамками этих традиций, все это часто имеет «привкус» нездорового мистицизма, а то и откровенного шарлатанства. Кроме того, вера в волшебство является детской формой избавления от проблем.

Как уже указывалось выше, современная психотерапия — это огромная территория, на которой соседствует множество направлений: от классического психоанализа, гуманистической, поведенческой и гештальттерапии, до более современных школ, таких как психодрамма, НЛП, арттерапия и танцевально-двигательная терапия. Все эти школы владеют доcтаточно эффективными методами, способными облегчить страдания человеческой души. Достойное место в этом ряду занимает и телесно-ориентированная психотерапия. Основным ее постулатом является утверждение, что поскольку душа человека находится непосредственно в теле, то, так или иначе ее проблемы отражаются на физиологическом уровне. Равно как и телесные проблемы, точно так же сказываются на человеческой психике. Одним из основных достоинств данного метода психотерапии, является то, что, используя специальные приемы и технику работы с телом (а тело является «зеркалом» всех психологических процессов человека) происходит улучшение не только физического, но и эмоционального здоровья, что, в свою очередь, позволит в дальнейшем вести полноценную жизнь, получая от нее удовольствие. Конечно, при этом всегда нужно помнить, что, как и при любом другом заболевании, чем меньше успела пустить свои корни болезнь, тем быстрее и эффективней пройдет процесс выздоровления.


Залишити коментар
Введіть ваше ім’я.
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Введіть ел. пошту.
або Відмінити

Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект