Кадровый рынок Украины. Краткие итоги- 2009 и прогноз на 2010 год

Какие основные изменения произошли на рынке труда и персонала в Украине в 2009 году? Что будет с работой и зарплатой в 2010 году? Как изменится кадровая политика компаний и что ожидает кадровый рынок

Какие основные изменения произошли на рынке труда и персонала в Украине в 2009 году? Что будет с работой и зарплатой в 2010 году? Как изменится кадровая политика компаний и что ожидает кадровый рынок? Своим мнением и прогнозами с порталом … поделился Сергей Беляев, директор Консалтинговой компании «Навигатор», координатор Ассоциации кадровых агентств Украины АРКА

R.: Сергей Янович, какие основные изменения произошли на рынке труда и персонала в Украине в 2009 году?

На основе моих наблюдений, анализа рынка, общения с коллегами, соискателями и клиентами я попробую вкратце изложить, что произошло на украинском кадровом рынке в прошедшем 2009 году. 10 основных изменений и тенденций.

1. Работа дороже денег. Люди стали больше держаться за свои рабочие места. Стабильность и устойчивость компании-работодателя вышла на 1-е место среди мотиваторов труда, оставив за собой уровень зарплаты (!) и перспективы карьерного роста.
2. Лучше синица в руках…Уменьшение активности соискателей в смене работы. Риск неудачно сменить работу в смутные времена брали на себя немногие. Значительное превышение соискателей над количеством вакансий на job-сайтах было достигнуто за счет уменьшения вакансий и увеличения уволенных. Т.е среди тех, кто ищет работу, значительно больше вообще безработных, чем желающих просто сменить работу. В отличие от ситуации 1,5 года назад, когда работа была, в принципе, у всех соискателей.
3. Сокращение персонала. По разным данным, 40-50% компаний сделали это. С другой стороны, 20-30 % компаний увеличили штат, прежде всего в сторону регионального развития. Иначе откуда бы у рекрутинговых агентств были заказы?
4. Кому не повезло? Лидеры сокращений всем известны: банки, страховые и кредитные организации, автосалоны и магазины бытовой техники, агентства недвижимости. Лучше всех себя чувствовали ИТ-компании, Интернет-агентства и фармацевты…
5. Кого сокращали больше всех? Административный персонал и других специалистов, не зарабатывающих напрямую деньги для компаний. Кого набирали? Хороших продажников, региональных представителей, ИТР, редких специалистов (например, технологов на производство), иногда меняли неэффективных руководителей.
6. Как искали персонал? Как уже писал ранее, спрос на услуги рекрутинговых агентств 2009 г. уменьшился процентов на 70, что почти в 2 раза сократило число самих агентств. Рост безработицы позволил многим компаниям без особого труда справляться с закрытием большинства стандартных вакансий самостоятельно Достаточно было разместить вакансии на job-сайтах и в СМИ. На 3-м месте среди методов подбора – рекомендации собственных сотрудников. Выросла роль веб-сайтов компаний для привлечения сотрудников..
7. Зарплаты. Не поднялись ни у кого. Возможно, кроме как у чиновников, но это не наш рынок…В долларовом эквиваленте с сентября 2008 г. уменьшение зарплат составило 20-50% в зависимости от отрасли и специальности. Больше всех пострадали топ-менеджеры…
8. Плюс от кризиса. Рынок многое расставил по своим местам: снизил завышенные зарплатные аппетиты менеджеров, снизил текучку, повысил ценность рабочего места, как такового.
9. Не до тренингов. Снизились затраты на обучение персонала, прежде всего на самый популярный вид – тренинги. В ноябре 2008 – мае 2009 спрос на тренинги упал на 70-80%! Однако с лета тренинговый рынок начал понемногу оживать. Появился даже спрос на некоторые новые тренинги, например «Бережливое производство» и «Отработка проблемной задолженности»..
10. Сократился соцпакет. Медицинское страхование многим компаниям пришлось сократить или вообще убрать из соцпакета. Как и многие другие материальные блага. Приходилось больше стимулировать людей нематериальными методами, прежде всего «неработанием», т.е. сокращением рабочего дня, дополнительными выходными и переходом на свободный график.

R.: Сергей Янович, что ждет кадровый рынок Украины в 2010 году? Ваш прогноз?
Начнем с рабочих мест. Продолжатся ли сокращения? Как изменится кадровая политика компаний? Спрос и предложение на рынке труда? Другие тенденции?
Постараюсь, опять же тезисно, спрогнозировать основные тенденции, что повлияют на кадровый рынок Украины в 2010 году…
Начнем с того, что основное настроение наступающего года можно будет выразить, как сдержанный оптимизм.
1. Массовых сокращений, скорее всего, больше уже не будет. Ожидается естественная чистка и обновление кадров. Плавный рост текучки кадров до 10-15% в год. До 40% компаний будут набирать новый персонал.
Главное: если ваша фирма все еще на плаву, то можно считать, что самые сложные времена у нее уже позади и впереди ее ожидает только рост...
2. Методы подбора кадров. Роль Интернета в поиске персонала, достигнув доминирующей роли, теперь будет видоизменяться. Кроме общеизвестных и самых посещаемых job-сайтов активнее как для размещения вакансий, так и для поиска подходящих кандидатов станут использоваться:
- отраслевые профессиональные сайты
- нишевые специализированные job-сайты (например, для продажников, для финансистов и т.п.)
- социальные сети и такие экзотические пока ресурсы, как Twitter
- возрастет роль корпоративных сайтов самих компаний-работодателей, которые частично начнут поворачиваться лицом не только к своим клиентам, но и к потенциальным сотрудникам.
Добавится работы и рекрутинговым агентствам, процентов на 25-30%. Предпосылки чего уже наблюдаются в начале января…
3. Спрос и предложение. Усилится спрос на профессионалов своего дела, редких и квалифицированных ИТР вообще, инженеров, технологов и конструкторов на производство, в частности. Ожидается рост вакансий в отраслях, связанных с госзаказами. А с лета 2010 – и в тех отраслях, куда хлынут (чем черт не шутит!) иностранные инвестиции. Повсеместно будут востребованы менеджеры по продажам, логистики, ИТ- и Интернет-специалисты, инженеры и эффективные руководители. Как и в этом году, активны будут фармацевтические и медицинские компании. Благодаря ЕВРО-2012 возрастет спрос на квалифицированных строителей (до 20%). Как и всегда, торговым сетям будут нужны продавцы и кассиры.
Понятия «Охота за головами» и «Война за таланты» снова войдут в обиход HR-менеджеров…
4. Активность искателей работы на рынке возрастет. Риск неудачно сменить работу и оказаться на улице еще силен. Но охота к перемене мест у многих возьмет свое. Основную двигательную роль сыграет т.н. «отложенная демотивация». То есть, активны на рынке труда станут те, кто в 2009 г. был недоволен своей работой и начальником, но терпели, ждали и не хотели рисковать, предпочитая стабильность и хоть какую-то работу. С оживлением на рынке вакансий такая рыба опять станет искать, где глубже. Удержание лучших таких сотрудников – первейшая задача руководителей и HR-в. Их замена обойдется себе дороже…
В целом рост вакансий в Интернет и СМИ прогнозирую на 25-30%, а резюме на 15-20%. И это без учета т.н. «скрытых» вакансий.
5. Новые схемы мотивации. Смена поколений накладывается на кризис, что постепенно изменяет саму парадигму отношений работодатель - наемный работник. Итак, на рынок выходит т.н. «поколение Y». Мобильное (во всех смыслах), технологически подкованное, свободолюбивое и (для нас) циничное.
На работе для большинства из них важнее свободный\ гибкий\ удаленный график и уровень креативности в компании, а не собственно зарплата и соцпакет. Им не подходит авторитарный стиль управления. Они менее лояльны и преданны работодателю. У них более высокие ожидания, более высокие цели и достичь их они хотят быстрее. Они понимают важность постоянного развития и обучения. Воспитанные в эпоху Интернет, они лучше других знают о доступности и быстром устаревании знаний. Главная ценность для многих из них не карьера, а независимость. Именно независимость, а не свобода.
6. Зарплаты. Большого и массового роста не будет. Рост не превысит уровня инфляции. В пересчете на валюту зарплаты еще не скоро достигнут приятного уровня лета 2008 года. Особого экономического потенциала для роста зарплат попросту нет.
Однако. Прогнозируем рост средних зарплат у ИТ-специалистов, менеджеров по продажам, успешных руководителей. Для остальных своевременность выплаты без задержек уже будет шагом вперед по сравнению с прошлым годом. Бюджетникам проиндексируют зарплаты. Льготникам обещанные соцстандарты, скорее всего, сохранят.
7. Рост инвестиций в обучение. Оживление тренингового рынка наблюдается уже с осени 2009 года. Но до кризисного уровня (по объему заказов) он вряд ли достигнет к концу 2010 г. А по уровню цен – и подавно…Увеличится спрос на дистанционное обучение, в частности на e-learning, т.е. курсы через Интернет. Так дешевле и проще. Лидерами среди «живых» краткосрочных тренингов (1-2 дня) останутся программы по технике продаж, переговоров и презентаций. На 3-5 местах – тренинги для руководителей: управление персоналом, личная эффективность, разработка стратегии.
Новый виток популярности ожидают тренинги т.н. «личностного роста», «развития лидерства» и т.п. Все больше компаний будут заводить своих внутренних тренеров, хотя не всегда это будет приводить к оптимизации расходов. Постепенно снижается авторитет второго высшего (формального) образования (т.е. диплома) и всевозможных МВА…
8. Улучшение возможностей для создания своего бизнеса. Многие уволенные или «переросшие себя» менеджеры давно стоят на пороге открытия своего дела. Самое время: арендные ставки упали ниже минимума, транспортные услуги подешевели, рабочей силы – масса. Идеальное время для начала. Конечно, многим не хватает «предпринимательского духа» и решительности…Еще мешает боязнь чиновничьего беспредела.
Но! Если наши политики выполнят хотя бы часть своих предвыборных обещаний, данных во благо предпринимательства, это даст хороший толчок в спину для многих. Для рынка же труда переход наемных менеджеров в предприниматели чревато дальнейшим обострением конкуренции за лучшие кадры…
9. Кадровая политика компаний. Некоторые тенденции.
- максимальное внимание будет уделено удержанию и развитию ключевых сотрудников;
- ценность (материальная!) тех сотрудников, что вместе с компанией пережили кризис и сохранили лояльность, конечно же, возрастет;
- многие начнут (или возобновят) работу по созданию (развитию) положительного имиджа компании-работодателя: PR-кампания, привлекательные вакансии, расширение карьерного раздела сайта компании;
- более активное расширение в регионы и перевод некоторых функций в регионы или на аутсоринг…
- более интенсивное использование условно бесплатных ресурсов для привлечения персонала: рекомендации собственных сотрудников, корпоративный веб-сайт, социальные сети и поисковые системы в Интернет..
- увеличится потребность в специфических кадровых услугах: мониторинг заработных плат у конкурентов, онлайн-тестирование кандидатов и сотрудников (в т.ч. на честность и благонадежность), личный коучинг…
Подробнее об основных принципах кадровой политики и экономии HR-бюджета в это непростое время – в ближайшей моей статье «Как набрать персонал в эпоху кризиса»…
Интервью хотелось бы закончить хорошей фразой В.Гусева:
В кризис выжили те предприниматели, которые любят свой бизнес больше, чем деньги.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг