История развития графологии

К сожалению сегодня, многие люди пользуются тем, что было замечено давно и не хотят проводить новые исследования, посему к графологии отношение как к псевдонауке, это ее дискредитирует. У всего на Свете есть своя история, есть она и у графологии...

Я боюсь человека, почерк которого похож на тростник, колеблемый ветром
Конфуций


Идея о взаимосвязи между характером человека, его личностными особенностями и почерком не нова. Принято считать, что первые наблюдения по этому поводу принадлежат мудрецам южной Индии, Китая и оттуда пришли в Грецию, приблизительно 4000 лет тому назад. Мысли о зависимости почерка от характера высказывались еще такими известными учеными и философами древности как Нерон, Конфуций, Аристотель, Дионисий Галикарнасский.

В XVII столетии, а точнее в 1624 году Камилло Бальди из города Болонья издал книгу “Раздумья о способе изучения качеств и привычек того, кто писал по его письму”. В то время книга произвела сильное впечатление на людей. Она представляла намного больше, чем простое собрание случайных наблюдений. Большинство прочитавших книгу считало, что для понимания характера человека по почерку, необходимо иметь развитую интуицию, обладать даром ясновидения и прорицания.

Через двести лет после выхода в свет этой книги исследованиями К.Бальди заинтересовались и продолжили их немецкий пастор Лафатер (Lavater), и французы, Эдуард Окюар и аббат Фландрен (Flandrin). Фландрен стал инициатором создания целой группы ученых – церковников, которые на основании изучения и анализа почерков большого количества людей выработали методологические правила, ставшие основой современного анализа почерков.

Появление первых более научных и интересных разработок, связанных с описанием возможности изучать личностные качества человека по почерку принадлежат еще одному французскому аббату – Жану Ипполиту Мишону (1806-1881). Непосредственно ему приписывается введение в науку термина “графология”. В одной из своих работ он описывает, как исследовать признаки почерка и распознавать до 350 характерных особенностей личности.

Особый интерес к изучению человека по почерку, проявившийся в эпоху возрождения, можно связать с тем, что после засилья и безграмотности средневековья в этот период письменность, как и все образование в целом стали более доступными значительному количеству людей.

В конце ХІХ века француз Крепьє-Жамен (Crepieux-Jamin) в своей книге “SocietйFrancais de Graphologie” впервые дает более научное изложение законов, в соответствии с которыми необходимо проводить исследование признаков почерка. Он разделил элементы почерка на семь категорий, которые сегодня используются как азы во французской школе графологии.

Каждому элементу почерка Крепье-Жамен приписывал диапазон возможных значений. Он настаивал, что ценность любого признака не может быть абсолютной, и что его значение и интерпретация могут измениться в зависимости от других особенностей письма. Эта теория теперь поддержана всеми профессиональными графологами.

В конце ХIХ века появляются исследования члена немецкого Центра графологических исследований доктора Людвига Клягеса, который также делает вывод о том, что правильный и достоверный результат при изучении признаков почерка можно получить только при обращении внимания не на один-два отдельных признака, а на совмещение их комплекса. Позднее к таким выводам пришел в своих научных разработках русский ученый В.Д. Берлов. По его наблюдениям, ”характерологические данные базируются не на одном элементе..., почерк оценивается в целом”. По его словам, почерковедение имеет все шансы на то, что бы, если не развиться в отдельную научную область, то, по крайней мере, стать одним из существенных методов психодиагностики.

Графологией заинтересовались в Германии, затем в Англии и США многие известные писатели, поэты и политики посвятили немало времени, изучая проблему связи между почерком и характером человека, среди них писатели В.Шекспир, Э.По, О. де Бальзак, В.Скотт, Жорж Санд, А.Дюма, премьер министр Великобритании Дизраели. Гете финансировал исследования пастора Лафатера, которому писал: “почерк имеет непосредственное отношение к характеру и интеллекту человека…”

В 1897 году в Германии Хансом Бассом был основан периодический графологический журнал. Он же стал автором идеи о создании Ассоциации для графологических исследований. Основными членами Ассоциации стали доктора Георг Мейер и Людвиг Клягес.

В начале ХХ столетия центр графологических исследований переместился из Франции в Германию. Профессор физиологии из Йены Уильям Т. Прейер, наблюдая за травмированными пациентами, доказал, что основные элементы почерка остаются неизменными, даже если человек пишет другой рукой, ногой или даже ртом. Те же самые основные тенденции почерка будут заметны в подлиннике, написанном той рукой, которой он пишет постоянно. Очевидным при этом становится только, то, что пропадает “беглость” письма. У.Т. Прейер говорил о том, что “почерк руки” на самом деле является “почерком мозга”. Примерно к такому же заключению пришел и психиатр Георг Мейер, который утверждал, что “сила” почерка определяется психомоторной энергией автора.

В Швейцарии, доктор Макс Палвер (Пулвер), известный психолог, который интересовался графологией, сделал дальнейший вклад в терминологию науки о почерке. Ему принадлежит и одна из первых методических разработок в графологии, связанная с разделением почерка на три измерения - вертикальное движение, горизонтальное движение и глубина.

Уже в первой половине ХХ века Крепье Жамен, развивший идеи аббата И. Мишона, напечатал ряд работ по графологии: ”Возраст и пол в почерке” (1925), ”Элементы почерка воров” (1925), ”Азбука графологии” (1940), После него в графологическую науку внесли вклад такие ученые как Сен-Моран (”Основы анализа почерка”), Р.Трийа (”Метод практической графологии”), В.Эгар (”Графология по линиям почерка”).

Сен-Моран, основывала свои графологические исследования на системе астрологии и высказывала мысль относительно специфической „розы ориентаций” для человека. По ее выводами, люди сориентированы на соответствующие направления: вверх, вниз, вправо и влево. Так, направление вверх свидетельствует о духовности, идеализме, мысли, интеллектуальном поиске. Вниз – о физической активности, современности, материальном плане. Вправо – о положительной активности, умении смотреть в будущее, коммерческом духе, старании помочь другим. Влево – отступлении от себя самого, тенденции возвращаться в прошлое, заторможенности, замкнутости, отрицательной активности.

Поскольку графология получила общественный интерес, то в ХХ столетии по этой науке появляется много книг. Одними из первых зарубежных авторов были:

- Роберт Содек, чешский графолог, эмигрировавший в Англию. Он занимался разработкой теории о таком признаке почерка как ”скорость”. Сегодня, никто из серьезных графологов не проводит интерпретацию почерка без оценки скорости писания;

- Ханс Джакобай, современник Содека, является автором ряда книг, популяризирующих графологию. Он называл графологию ”наукой выражения движений”, говоря о том, что жесты, замеченные в языке тела автора, то есть манере ходьбы, выразительных движениях рук и т.д. также отражаются и в почерке.

- Альфред О. Мендель. В его книгу ”Индивидуальность в Почерке” включена длинная диссертация о нажиме. Он вводил новый подход к интерпретации этого признака в зависимости от личных склонностей автора, и приводил примеры зависимости между определенными чертами характера человека и своеобразием его нажима;

- Клара Роман, венгерский графолог, эмигрировавшая в США, провела исследования нажима и описала его в книге, ”Почерк. Ключ к индивидуальности”.

- Профессор Рудольф Пофал из Германии, который читал лекции по психологии и графологии в Университете Гамбурга, сделал много открытий связанных со связью между почерком и состоянием головного мозга и мышц.

Вообще, еще начиная с XIX столетия, в различных странах мира возникали графологические общества. В США, Израиле, государствах Западной Европы графология рассматривается с должным вниманием и занимает достойное место в работе психологов и психиатров. Она включена в учебные программы по психологии во многих странах. Графологию преподавали в 9 университетах Германии еще в 70 годах ХХ столетия. В Мюнхенском по ней сдавали государственный экзамен.

На сегодняшний день графологические общества есть в большинстве развитых стран (Великобритания, Германия, США, Государство Израиль, Франция, Италия, Голландия, Польша). Как в этих, так и других странах созданы целые государственные, частные, научные и чисто коммерческие институты графологии и психографологии.

Известный исследователь проблем почерка И.Ф. Моргенштерн в своей работе „Психографология” приводит пример некоторых народов Юго-Восточной Азии и Китая, где существовал обычай перед браком приносить одному из верховных жрецов образцы почерков будущих супругов, и он, после соответствующего анализа, давал согласие на брак. Этим же автором в указанном издании приведены конкретные примеры образцов почерков разных лиц и их характеристики, сделаны первые попытки диагностирования типа личности.

В начале 30-х лет ХХ века В.Д. Берлов с помощью изучения признаков почерка, кроме диагностирования отдельных черт характера личности старался установить психологические типы „пикника и астеника”. По его наблюдениям, ”почерк ”пикника” характеризуется отсутствием отдельно выведенных букв, а слово представляет собой цельное образование. Буквы приблизительно одинаковые по размеру, однотипный наклон, общее впечатление легкости, отсутствие микрографии“ (очень маленьких букв – Ф.А.). ”Почерк ”астеников” характеризуется делением слова на отдельные буквы, или части, неравномерностью наклона и размера букв, исключительной аккуратностью и остроумием в написании отдельных букв, кроме того, в почерке присутствует микрография. Их почерк неизменный при эмоциональных переживаниях, необычен наклон, наблюдается постоянное напряжение того, кто пишет“.

Интересными, достаточно актуальными и по сей день являются исследования почерка, которое проводилось Д.М. Зуєвым-Инсаровым. Этот автор одним из первых распределяет процесс графологической экспертизы на изучение трех выделенных им основных категорий почерка: гармоничности, геометрической выдержанности и графологичности. Исследования Д.М. Зуєва-Инсарова в части выделения, и классификации признаков почерка в большинстве базируются на анализе материалов, добытых учеными-графологами раньше. Заслугой этого автора стала качественная систематизация достижений и дополнение их личными разработками.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Психологія, емоційний інтелект