Развитие экономических методов менеджмента

Развитие экономических методов менеджмента

Статья рассматривает специфику применения руководителем экономических методов менеджмента

КУЗНЕЦОВ Э.А., КУЧЕРУКОВА И.А.,
Одесский национальный университет
имени И.И. Мечникова
Развитие экономических методов менеджмента
Методы менеджмента выступают инструментарием профессиональной управленческой работы и предлагают набор средств результативного управленческого воздействия на персонал и организацию в целом для достижения поставленных целей. Методы менеджмента являются узловым элементом системы менеджмента. Они обеспечивают качественные признаки управленческой деятельности и утверждают сам факт профессиональной компетенции кадров управления. В то же время, само по себе знание методов менеджмента далеко еще не обеспечивает эффективность их применения. Необходимо знание реальных механизмов результативного использования методов менеджмента. Здесь многое зависит от личности руководителя, социально-экономических условий работы менеджмента организации, различных других факторов
внутреннего и внешнего воздействия на управляемую систему. Методы менеджмента, являясь не столько результатом систематизации эмпирического управленческого опыта, сколько результатом развития научно-исследовательской базы менеджмента формируют потенциал специальных знаний, умений и навыков, который качественно отличает
профессию управленца от всех других профессий. Но одним из главных качественных признаков управленческой деятельности выступает умение использовать этот потенциал в конкретных практических условиях, инициируя новые подходы и рычаги управленческого воздействия.
Вместе с тем, необходима конкретизация того, что мы понимаем под методами менеджмента. На практике бытует представление, что методы менеджмента и методы работы являются идентичными понятиями, что вызывает сомнения. Понятие «метод работы (труда)» связано с деятельностью человека, а «метод менеджмента» – с воздействием на эту деятельность. Это делает необходимым уточнить понятие «метод», его взаимосвязь с законами, принципами, функциями управления, организационной структурой, что позволит обосновать методологию подхода к применению и совершенствованию методов деятельности персонала организации». Взаимосвязь методов менеджмента с функциями, структурой, связующими процессами, что входит в понятие базовых элементом менеджмента, нами было определено в других научных исследованиях системы менеджмента. Здесь мы отметим, что методы менеджмента
выступают одним из базовых элементов системы менеджмента и, что посредством методов менеджмента реализуется функциональная, структурная, системно-коммуникационная и другая деятельность управленческого персонала, а применение методов менеджмента составляет основное содержание управленческой деятельности. Качественно важным элементом в характеристике управленческой деятельности выступает управленческий процесс. Управленческий процесс – это взаимодействие
субъекта и объекта управления по каналам прямых и обратных связей в рамках контура управления. Контур управления представляет собой совокупность показателей, определяемых в системе: базовые условия управленческого процесса (реальное состояние ресурсов организации – материальных, финансовых, человеческих, информационных, интеллектуальных и других) – система приоритетных целей организации (иерархия минимального количества целей, определяющих экономическую
жизнеспособность организации)– пограничные условия (корректирующие управленческий процесс во времени). Кроме этого, принципиально важным моментом является тот факт, что взаимодействие субъекта и объекта в управленческом процессе – это исключительно взаимодействие людей (конкретнее – персонала организации). Следовательно, применение методов менеджмента происходит в системе профессионального взаимодействия персонала организации. Вместе с тем, необходимо заметить, что профессиональное взаимодействие персонала организации должно быть функционально, результативно и иметь структурную компоненту. Другими словами, мы
говорим не о простом взаимодействии персонала, а имеющем характер результативного управленческого взаимодействия с учетом конкретных условий настоящего и будущего состояния организации.
Чаще всего под методом понимают прием, способ или образ действия. Если же говорить об определении методов управления (менеджмента), то это способы воздействия субъекта управления на коллективы и отдельных работников для достижения поставленной цели. В принципе, соглашаясь с этими определениями, уточним определение методов менеджмента следующим образом: методы менеджмента – это функциональная и межфункциональная организация приемов и способов воздействия субъекта на объект в рамках контура управления с целью результативного
достижения поставленных целей. Экономические методы достаточно разнообразны по направленности, спектру воздействия и цели использования. Практически все отрасли экономической науки в той или иной степени предлагают свои методы экономического анализа и практических преобразований на макро- и микро уровнях экономической системы общества. С одной стороны, можно не ограничивать спектр применения экономических методов в управленческой деятельности, и считать всю палитру существующих и вновь разрабатываемых экономических методов как реальный ресурс для развития менеджмента. С другой стороны, представляется целесообразным выделить именно те экономические методы, которые наиболее тесно связаны с управленческим процессом. Если же рассматривать современный управленческий процесс как явление сложное и многомерное, то, скорее всего, необходимо вести постоянную селекцию экономических методов. При этом, важно систематически отслеживать рынок новых управленческих технологий и применять их в соответствии с конкретной ситуацией в инновационном режиме деятельности.
Исследуя структуру экономических методов менеджмента мы предполагаем, что они
имеют приоритетный (базовый характер) над всеми остальными методами в силу
следующих обстоятельств:
1. Называя экономические методы базовыми мы отстаиваем тезис, что любые
неэкономические методы воздействия на персонал организации могут привести
организацию к более высокой результативности только вслед за экономическими
методами. Также неэкономические методы воздействия имеют тенденцию повышать
производительность труда персонала, когда организация уже достигла определенного
уровня рентабельности деятельности.
2. По мере экономического развития организации удельный вес применения
экономических методов может уменьшаться, но эти методы все более из количественной
оценки переходят в качественную оценку. При этом степень их воздействия на
результативность организации остается приоритетной (то есть, удельный вес
уменьшается, а сила результативного воздействия возрастает, что является признаком
высокой эффективности экономических методов менеджмента). Когда экономические
методы становятся более совершенными, тогда они создают благоприятные условия в
организации по эффективному использованию неэкономических методов.
3. Первая группа методов менеджмента с выделением экономических методов как
базовых, является первичной в отношении двух остальных групп. Это означает, что
первая группа методов выступает основой построения более совершенных видов
воздействия на персонал организации.
4. Приоритетность экономических методов является неизменной тенденцией, в
первую очередь, для крупных индустриальных систем производства. Основная же
динамика совершенствования экономических методов менеджмента происходит в
крупных корпоративных системах производства в силу корпоративной природы
менеджмента.
5. Экономические методы менеджмента достигают наибольшего совершенства в том
случае, когда их воздействие на персонал организации становится привычной
традицией, формирующей стереотип общественного поведения человека.


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Менеджмент, керування, KPI