Рынок обучения России переживает серьезный спад

  • Алла Заднепровская, Алена Сысоева
  • 16 жовтня 2009
  • ТренінгиНовини
Рынок обучения России переживает серьезный спад

«Рынок обучения России переживает серьезный спад»,- отмечаем мы, традиционно посетив выставку TRAININGS EXPO в Москве.

Если раньше эта выставка была едва ли не единственным событием, на которое равнялись тренинговые провайдеры стран СНГ, то сегодня даже московских экспонентов из России было крайне мало, не говоря уже об их коллегах из других стран.

Три – четыре года назад крайне трудно было обойти все стенды за 2 дня, мы не уставали удивляться креативным решениям по привлечению клиентов. На этот раз нам достаточно было 2-х часов, и выделить кого-то среди стендистов было трудно.

Живости мероприятию добавили творческие способы взаимодействия с посетителями выставки компании Driving, Ритмосфера, Пискарёв и партнеры. Радуя посетителей то возможностью игры на барабанах, то участием в «ритмомагических» действах.

Среди выступающих – только основные игроки, а их было крайне мало, на наш взгляд, не более 5 – вызывали интерес посетителей.

Не порадовала выставка и количеством каких-то новых нестандартных решений. Исключением, с нашей точки зрения, стали компания «99 по Фаренгейту», которая, как и прежде, делает акцент на нестандартных подходах в своей работе и компания «Тренинг-бутик», которая явно выделяется оригинальной «упаковкой».

Тем не менее, хочется сказать слова благодарности организаторам выставки и экспонентам, которые даже в сложных условиях продолжают поддерживать друг друга и бизнесы в целом. Это говорит о том, что рынок T&D услуг живет и более того, можно сделать выводы о тенденциях его развития.

Основные тенденции в целом довольно похожи на украинские:

  • В условиях сокращения бюджета компании акцентируются на трех моментах:
  • обучении внутренними ресурсами
  • жестких требованиях в закупке услуг обучения
  • экономических и постренинговых форматах обучения.
  • Все больше компаний в общей стратегии обучения персонала уделяют особое внимание повышению результативности ее работы.
  • Компании, которые прибегают к услугам внешних провайдеров, делают упор на проверенных поставщиках ТД услуг, при этом ожидая от них дополнительных сервисов и гибкости в цене.
  • Удержание ключевых сотрудников на сегодня актуально, поэтому интенсивность их обучения остается прежней.
  • Все больше возрастает интерес к дистанционным формам обучения. И здесь, помимо продажи, приобретает популярность аренда электронных курсов.


В целом можно сказать, что этот год мы вместе с нашими коллегами из России и стран СНГ достаточно много пережили и даже многие из нас выработали иммунитет. Своего рода это для всех нас проверка на прочность. И те кто ее выдержат, закалятся и станут сильнее.

Желаем нам с Вами скорейшего восстановления рынка и новых ярких запоминающихся событий на рынке T&D услуг.

*В своих материалах мы использовали исследования компании «Амплуа-Брокер».


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Новини