Эмпатия как управленческая компетенция: суть, виды, способы развития

В современных исследованиях менеджмента много внимания уделяется такой управленческой компетенции как эмпатия. Ведутся споры, нужна ли эмпатия руководителю, если нужна, то насколько интенсивно она должна проявляться, и в каких именно ситуациях.

Авторитетные издания «кричат» о необходимости эмпатии у руководителя, HR-менеджеры пытаются анализировать и разбираться в определениях, а некоторые руководители абсолютно искренне говорят: — «Я не хочу их (сотрудников) понимать, мне это не интересно, пусть просто хорошо выполняют свою работу!».

А некоторые HR даже жалуются на чрезмерную эмпатичность руководителей: их, мол, сотрудники разжалобят — «накрутят» — а руководители приходят безосновательно требовать блага для своего отдела.

Что такое эмпатия?

Действительно ли она необходима в управлении, или это очередной тренд?

Эмпатию рассматривают как один из аспектов межличностного эмоционального интеллекта. Если обратиться к определению эмпатии, то можем найти следующее:

Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. (Психологический словарь).

Пол Экман в своей книге «Психология эмоций» определяет три вида эмпатии:

  • когнитивную — осознание нами того, что чувствует другой человек;
  • эмоциональную — когда мы ощущаем то же, что чувствует другой человек;
  • сострадающую — когда мы хотим помочь другому человеку справиться с ситуацией и его эмоциями.

Что дает развитая эмпатия руководителю?

В первую очередь — понимание эмоционального состояния другого человека. Люди управляемы эмоциями намного сильнее, чем можно себе представить. Вспомним хотя бы то, насколько в некоторые моменты жизни настроение человека влияет на его рабочую эффективность. Понимая чувства своих сотрудников, руководитель может объективно оценивать их эмоциональное состояние, выбирать правильный тон и время для обсуждения проблемных ситуаций, контролировать и регулировать эмоциональную интенсивность своих коммуникаций. 

Руководитель с высоко развитой эмпатией понимает людей и считывает атмосферу в команде. Может «войти в положение», проявив в нужный момент сочувствие. Своевременно решает конфликты, прогнозируя эмоциональную совместимость и реакции разных людей на те или иные события. Чувствует потенциал своих людей, их эмоциональную вовлеченность и готовность к разному уровню задач. Эмпатичные руководители эмоционально чувствительны и потому легки в коммуникации. Именно эмпатия руководителя может быть основой той благоприятной атмосферы в команде или того, что принято называть «харизмой руководителя».

Эмоционально же «глухие» руководители рискуют столкнуться с целым рядом проблем. Например, таких как чрезмерный уровень конфликтности в команде, на который руководитель не посчитает нужным реагировать, в надежде, что все само собой образуется. Или же сам сможет стать источником конфликтов. Всем известна особенность команд «дружить против кого-то». Этим «кем-то» вполне может стать неэмпатичный руководитель, не понимающий нужд людей и команды в целом. Руководитель с низкой эмпатией может держаться обособленно, сохраняя только формальные отношения со своими подчиненными, опасаясь доверять людям, делегировать им сложные рабочие задачи — тем самым загоняя себя в постоянные цейтноты. Он может не интересоваться настроениями, потенциалом своих подчиненных и не воспитывать специалистов, которые могут со временем стать его заменой.

Часто руководители, осознающие недостаток эмпатии в своем эмоциональном интеллекте задаются вопросом, как же можно развить эмпатию? Есть целый ряд рекомендаций для ее развития, мы попробуем дать несколько наиболее действенных методов.

Во-первых, важно понимать, что основой эмпатии является самоосознание — только   понимая свои эмоции мы можем «узнавать» и отслеживать их у других. Для развития эмпатии нужно тренировать понимание своих эмоций, уровня их интенсивности, своих реакций в различных, как позитивных, так и негативных, ситуациях.

Во-вторых — наблюдать и пытаться понять эмоциональные переживания и реакции людей в различных ситуациях. Но главное — пытаться эмоционально «сонастраиваться» с другими, пытаться почувствовать то, что чувствуют они. Именно это и является основой настоящей эмпатии — глубинное сострадание другим людям.

Третье: наблюдайте за невербальной коммуникацией людей. Ведь эмоциональные оттенки чаще всего передаются именно невербально. Для развития своей компетентности в понимании невербальных сигналов людей незаменимой будет книга Алана Пиза «Язык Телодвижений» — обязательно ознакомьтесь с ней. Для многих руководителей она уже заслуженно стала настольной.

Четвертое — расширяйте свою «палитру» эмоциональных переживаний. Здесь на помощь прийдут фильмы о чувствах и эмоциях, театр, музыка — все виды искусства, которые показывают эмоции, открывают их глубинный смысл, учат нас лучше понимать свои эмоциональные переживания и, следовательно, эмоциональные переживания окружающих нас людей.

Для того, чтобы быть уверенными в том, насколько ваш уровень эмпатии требует развития, мы рекомендуем пройти персональную диагностику Эмоционального Интеллекта (EQ) по методике TTI Success Insights. В результате 10-минутного заполнения on-line опросника Вы получите комплексную оценку уровня развития эмоционального интеллекта, в том числе, и межличностной эмпатии, получите ряд рекомендаций для развития Вашего Эмоционального Интеллекта.

Обратитесь к нам [открыть контакты](067) 148-56-38 — мы ответим на все интересующие Вас вопросы и поможем пройти Вашу персональную диагностику Эмоционального Интеллекта.


Оставить комментарий

Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите комментарий.
1000 символов

Пожалуйста, введите email
или Отменить

Другие статьи в категории HR, менеджер по персоналу, рекрутинг