Методика оптимизации организационной структуры предприятия

В статье рассматривается подход к решению задачи оптимизации организационных структур процессно-ориентированных предприятий. Авторы; Тупкало С.В., Тупкало В.Н.

Решению задачи оптимизации организационной структуры процессно-ориентированных предприятий посвящено большое количество публикаций. Их анализ показывает, что наиболее дискутируемым в среде специалистов по процессному менеджменту является подход к решению этой задачи на основе выделения так называемых «сквозных» (межфункциональных) процессов предприятия [1]. Суть «сквозных» процессов отражена в их известных определениях, в частности:
1. Сквозной, или межфункциональный, бизнес-процесс - это процесс, в котором участвуют несколько структурных подразделений предприятия, потребляющий ресурсы внешних и внутренних поставщиков и создающий ценность для внешних клиентов[2].
2. Процессом масштаба предприятия (”enterprise process”) или, что то же
самое, сквозным (”end-to-end process”) называется бизнес-процесс, замкнутый по входу и выходу на внешнего заказчика и проходящий через более чем одно подразделение верхнего уровня [3].
3. Сквозной (или межфункциональный) бизнес-процесс - бизнес-процесс,
полностью или частично включающий деятельность, выполняемую
структурными подразделениями организации, имеющими различную
функциональную и административную подчиненность [1].
Из данных определений «сквозной процесс» следует, что основное их отличие от известных определений «процесс» и «бизнес-процесс» сводится к акценту на возможные пути прохождения бизнес-процесса в рамках имеющейся организационной структуры операционных подразделений предприятия. При этом понятия «процесс» и «бизнес-процесс» являются синонимами. Судя по первым двум определениям, на предприятии может быть только один «сквозной» бизнес – процесс (процесс) – цепочка создания ценности по М.Портеру, т.е. речь идет о последовательности технологических бизнес-процессов. Тогда возникает вопрос: кто является владельцем такого «сквозного» процесса. Первый руководитель предприятия? Тогда в чем поменялся принцип управления в такой «процессной» системе относительно традиционной функциональной системы? Относительно второго определения в части «замкнутый по входу и выходу на внешнего заказчика и проходящий через более чем одно подразделение верхнего уровня» и подобного утверждения авторов книги [1, рис.1.31 – 1.34] следует отметить, что деятельность по созданию ценности для внешнего заказчика (потребителя) не может осуществляется по функциональной управленческой иерархии предприятия, т.к. это противоречит процесснообразующему принципу реинжиниринга / инжиниринга бизнес-процессов – одноуровневость сущности «исполнитель» (должность, бюро, отдел и т.п.) по всей совокупности действий (работ) бизнес-процесса [4]. Указанная деятельность может осуществляется только по горизонтали (постулат М. Портера [5]) цепочки технологических бизнес-процессов [6]. Последнее замечание позволяет сформулировать следующее утверждение.
Утверждение 1. В рамках выбранной стратегии развития предприятия первичным (исходным) действием в цепи действий по оптимизации организационной структуры процессно - ориентированного предприятия является оптимизация (реинжиниринг) системы технологических бизнес-процессов по каждой бизнес-метрике.
Цель статьи состоит в изложении авторского подхода и методики практического решения задачи формирования оптимальной организационной структуры процессно - ориентированных предприятий на основе реструктуризации системы технологических бизнес – процессов при соблюдении принципа релевантности (однозначности) бизнес - процессного управления [6].

Статья опубликована в журнале "Das management" №4 /07 - 09 / 2010. Полный текст статьи размещен на нашем сайте.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Менеджмент, керування, KPI