Экологичность психологического воздействия

Экологичность психологического воздействия

Данная статья посвящена механизмам возникновения деструктивного убеждения с позиции трансактного анализа Э.Берна и роли лингвистических конструктов на формирование индивидуального сценария личности.

Одним из фундаментальных этических принципов работы практического психолога является принцип "Не навреди!", который сформулирован в свое время еще отец медицины Гиппократ. Актуальность данного постулата находит свое отражение не только в работе медиков, психотерапевтов, психологов, но и в работе педагогов в учреждениях образования. Об этом свидетельствуют появляющиеся в печати сведения о деструктивном воздействии педагогов в учебно-воспитательном процессе. Данная статья посвящена механизмам возникновения деструктивного убеждения с позиции трансактного анализа Э.Берна и роли лингвистических конструктов на формирование индивидуального сценария личности.


Э.Берн, изучая вопросы реализации жизненного сценария личности, писал: "Почти вся человеческая деятельность запрограммирована продолжающемся сценарием, начинающимся в раннем детстве, поэтому ощущение автономности – это почти всегда иллюзия – иллюзия, которая является величайшим бедствием человечества, так как она делает осознание, честность, творчество и искренность возможными только для небольшого числа счастливых людей"[3; 95-96]. Сценарий личности будет всегда основываться на трех вопросах, которые касаются личностной идентичности человека и его судьбы: кто я? что я здесь делаю? кто все эти другие? Переживания могут привести личность к заключению:

  • — Я – никчемный человек. Я никогда ничего не достигну.
  • — Я – хороший человек. Я могу сделать все, что захочу.


Психологический сценарий – это план действий жизненной драмы личности [3; 83]. Из каких крупиц опыта складывается сценарий и какова роль педагогов, психологов, дефектологов, родителей, и всех тех, кто окружает ребенка, в этом священнодействии? Одно из центральных понятий трансактного анализа является психологическая позиция, которая предопределяет отдельные поступки и поведение человека в целом. Психологическая позиция – это отношение к себе, к людям, к миру, мужчинам, женщинам и т.д. психологические позиции могут быть позитивными, адаптивными, помогающими жить и адекватно реагировать на новый опыт, и негативными, дезадаптивными, мешающими усвоению нового жизненного опыта и приводящими к фрустрации. Приняв психологическую позицию, личность старается укрепить ее, чтобы сохранить свое восприятие окружающего мира. Она становится ее жизненной позицией, исходя из которой осуществляется жизненный сценарий личности. Чем резче выражена патология, тем сильней потребность в подкреплении своей психологической позиции [3; 50]. Этот процесс можно изобразить следующим образом:

Ситуация

Переживание

Психологическая позиция

Сценарий, подкрепляющий поведение Формирование деструктивной психологической позиции можно рассматривать в контексте неэкологичности психолого-педагогического воздействия. Экологичность – это целостный взгляд на возможные последствия психолого-педагогического вмешательства для личности, а также на его отношения с другими людьми [5; 196]. Вопрос экологичности и формирования личностного сценария можно рассматривать на уровне суггестивной лингвистики. Как отмечают специалисты в области суггестивной лингвистики, "язык воздействует на мозг на неосознаваемом уровне". То, как мы говорим о событиях, программирует нашу репрезентацию этих событий в нашей голове и, следовательно, нашу реакцию на них. Можно рассматривать некоторые последствия использования в мышлении номинализаций, универсальных квантификаторов, модальных операторов и других паттернов того же рода [4; 165]. Рассмотрим несколько примеров использования неэкологичных конструктов как в семейном воспитании, так и в учебно-воспитательном процессе:

  • — Пример 1: Мать обращается к ребенку: "Ты опять все испортил! У тебя никогда ничего не получается!".


Комментарии: В данном примере сигналом неэкологичного воздействия служат универсальные квантификаторы "все" и "никогда".

  • — Пример 2: "Не лезь туда! Упадешь и сломаешь ногу!".


Комментарии: В данном примере несколько неэкологичных элементов: программирование в будущем времени падения ребенка; использование частицы "не" к действию, которое необходимо избежать. Теоретические основы стратегической психотерапии М.Эриксона констатируют тот факт, что частица "не" по отношению к действию, которого следует избежать, ориентирует на противоположный эффект.

  • — Пример 3: "Никогда не смей драться!".


Комментарии: В данном примере мы вновь встречаемся с универсальным квантификатором "никогда". Неэкологичность данного высказывания может привести к тому, что родители через время могут удивляться, почему их ребенок не может постоять за себя. А он всего лишь выполняет их приказы.

Приведем несколько примеров неэкологичных конструктов, касающихся личности ребенка и влияющих на психологическую позицию "Я".

  • — "Петров, ты у кого списал контрольную? Ты же сам не способен элементарную задачку решить!".
  • — "Сашенька, ты почистил зубы? Нет? Ай-яй-яй! Они у тебя станут желтыми, как у папы, кривыми, как у бабушки. Улыбаться не сможешь, кушать не сможешь…".
  • — "Доченька моя родненькая, головушка моя несчастная. Никто тебя не любит, все обижают. Не дал Бог тебе ни красоты, ни таланта…".


Образцы экологичных конструктивных лингвистических моделей можно встретить в трудах М.Эриксона, которые воистину являются подарком для современной педагогики. Так в лингвистичекой модели М.Эриксона представлены образцы паттернов, которые будут интересны с позиции психолого-педагогического воздействия.

  • — Пример: "Если будешь прыгать на табуретке, то ты можешь упасть. Лучше прыгать на диване или на полу".


Комментарии: В данном предложении нет жесткой программы на падение. Кроме того, здесь присутствует выбор: что и как делать можно. Наличие выборов в поведении и определяет экологичность данного высказывания.

Для того, чтобы фраза стала командой, необходимо, чтобы человек находился в измененном состоянии сознания или, говоря языком стратегической психотерапии, состоянии транса. Транс – это естественное состояние человека, состояние с ограниченным фокусом внимания, когда внимание человека направлено преимущественно во внутренний, а не во внешний мир [2; 48]. В каких же ситуациях наблюдается легкое состояние транса? При просмотре телевизора, чтении, поездке в автобусе, метро; при сильных эмоциональных состояниях (влюбленность, ярость, страх). Стресс и дремота также достаточно яркие представители трансовых состояний. Таким образом, если родители или педагог при разговоре с ребенком повышают голос, то они воздействуют как гипнотизер эриксонианского толка: сначала вводит ребенка в состояние транса, а затем делает вполне гипнотическое внушение [1; 66-69].

Особое значение в экологии психолого-педагогического воздействия имеют глаголы настоящего, прошлого и будущего времени. Чтобы проиллюстрировать данный постулат, представим себе тревожного клиента, обратившегося за психологической помощью к двум различным психологам:

  • — Психолог 1: "Итак, у вас появилось беспокойство? Именно так вы ощущали себя до сих пор?"…
  • — Психолог 2: "Итак, вы ощущаете беспокойство? Какие моменты будут вызывать у вас беспокойство?" [4; 165]…


В первом случае психолог с помощью лингвистических моделей "помещает" беспокойство и переживания клиента в прошлое. Во втором случае психолог говорит о переживаниях клиента в настоящем и с помощью лингвистических конструктов программирует беспокойство клиента в будущем. Данный пример показывает, как использование того или иного времени глагола относительно проблемы оказывает влияние на переживания клиента в настоящем и прогнозирование и программирование данных переживаний в возможных ситуациях в будущем.

Обобщая все вышеизложенное, приведем определенную систему "экологически вредных" лингвистических конструктов:

  • — Жесткие запреты: "нельзя", "запрещено" без сообщения о том, что можно.
  • — Запреты: "не делай", "не сиди", "не бегай" без сообщения о том, что можно делать.
  • — Использование универсальных квантификаторов: "никогда", "постоянно", "вечно", особенно если это касается того, что ребенок сделал, с точки зрения взрослого, не так, как надо.
  • — Использование "ярлыков": "лентяй", "глупец", "растяпа" и т.д.
  • — Использование глаголов будущего времени в отношении проблем и проступков.


На последок хотелось бы коснуться казалось бы прописных истин. Каждый из нас, взрослых, свято верит в то, что каждый ребенок – индивидуальность, яркая и неповторимая личность. Каждый из нас искренне желает каждому маленькому человеку стать успешным в различных сферах жизни. И каждый из нас искренне огорчается, когда в жизни маленького человека появляются совсем не детские проблемы. Но, к сожалению, мы, взрослые, не осознаем тот факт, что часто брошенное нами в пылу эмоций слово или фраза программирует ребенка на переживание этих проблем не только в настоящем, но и в далеком будущем. А ведь именно от нас, взрослых, зависит, станет ли этот маленький человек в будущем гордым и сильным орлом, простирающим свои крылья над земными просторами, или маленьким цыпленком, нуждающимся в защите и поддержки, даже став взрослым человеком. А потому хотелось бы вместо послесловия привести притчу Джеймса Аггри и поставить в конце многоточие.

"Притча об орленке"

Однажды, гуляя по лесу, один человек нашел орленка. Он взял его домой и оставил жить в сарае, приучил его есть корм для цыплят и вести себя так же, как они.

В один из дней к хозяину пришел натуралист, который хотел узнать, как орел, царь птиц, может жить в сарае вместе с цыплятами.

"Я кормил его тем же, чем и цыплят, и приучил его быть цыпленком, он никогда не научится летать, - объяснил хозяин. – Он перестал быть орлом и ведет себя, как настоящий цыпленок".

"Тем не менее, - настаивал натуралист, - у него сердце орла, и он может научиться летать". Осторожно взяв орленка на руки, он сказал: "Ты создан для неба, а не для земли. Расправь свои крылья и лети".

Орленок, однако, был смущен; он не знал, кто он, и, посмотрев на цыплят, клюющих свой корм, спрыгнул вниз, чтобы снова присоединиться к ним.

На следующий день натуралист взял орла на руки и поднялся с ним на крышу дома. "Ты орел, - снова убеждал он его, - Расправь крылья и лети". Но орленок был напуган своим неизвестным Я и новым миром, простиравшимся перед ним, поэтому он снова спрыгнул вниз и отправился к цыплятам.

На третий день рано утром натуралист принес орленка на высокую гору. Он встал лицом к солнцу, поднял царя птиц высоко над собой и, подбадривая его, сказал: "Ты орел, ты создан для неба. Расправь свои крылья и лети".

Орел посмотрел вокруг. До сих пор он никогда не летал. И вдруг случилось то, чего так долго ждал от него натуралист: орел стал медленно расправлять крылья и, издав торжествующий крик, он, наконец, воспарил под облака и улетел.

Возможно орел до сих пор с грустью вспоминает цыплят и даже иногда навещает свой сарай. Но каждому ясно, что он никогда не вернется к прежней жизни. Он был орлом, хотя его содержали и воспитывали как цыпленок.

Литература:

1. Александр Любимов. Мастерство коммуникации. – М.: Центр человековедения и духовного совершенствования "Синтон", 1997.

2. Горин С.А. НЛП: техники россыпью. – М.: Издательство "КСП+", 1999.

3. ДжеймсМ., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансактный анализ с гештальтупражнениями. – М.: Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-Универс, 1993.

4. Коннор Джозеф, Сеймор Джон. Введение в нейролингвистическое программирование. Как понимать людей и оказывать влияние на людей. – Челябинск: "Библиотека А.Миллера", 1998.

5. Сергей Коледа. Моделирование бессознательного. Практика НЛП в российском контексте. – М.: Произвоственно-издательский комбинат ВИНИТИ, 1999


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії HR, менеджер з персоналу, рекрутинг