Оборот доллара вокруг талии

Рынок фитнес-услуг в Украине растет. А кризис помог ему сформировать новые сегменты в расчете на небогатых клиентов.

Каждое утро, выходя из дома, я наблюдаю привычную картину: девушки в спортивных костюмах старательно паркуют малолитражки на маленькой стоянке, выскакивают из авто и, помахивая рюкзачками, исчезают за желтой дверью старого советского здания. Вверху большими буквами написано «Стоматология», чуть ниже не так броско — «Фитнес-клуб». Девушки идут не за пломбами. Большинство из них и раньше занимались спортом — катались на коньках, ездили на велосипеде, бегали по утрам. Но абонемент в спортивном зале позволить себе не могли.

Пару лет назад на киевском рынке фитнеса преобладали два варианта: дешевый спортзал-«качалка» в подвале (25–35 гривен за разовое занятие) либо очень дорогой и престижный фитнес-центр, где стоимость годового абонемента начиналась от полутора тысяч долларов. Да и последних было не так много — часто один на целый район.

Сегодня ситуация коренным образом меняется: только за последние полгода и только в районе киевской станции метро «Минская» появилось пять новых спортивных залов. Причем цены в них щадящие — самый дорогой годовой абонемент не превышает 3500 гривен, то есть выходит около трехсот в месяц. Обычно в эту сумму входят тренажерный зал, йога, шейпинг (пилатес, фитнес и другие групповые занятия) и сауна. Еще три года назад о подобном спектре услуг за такую сумму можно было и не мечтать.

Такие разные

По данным операторов рынка, сегодня в Киеве примерно 250–260 фитнес-центров различных форматов с ценами от двух тысяч до 45 тысяч гривен в год. Как утверждает основатель группы компаний Sport Life Дмитрий Екимов, едва ли 12% из таких заведений соответствуют каким-то стандартам. «В эти 250 входят те, что достались городу от Союза. Эти помещения вовсе не обустроены для занятий фитнесом, и тренажеры там образца 1970–80-х годов», — говорит он.

Партнер Advertising&Marketing Group COMPASS (AMGC) Андрей Лазаренко более оптимистичен. «Сегодня в столице работают 50–60 фитнес-клубов, которые подпадают под понятие ”средний уровень”, включающий стандартный пакет: тренажерный зал, фитнес, бассейн, сауну и иногда SPA-услуги», — поясняет Лазаренко, добавляя, что разграничить клубы по категориям пока все еще сложно. «Утвержденных на уровне государства стандартов у нас нет. Бывает, кто-то запустил в клубе новую услугу — например, тайский массаж — и уже позиционирует себя в бизнес-классе. Определяющую роль здесь играют маркетинговые уловки», — сетует Лазаренко.

В последние три года на рынке фитнес-услуг активно развиваются недорогие заведения, чего раньше не было
Эксперт в сфере фитнес-услуг Сергей Черепинец считает, что большинство клубов относят себя к премиум- или бизнес-сегменту, но по уровню обслуживания клиентов дотягивают только до экономкласса. Поэтому от 20 до 35% клиентов фитнес-центров не продлевают купленные абонементы.

Генеральный директор спортивного VIP-клуба «Фаворит» Елена Николайчук делит фитнес-индустрию на три сегмента: эконом, бизнес (или премиум) и luxury. Представители двух первых, как правило, строят под фитнес-центры собственные помещения, еще на уровне проекта закладывая все необходимые технические требования — хорошее кондиционирование, высоту потолков, нужное количество санузлов, определенного размера студии и залы. Как правило, для фитнес-центра из сегмента бизнес достаточно трех-пяти тысяч кв. метров. Зал экономкласса может расположиться и на 500 «квадратах». Обычно такие заведения узкоспециализированы, наиболее распространенные варианты — аэробика или залы тренажеров.

Центры luxury помимо большой площади (семь-десять тыс. кв. м) отличаются расширенным спектром услуг (там есть эксклюзивные виды спорта, например, фехтование, сквош и пр.), наличием бассейна, соляной комнаты. И, разумеется, очень дорогим ремонтом и в качестве бонуса — удобной парковкой.

До недавнего времени в Украине активно развивался только бизнес- и люкс-сегменты. За последние семь лет Киев «поправился» на несколько десятков таких клубов. Сегодня среди наиболее крупных можно отметить «5 Элемент», «Кодокан», «Фаворит», «Софийский», «Леонардо», «Гран-при», «Аквариум» и др.

В среднем классе сильны позиции сети фитнес-клубов Sport Life, однако в последние годы рынок пополнился новыми игроками: «Планета фитнес», Gold Fitness, «Атлетико», «Планета спорт» и пр. В экономклассе самым крупным оператором в Украине является, пожалуй, FitCurves (охвачено 36 городов, открыто более 90 клубов, из которых 35 — в столице).

Благословенный кризис

Недорогие фитнес-заведения стали интересны инвесторам только в последние два-три года, то есть во время кризиса. Сегмент luxury его почти не ощутил. А вот центры, продававшие годовые абонементы за восемь-десять тысяч гривен в год, пострадали достаточно серьезно. Падение спроса там по итогам 2009 года оказалось на уровне 10–15%. Одна из причин — уход корпоративных клиентов. Тогда около 90% украинских компаний либо ликвидировали, либо сократили социальные выплаты. А спрос на услуги остался — народ уже привык.


В минувшем году столичный рынок фитнес-услуг увеличился на семь процентов или на 17 клубов. Почти все новички работают в бизнес- и экономклассе. Дополнительным стимулом послужило и снижение цен на аренду (до 40% по сравнению с докризисным периодом). А именно стоимость аренды, по словам Дмитрия Екимова, была основным сдерживающим фактором в развитии фитнеса в Украине. «Кризис сыграл нам на руку. До него получить участок под строительство спортивного центра по вменяемой цене было невозможно. В 2007 году мы хотели построить объект на месте заброшенного футбольного поля в три гектара. Но как только начали интересоваться этим участком в Киевской горадминистрации, сразу появился некий бизнесмен, который сообщил, что надел уже взят в аренду на 15 лет, и предложил переуступить землю за пять миллионов долларов. Сейчас получить землю гораздо легче, нет такой конкуренции со стороны девелоперов», — рассказал один из операторов рынка.

Этот год для фитнес-индустрии будет не менее насыщенным. Эксперты прогнозируют рост минимум еще на 15%.

Минимальные вложения в открытие одного клуба участники рынка оценивают в 50–70 тыс. долларов. Большой центр обойдется в три-пять миллионов долларов. При арендных ставках до 30–50 долларов за один квадратный метр фитнес-клуб может работать с рентабельностью 30%. При этом существенным источником заработка становятся дополнительные услуги. Салоны красоты, SPA-салоны, рестораны и даже бутики, работающие при клубе, могут приносить ему от 10 до 30% дополнительного дохода.

Люди в зале

«В Киеве есть фитнес-клубы, спортзалы, в которых могут заниматься как люди с уровнем доходов ниже среднего, так и со средним и выше. А в других городах, когда открывают фитнес-клуб, скажем, среднего уровня, вокруг него тут же поднимают шумиху, устанавливают заоблачные цены. При этом там могут быть слабенькие тренажеры и не всегда компетентный персонал»,— сетует Екимов.

Проблема персонала — далеко не последняя в этом бизнесе, и каждый решает ее по-своему. Например, в клубе «Аквариум» существует школа подготовки фитнес-инструкторов. Центр «5 Элемент» берет в тренеры спортсменов — мастеров спорта и даже чемпионов мира. «Мы не ограничиваемся только первоклассными специалистами, а трудоустраиваем и тех, в ком видим перспективу», — сообщили в Sport Life.

«У нас работает сама система тренировок, основанная на специально разработанных тренажерах. Она не требует физкультурного образования тренеров. Специалистом FitCurves может стать любая женщина до 40 лет, которая ведет здоровый образ жизни, активна, энергична и самомотивирована», — говорит мастер франчайзи FitCurves в Украине Светлана Спивакова.

При этом все опрошенные игроки рынка отметили, что их сотрудники обязательно посещают тренинги и семинары, а один-два раза в год проходят аттестацию. Впрочем, наличие тренера в клубе не обязательно будет входить в стоимость стандартного годового абонемента, даже дорогого. Часто за персональное внимание клиентам приходится доплачивать.

Основными посетителями фитнес-залов выступают люди 27–45 лет, с высшим образованием и средним либо выше среднего доходом. Причем 60% посетителей составляют женщины, в основном замужние и имеющие детей.


Курс на регионы

«Развитие рынка в нашей стране полностью повторяет мировой путь: вначале формируется элитный сегмент, затем средства вкладываются в строительство клубов для бизнес-сегмента. Экономкласс всегда развивается параллельно с первыми двумя, постепенно переходя от любительского формата к профессиональному. Сейчас Киев находится в стадии развития фитнес-клубов бизнес-сегмента, — считает фитнес-директор клуба «5 Элемент» Вадим Гуменюк.

«Для столицы Украины было достаточно, чтобы в каждом районе находился хотя бы один крупный фитнес-центр, предоставляющий качественные услуги», — отмечает генеральный директор фитнес-центра «Аквариум» Роман Блиндер. С ним солидарен Дмитрий Екимов, уверяющий, что наилучшие перспективы у клуба, расположенного в спальном районе с хорошей транспортной развязкой. При этом Sport Life намерен расширить присутствие в столице: в минувшем году оператор подписал восемь контрактов на открытие новых клубов.

«Киев покрывается существующими сетями фитнес-клубов. Поэтому в 2011 году операторы будут развивать регионы и в первую очередь города с населением от 500 тысяч», — утверждает Спивакова. «Направление развития фитнес-услуг в Украине — города-миллионники. Для бизнеса наиболее привлекательны Киев, Донецк, Днепропетровск, Одесса, Харьков. Сегодня в этих городах вовлеченность населения в занятия спортом составляет полтора-два процента», — соглашается Гуменюк. А вот родоначальник индустрии — американский рынок — может похвастаться показателем в 12–15%. Так что нашим залам есть к чему стремиться.

Спорт и телевизор

Роман Колядюк, управляющий партнер Advertising&Marketing Group COMPASS (AMGC):

— После активного воздействия на потребителей телепередач вроде «Танцев со звездами» заинтересованность в активном образе жизни в целом по стране повысилась.

Замечу, важным фактором в занятии фитнесом является не только размер кошелька, но и возможность выкроить время. Большинство украинцев постоянно перерабатывают на работе около 20 процентов времени и сильно устают. Нельзя сбрасывать со счетов навязываемый через рекламу потребителям «модный» способ жизни: курни — похрусти чипсами/батончиком — употреби пивко или горилку. После такой «связки» становится не до активного образа жизни. Для снятия стресса люди почти бесплатно уходят в иную реальность: сдаются на милость затяжных телешоу, общения через Интернет, наблюдают за спортом по ТВ.

Тем не менее количество занимающихся спортом украинцев в широком смысле превышает официальные два процента (регулярно посещающих фитнес-центры. — «Эксперт»). Только почти половина жителей ни одного дня в году не занималась спортом, а примерно пять процентов занимаются физическими упражнениями регулярно. То есть наши дела не так уж плохи.

Думаю, что в ближайшее время количество фитнес-клубов в бизнес- и экономклассе будет расти. Но в экономсегменте рентабельность одного предприятия может быть ниже, чем в бизнес-классе. Выиграет тот, кто будет создавать сети, а не отдельные клубы.

При этом иностранные сетевые операторы скоро сюда не придут в связи с особенностями законодательства нашей страны.



Расти и расти

Вадим Гуменюк, фитнес-директор клуба «5 Элемент»:

— Рынок фитнес-индустрии Киева далек от насыщения, поскольку услугами фитнес-клубов пользуется немногим более одного процента взрослого населения города. Перспективы роста вселяют оптимизм. Объем столичного рынка фитнес-услуг в конце прошлого года составил около 40 млн долларов. При этом его потенциал к 2012 году до того, как наступил финансовый кризис, оценивали приблизительно в 130–150 млн долларов.

Что касается украинского рынка в целом, то сегодня его объем составляет 180–200 млн долларов при потенциале в один миллиард долларов. Кроме многопрофильных спортивных центров на нем представлены разрозненные тренажерные залы и другие спортивные сооружения, многие из которых находятся в коммунальной собственности и в большинстве своем убыточны.

На Западе дела обстоят иначе. Например, в Италии фитнес-бизнес дотируется правительством. В непростых украинских условиях за прибыльность борются около десяти крупных операторов, которые пока работают без конкурентной угрозы друг для друга. Ни в Киеве, ни в Украине нет игрока, контролирующего весь рынок. Не пугает украинских предпринимателей сферы спортивных услуг и возможность соседства зарубежных игроков. Иностранцам здесь сложно, поскольку на начальной стадии проект требует пристального внимания, да и бюрократия на высоком уровне.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити
Наталия Кондратенко, Психологическая студия г. Винница,27.02.2011, 20:03
Интересная статья!

Залишити коментар

Інші статті в категорії Спорт, здоров'я