Общение, приносящее успех в бизнесе

Общение, приносящее  успех в бизнесе

Вряд ли найдется человек, который не считал бы, что деловое общение с коллегами и партнерами отличается от личного – с родственниками и друзьями.

В рабочей среде все менее эмоционально, но более четко, логично, осмысленно и направленно на достижение конкретной цели. Желание приблизиться к конечному результату - это то, что сводит изначально друг с другом людей во время рабочего процесса и то, что ими движет (в случае конструктивного взаимодействия, разумеется). 

Что же надо делать для того, чтобы достичь желанного результата оптимальным путем? И что делать, чтобы, в то же время, общение в рамках профессиональной деятельности было приятным и приносило пользу? Существует несколько разумных приемов и правил, которые сопутствуют успешным деловым коммуникациям. Но, перед тем, как рассказать о них, хочу отметить то, что первостепенным в общении с другими людьми является Ваше самоощущение. То есть то, какие чувства Вы испытываете к самому себе, собеседнику, обсуждаемому вопросу и ситуации в целом J Дело в том, что как бы вы не пытались следовать правилам и схемам и маскировать свои истинные эмоции, - окружающие, в большинстве своем, отслеживают то, что происходит на самом деле. И, неискренность, - не самый лучший помощник в общении. Поэтому – первый совет: ищите себя, занимайтесь тем, что Вам по-настоящему нравится, общайтесь с приятными людьми и будьте счастливы. При этом условии – любое общение будет эффективным, и люди будут к Вам тянуться.

Если же говорить о менее глобальных и более практичных рекомендациях, то, конечно же, все во многом зависит от конкретных ситуаций и характерологий людей, которые Вас окружают. Характер делового общения напрямую связан со стилем корпоративной культуры и личности того, кто управляет компанией. Однако же, существуют и общие правила, определяемые этикой ведения бизнеса в целом, соблюдать которые будет полезно не только индивидуально для каждого сотрудника, но и для достижения лучшего финансового результата в целом. Культура ведения бизнеса и делового общения не только помогает сохранить лояльное отношение клиентов к компании, но и улучшает микроклимат в коллективе, что является для многих дополнительным мотивационным фактором в работе.

Ни для кого не секрет то, что удержать старых клиентов и морально и материально гораздо проще, чем приобрести новых. Основная задача сотрудников любой компании, прежде всего, ориентироваться на потребителя. Для того чтобы этого добиться, многие собственники и руководители вкладывают массу денег, времени и сил в формирование корпоративной культуры и создание эффективной команды. И это логично, так как не имеет смысла вкладывать большие деньги в рекламную кампанию, если ее результат может полностью обесценить не очень вежливый менеджер по работе с клиентами или секретарь, который «встал не с той ноги». В наше время долгосрочный прибыльный бизнес строится не на жестком отстаивании своей позиции, а на взаимном уважении, доброжелательности, культуре и, во многом, - дружеском общении. По мнению многих опытных продавцов – максимально долго удержать клиента возможно только поддерживая с ним хорошие личные отношения. Недаром Майкл Бэнг, известный бизнес-тренер, обладающий званием «Лучший продавец мира» сказал: «Успех вашего бизнеса зависит от отношения к своим клиентам и сотрудникам». А как еще мы можем чаще всего продемонстрировать свое отношение, как ни в процессе рабочего общения? И что надо делать для того, чтобы, общение с Вами было максимально комфортным? Рекомендации довольно просты и сводятся к пяти основным законам партнерских отношений:

  • старайтесь давать меньше обещаний, но если обещаете, то выполняйте их;
  • не говорите лишнего и не передавайте непроверенную информацию;
  • поступайте с другими так же, как хотели бы, чтобы поступали с Вами;
  • старайтесь соответствовать окружению (в частности, во внешнем виде);
  • говорите и пишите без ошибок и так, чтобы быть понятым.

Поговорим об этих законах гармоничного делового и личного общения более детально. Первое правило – меньше давайте обещаний и выполняйте их. Это правило вполне логично и в рамках здравого смысла, но как часто мы нарушаем его в течение дня? Многие люди в надежде на поощрение, либо во избежание конфликтов, стараются как можно меньше отказывать в чем-то сотрудникам, а особенно руководству. Это приводит к тому, что они берутся за заведомо невыполнимые задачи, либо устанавливают сами себе «дедлайны», в которые невозможно уложиться. Зачастую это приводит к невыполнению поставленной задачи качественно и в срок, а, как следствие, сбою работы всей команды. То же самое касается и работы с клиентами. Обещая клиенту что-то сделать для него, надо помнить о том, что пунктуальность и ответственность – неотъемлемые составляющие хорошего сервиса и партнерского взаимодействия. Систематическое невыполнение своих обещаний разрушает мостик доверия между Вами и тем, с кем вы контактируете. Также очевидно то, что опоздания  на работу, совещания, деловые встречи и т.д. отнимают время у Ваших коллег. Кроме того, они косвенно говорят о том, что на человека нельзя положиться.

Таким образом, для делового человека очень важно умение четко определять сроки выполнения того или иного задания и брать на себя ответственность за их соблюдение.  Планировать же время на выполнение задач желательно с запасом, помня на всякий случай про известный закон Мерфи:  "Если какая-нибудь неприятность может произойти, она случается" и о тех возможных недоразумениях, которые из него следуют и о которых не надо забывать:

  • Все не так просто, как Вам кажется.
  • Любая работа требует больше времени, чем Вы думаете.
  • Как только Вы начинаете делать какую-то работу, находится другая, которую надо сделать еще раньше.
  • Всякое принятое решение плодит новые проблемы.

То есть, старайтесь мыслить стратегически, доверяйте интуиции, не бойтесь брать на себя ответственность и помните об интересах своих сотрудников, обещая что-либо и оговаривая конкретные сроки.

Второе «золотое» правило общения - старайтесь не говорить лишнего и не передавайте информацию, если знаете о том, что она конфиденциальна, либо не уверены в ее правдивости. Зачастую именно это правило больше всего нарушается работниками компаний, т.к. все мы люди, у всех нас есть чувства, эмоции и личные сферы интересов. Тем не менее, любой сотрудник просто обязан соблюдать законы конфиденциальности, установленные корпоративными правилами организации, так как: «Тот, кто владеет информацией – владеет миром» (с). И передача информации конкурентам может нанести существенный ущерб компании, замедлив ее рост, либо изменив курс развития. Также, не стоит забывать и про общепринятые моральные нормы. Это особенно касается разговоров о личной жизни коллег и партнеров, так как обсуждения и сплетни на рабочем месте не только отнимают много времени, но и приводят к нездоровому микроклимату в коллективе.

Ну и, наконец, - просто старайтесь говорить конкретно и по существу и не говорить слишком много. Помните о том, что Ваш собеседник также имеет свое мнение и давайте ему возможность его высказать. В этом случае, Вы будете «услышаны» с гораздо большей вероятностью, чем быстро и много тараторя и перебивая.

Третье правило (очень мудрое и древнее) – относитесь к другим так же, как хотели бы, чтобы относились к Вам. Как показывает история развития бизнеса, невозможно долгое время успешно вести дела, думая только о собственных выгодах и не учитывая мнений и интересов окружающих: партнеров, клиентов, коллег. Часто проявление эгоизма, зацикленности на своих интересах, стремление навредить конкурентам и сослуживцам приводят к созданию негативного имиджа, как у конкретного специалиста, так и у компании в целом. А имидж – неотъемлемая составляющая успехов в делах в современном мире, стремящемся к развитию, прежде всего, партнерской схемы взаимодействия. Жесткий подход может иногда помочь в достижении кратковременных «шкурных» интересах, но, как правило, - является проигрышным с точки зрения долгосрочной стратегии. Старайтесь помнить о том, что ваше мнение всего лишь субъективно и во всякой точке зрения содержится частица истины, даже если вам кажется, что ваш оппонент или собеседник абсолютно не прав. Поэтому, одним из основополагающих требований делового этикета, является необходимость уважать чужое мнение и стремление понять его.

Четвертое правило деловой коммуникации – старайтесь не нарушать гармонию той деловой среды, в которой Вы находитесь. Я сейчас не делаю акцент на том, насколько внешний вид сотрудников должен быть подобран «со вкусом», т.е. соответствовать моде, фасону и цветовой гамме. Скорее, речь о том, что важно не создавать диссонанса в рабочем окружении среди сослуживцев и деловых партнеров. Ваш образ - это сочетание манер поведения, разговора, стиля одежды, прически и образа мышления наконец! J  Даже при условии того, что вы считаете себя высококлассным профессионалом, не стоит забывать об уместности своего внешнего вида. Помните о том, что первое и устойчивое впечатление о Вас является именно визуальной оценкой. Стараясь соответствовать деловой среде, Вы демонстрируете уважение к окружающим и с большей вероятностью будете восприняты позитивно. А, вместе с тем, у ваших идей, предложений и проектов также больше шансов быть реализованными J

Пятое правило этики делового общения очевидно для профессионалов: говорите и пишите грамотно. Это правило означает, что все произносимое и написанное вами записки, письма и т.д. - должны нести ясную и целенаправленную мысль и быть изложены максимально грамотно. В том случае, если грамматика и правописание не были «вашим коньком» в школе и ВУЗе, Вы можете воспользоваться словарями и учебниками, а также обратиться за помощью к более грамотным сотрудникам. В некоторых компаниях руководство оплачивает работникам курсы по грамматике и правописанию. Также, необходимо запретить самому себе использовать слишком эмоциональные выражения, которые могут резать слух собеседника, в том числе и пересказываемые Вами. Существует множество «заменителей», которые способны передать ваше негативное отношение к чему-либо. К тому же, не исключен вариант, что слишком принципиальный начальник может вас уволить за ненормативную лексику.

Старайтесь также поменьше использовать в речи слов-паразитов. Избавиться о них нелегко, но на сегодняшний день существует много тренингов и курсов по развитию ораторских навыков и инструментов само презентации. Умение грамотно и красиво выражать свои мысли не только делает Вас в глазах окружающих более компетентным, но и экономит время Ваше и тех, с кем вы общаетесь.

Все вышеперечисленное – фундамент делового общения в любом его проявлении, будь то переписка, общение на рабочем месте с сослуживцем, разговор с клиентом и многое-многое другое. Обратив внимание на эти нехитрые советы, и следуя им, через некоторое время Вы с удивлением обнаружите, что перестали тратить время на конфликты с сослуживцами, деловые партнеры легче идут вам на уступки, а с руководством найден общий язык. Ведь карьерное продвижение – это, прежде всего, широкий набор навыков, которыми Вы умеете гибко управлять, используя тот, либо иной в данной конкретной ситуации.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Переговори, риторика, ораторське мистецтво