Внутренний контроль, или как сделать вашу компанию непотопляемой. Часть 2: основные принципы

Внутренний контроль, или как сделать вашу компанию непотопляемой. Часть 2: основные принципы

Внутренний контроль, или как сделать вашу компанию непотопляемой. Часть 2: основные принципы

Как это работает

Один из основополагающих принципов системы внутреннего контроля - распределение обязанностей. Это означает, что контроль осуществляют не только руководители, но и каждый сотрудник на своем рабочем месте. Таким образом, он равномерно распределен по всей организации, а злоупотребления предупреждаются тем, что в контрольные мероприятия вовлечено слишком много людей и нет одного человека, который мог бы сам принимать решения. Бизнес-процессы же организованы так, чтобы каждое последующее звено контролировало работу предыдущего. Кстати, в этом заключается и смысл превентивности – когда бизнес-процесс приходит к своему завершению, все точки, в которых осуществлялся контроль, уже пройдены. Такую систему можно сравнить с контролем качества на производстве, когда контролируется не собранная машина, а каждая ее деталь в процессе сборки.

Если подняться от бизнес-процессов к организационной структуре, элементом системы внутреннего контроля здесь будет система утверждений. Она заключается в том, что на ключевых этапах проверок «план-факт», которые проводятся на каждом этапе бизнес-процессов, вводят дополнительные утверждения ответственными сотрудниками. Они фиксируют отклонения или их отсутствие в ходе процесса.

Система

За внедрение системы внутреннего контроля в организации, отвечает менеджмент. Но проблема, связанная с этим, заключается в том, что руководитель не всегда бывает объективным, поскольку заинтересован в положительных результатах своей деятельности. Кроме этого, он все время погружен в деятельность, что сужает угол его обзора и приводит к недостатку информации, необходимой для принятия решений по обеспечению эффективной работы системы внутреннего контроля. Чтобы исправить подобные недочеты, нужен кто-то внутри компании, кто знает всю «кухню», и при этом является независимым от менеджмента. Тот, кто сможет объективно оценить - действительно ли то, что делает менеджмент, приносит желаемый результат. По сути, речь идет о мониторинге эффективности того вида контроля, который является прерогативой менеджмента. Занимаются таким мониторингом  внутренние аудиторы. Они и дают заключения о том, что происходит в организации. Их выводы и рекомендации очень важны, поскольку оценивают соответствие предпринимаемых действий целям компании. Рекомендации этих специалистов рассчитаны на то, чтобы приносить положительный эффект с точки зрения результативности деятельности предприятия и являются основной квалификацией внутреннего аудитора. Он должен знать, как организованы те или иные процессы в компании и помочь сэкономить на внедрении и функционировании внутреннего контроля, обеспечивая его максимальную эффективность.

Крупные аудиторские компании оказывают услуги внутреннего аудита. Но проблема в том, что за короткий период, на который они приходят в организацию, невозможно изучить бизнес настолько, насколько это может сделать, в качестве постоянного сотрудника, внутренний аудитор. Да и стоит их работа значительно дороже.

Важный момент в деятельности как внутренних так и внешних аудиторов - их независимость. Принято считать, что они должны быть настолько независимы от менеджмента, насколько это возможно. В западной практике для этого создается аудиторский комитет. В него входят независимые директора - приглашенные специалисты в определенных областях. А отдел внутреннего аудита подчиняется и отчитывается напрямую аудиторскому комитету.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Бізнес освіта, MBA Бухгалтерія, облік та податки Діловодство, секретаріат, АГВ