Искусство разрешать споры

Искусство разрешать споры

– Процедура медиации позволяет не только мирно урегулировать возникший между партнерами конфликт, но и помогает им выработать линии поведения, исключающие повторение подобной проблемы в будущем. А.Меренков

Медиация – распространенный на Западе метод мирного разрешения конфликтов. Генеральный директор СК «Северная казна» Александр МЕРЕНКОВ – профессиональный и опытный медиатор, эксперт в сфере конфликтологии, рассказал, что представляет собой процедура медиации и почему она обычно эффективнее судебного разбирательства.

– Александр Владимирович, медиация – явление для российского человека достаточно новое, незнакомое. В чем заключается работа медиатора?

– Медиация действительно малоизвестна в России. Когда я поехал учиться профессии медиатора, мои друзья спрашивали, почему я выбрал для этих целей Москву, а не Тибет. Оказалось, они спутали «медиацию» с «медитацией».

На самом деле медиация – это чрезвычайно востребованная технология. Механизмы медиации активно пропагандируются президентом Дмитрием Медведевым и его администрацией. Она очень популярна на Западе: в Европе и Америке к услугам медиатора обращаются и физические лица, и частные предприниматели, и представители крупного бизнеса, банков, страховых фирм. На мой взгляд, в России медиация еще более полезна.

Дело в том, что сложившаяся в нашей стране традиция ведения бизнеса предполагает достаточно агрессивные методы разрешения проблем и конфликтов. Кроме того, русский предприниматель обычно приходит на переговоры с очень высоким уровнем недоверия к партнеру: он ожидает, что его попытаются обмануть, и поэтому стремится не столько договориться о сотрудничестве, сколько продемонстрировать свою силу. В результате между партнерами высок риск недопонимания, которое может привести к конфликту.

Прежде чем заняться медиацией, я работал бизнес-консультантом, посредником на переговорах и часто становился свидетелем ситуации, при которой предприниматели в процессе обсуждения условий сотрудничества говорят об одном и том же, но по-разному формулируют свои мысли, поэтому не всегда могут договориться, услышать друг друга.

Задача медиатора заключается в том, чтобы помочь участникам конфликта выяснить, чего они хотят, где их интересы сходятся, как достичь консенсуса и продолжить сотрудничество. Очень часто в процессе медиации стороны понимают, что у них комплиментарные интересы, а причина спора, в сущности, несерьезна. Но в пылу конфликта они забывают о своих потребностях, истинные желания подменяются стремлением во что бы то ни стало наказать оппонента, а медиатор как раз и помогает отказаться от эмоционального, субъективного взгляда на ситуацию.

Важно подчеркнуть, что медиатор – это не судья и не переносчик информации, представляющий чьи-либо интересы. Это независимый эксперт, который помогает разрешить проблемную ситуацию за столом переговоров: помогает участникам конфликта высказаться и быть услышанными, снизить градус конфликта, рассказывает о позитивных и негативных последствиях от выбора той или иной линии поведения, помогает стратегически взглянуть на сложившуюся ситуацию.

Во время медиации стороны обсуждают свои потребности и обычно приходят к выводу, что продолжение конфликта не принесет никому пользы. Они заключают соглашение, берут на себя определенные обязательства, договариваются о способах компенсации в случае неисполнения этих обязательств. Иногда договариваются устно, иногда закрепляют договоренность на бумаге – но главное, находят взаимовыгодный способ разрешения конфликта.

– Каковы преимущества медиации по сравнению с разрешением конфликтов в суде?

– Во-первых, после прохождения предпринимателями процедуры медиации их бизнес-взаимодействие может быть продолжено и чаще всего продолжается. Иногда стороны даже находят какую-то другую сферу сотрудничества, прекращая партнерство по вызвавшему конфликт проекту. После судебного разбирательства подобное практически невозможно, ведь сторона, проигравшая дело, оказывается обиженной, чувствует себя ущемленной. А в результате медиативной технологии разрешения конфликта часто стороны выясняют, что дальнейшее сотрудничество и выполнение обязательств окажется выгодным каждому.

Второе преимущество медиации закономерно следует из первого. Обязательства, указанные в медиативных соглашениях, намного чаще добровольно выполняются сторонами, чем решения суда. По статистике, медиативное соглашение добровольно выполняется в 87% случаев, а решение суда менее чем в 50%.

Третье преимущество – конфиденциальность. Медиация – процесс не публичный, в отличие от арбитражного спора. Поэтому участники конфликта избегают любых негативных последствий для имиджа.

И, наконец, стоимость процедур несравнима. Медиатор берет почасовую оплату, поэтому его услугами могут воспользоваться даже представители малого бизнеса или физические лица (например, при разводе). В среднем медиация оценивается от 2 до 10 тыс. руб. в час, продолжительность процедуры чаще всего не превышает 4–5 часов. При сумме иска от 500 тыс. руб., потратить 40 тыс. на решение конфликта – вполне здравое решение. Особенно в сравнении с расходами на судебное разбирательство: очень часто судебные издержки даже превышают сумму, послужившую камнем преткновения.

Кроме того, распространение процедур медиации – это снятие части нагрузки с судов. То есть медиация выгодна и государству. Она способствует понижению градуса негатива в обществе. На Западе большинство судей предлагают сторонам пройти процедуру медиации, прежде чем решать конфликт с помощью разбирательства в суде. Нормой стала так называемая «медиативная оговорка» в договорах: подписывающие договор стороны обязуются попытаться разрешить все возникающие конфликты с помощью медиации, прежде чем обращаться в суд.

– В каких сферах экономики и общественных отношений чаще всего возникают споры, которые эффективно решать с помощью медиации?

– Медиация может применяться в очень многих областях.

С помощью медиации могут быть разрешены конфликты между банками и должниками. Банкиры давят на неплательщика, в результате в проигрыше остаются все: бизнесмен оказывается банкротом, банк получает мертвые активы. Если бы стороны прибегли к процедуре медиации, то скорее всего предпринимателю удалось бы сохранить бизнес, а банку – получить прибыль.

Медиация эффективна при конфликтах между работником и работодателем. Обычно работодатель уверен в силе, устойчивости своей

позиции. Но на практике конфликт с уволенным сотрудником может очень дорого обойтись компании. Работники чаще всего обладают инсайдерской информацией или могут предложить свои услуги конкурентам. Мирное разрешение спора здесь чрезвычайно значимо.

Страхование – одна из сфер, где медиация также очень полезна. Сейчас функции посредника между участниками конфликта выполняют госорганы – структуры, не предназначенные для урегулирования конфликтов. Они обычно называют правого, виноватого, не стремясь помочь сторонам в поиске взаимовыгодного решения.

К сожалению, в России люди часто боятся идти в страховые компании с претензиями. Это в корне неправильно: страховые компании заинтересованы в рынке, в клиентах. Поэтому в мировой и европейской практике медиация активно используется для урегулирования споров в этой, достаточно конфликтной, сфере. Например, во Франции, где конфликтов в страховой сфере примерно в 10 раз больше, чем в России, – 95% всех споров решаются либо через омбудсмена (а это частный случай медиатора), либо с помощью медиации. На органы государственного надзора приходится всего 3–5% дел.

Присутствие медиатора при урегулировании крупных исков позволяет учесть все аргументы сторон. Медиатор предлагает посмотреть на ситуацию объективно: выяснить, что вызвало негативные эмоции, к каким последствиям может привести конфликт, как поведут себя стороны при том или ином развитии событий – и помочь выработать предложения, которые могут удовлетворить всех участников конфликта. К тому же услуги медиации позволяют страховой компании не только сохранить клиента, но и избежать имиджевых рисков.

В целом, медиативное решение конфликтов эффективно во всех сферах человеческих взаимодействий. В Петербурге медиаторы решают и дела о разводах, и даже уголовные дела.

– В чем, на ваш взгляд, заключаются причины относительной нераспространенности такого эффективного метода урегулирования споров, как медиация?

– Как я уже говорил, это достаточно новая технология. Далеко не всем понятны принципы ее работы. К тому же, русские люди за последние годы привыкли к директивным методам решения конфликтов и не привыкли договариваться. Но я уверен: как только больше людей узнает о медиации, услуги медиаторов будут очень востребованы.

На мой взгляд, медиация должна быть интуитивно понятна российским предпринимателям, потому что ее суть органично встроена в традиционный быт. В каждой деревне издавна был старейший, авторитетный человек, помогавший улаживать бытовые конфликты. Сейчас старая традиция начинает возвращаться – инструмент медиации вводится в практику делового оборота. Думаю, это свидетельство перемен в культуре бизнеса: зарождение готовности договариваться, идти навстречу партнеру, избегать устаревающих агрессивных схем взаимодействия, решать конфликты более цивилизованным путем.

СПРАВКА
Медиация – это метод разрешения спора при участии нейтрального посредника, медиатора. Медиатор помогает сторонам прояснить их потребности и ожидания, сформулировать требования, услышать и понять друг друга, а затем найти совместное решение по выходу из сложившегося конфликта и дальнейшему сотрудничеству.

ВРЕЗ
Пройдя процедуру медиации, многие предприниматели начинают воспринимать возникший между ними конфликт как первый шаг на пути долгого и плодотворного сотрудничества. 

По материалам журнала «Регионы России».


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Переговори, риторика, ораторське мистецтво