Искусство общения

Статья посвящена обзору основных проблем, затрудняющих общение с другими людьми.

Каждый из нас ежедневно сталкивается с большим количеством людей, с которыми вступает в процесс общения. Мы общаемся везде: в кругу семьи, с супругом или супругой, детьми, собственными родителями, общаемся с коллегами по работе, со знакомыми, которых случайно встретили, а иногда даже с людьми, которых мы совсем не знаем. Как много слов мы говорим в течение дня! В процессе обучения, при постоянном повторении одних и тех же действий, человек доводит их до автоматизма: выполняет какую-либо операцию и совершенно не задумывается над тем, как это происходит. С процессом общения дело обстоит гораздо сложнее. Вроде и общаемся часто и с разными людьми, но все-таки не хватает иногда чего-то, чтобы сделать процесс беседы приятным и эффективным. Возникают различного рода конфликтные ситуации, споры, разногласия. У молодых людей возникают проблемы в общении с представителями противоположного пола, родители не могут найти общий язык с собственными детьми, жена конфликтует с мужем из-за сущих пустяков, коллеги по работе не могут прийти к общему разрешению какой-либо сложной ситуации и т.д. Откуда же берутся все эти недоразумения и сложности, которые мешают нам общаться?
Согласно исследованиям психологов, выделяются три основные группы проблем общения:
1) поведение, осложняющее процесс общения;
2) эмоциональные переживания, затрудняющие процесс общения;
3) установки, деструктивно влияющие на процесс общения.
Подобное разделение является весьма условным, так как проблемы на одном из этих уровней в той или иной степени затрагивают и остальные уровни. Проблемы общения, вызванные несоответствующими реальности социальными установками, являются, пожалуй, наиболее распространенными. Такие социальные установки обычно содержат в себе неадекватные, идеализированные представления о межличностных отношениях в целом, и особенно с представителями противоположного пола. Среди таких установок можно выделить абсолютизированные идеи социальной справедливости, представления о собственном превосходстве, завышенные требования к окружающим и отсутствие критических требований к самому себе. Одним из наиболее успешных способов изменения таких установок является способность задуматься о причинах поведения других людей. Расширение представлений человека о людях, понимание того, что другие не бывают просто "плохими", что их можно понять и что им можно сочувствовать, способствует изменению позиции по отношению к окружающим, в которой нет контактов с ними на более кооперативную, заинтересованную, равноправную, где другие воспринимаются не как носители человеческих пороков, а как возможные объекты помощи и заботы.
Эмоциональные состояния, затрудняющие общение с другими людьми, обычно связаны с личностными особенностями человека. Переживания, возникающие у людей и мешающие свободно общаться с окружающими, разнообразны. Описывают такие состояния реплики типа: "Я чувствую себя очень напряженно", "Мне кажется, что я в компании лишний", "Я ничего не могу сказать интересного", "Я стесняюсь". Такие проблемы очень часто свидетельствуют о том, что человек в каком-то смысле недостаточно понимает и принимает себя. В таких ситуациях можно попробовать проиграть роль другого человека в процессе общения, такого, на которого хочет быть похож человек. Иногда проигрывание такой роли приводит к тому, что человек раскрывает ранее абсолютно невидимые самому себе способности, которые не только помогут ему преодолеть трудности в процессе общения, но и делают совершенно непохожим на образ того идеала, к которому он стремился. Проигрывая роль другого, человек неожиданно для себя может обнаружить, насколько ценными для него являются собственные качества, проявляемые в общении.
И наконец последний аспект – это поведение, затрудняющее общение с другими людьми. Иногда, мы, сами того не желая, проявляем некоторую странность, противоречивость в поведении с другими людьми, которые вызывают соответствующую реакцию у окружающих.
Психолог Алешина Ю.Е., обобщая эти трудности, выделила их в три категории:
1) Чрезмерная направленность на других — гиперактивность в приобретении контактов, которая чаще всего воспринимается окружающими как нескромность или навязчивость, чрезмерная демонстративность (много говорит, суетится).
2) Чрезмерная направленность против других — подозрительность, критичность, агрессивность, стремление обвинить, найти "правду", навести порядок.
3) Чрезмерная пассивность, когда человек боится сделать что-то, чтобы избежать осуждения, постоянно анализирует себя и собственные поступки, не стремится устанавливать и поддерживать с другими людьми какие-либо контакты.
При анализе поведенческого аспекта, важным условием является выяснение причин и взглядов, лежащих в основе такого неэффективного способа взаимодействия с окружающими и впоследствии их замена на более конструктивные. В этом может помочь индивидуальная работа с психологом-консультантом.
Конечно, работа над собой, над пониманием собственных потребностей и желаний, а также работа над тем, как это конструктивно выразить в речевой форме требует значительных усилий от человека, но оно того стоит. Лучше предупредить возможные ошибки в процессе общения, чем потом уже налаживать полуразрушенные отношения, заново искать выход из конфликта. Ведь, по большому счету, наши стереотипы и принципы, которыми мы руководствуемся в жизни, не всегда приходят на помощь в преодолении препятствий, а порой сами же их и создают, побуждая нас совершать одни и те же ошибки. Заменив такие особенности поведения на более конструктивные можно избежать многих проблемных ситуаций, конфликтов, разногласий и ссор в дальнейшем. Это позволит общаться с уверенностью в голосе, общаться так, чтобы не обидеть другого человека, наполнит межличностные отношения теплотой и взаимопониманием. Общение – это искусство, которому нужно учиться. *


Оставить комментарий
Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите комментарий.
1000 символов

Пожалуйста, введите email
или Отменить

Другие статьи в категории Психология, эмоциональный интеллект