"Сойти с ума" или коучинг личной эффективности

"Сойти с ума" или коучинг личной эффективности

Хочу познакомить вас с моделью, которая объединяет как раз все эти три компонента. Она называется GoMAD. Дословный перевод «Go Make A Difference» — «Пойди и создай разницу».

Для повышения эффективности сотрудников HR-подразделения разрабатывают комплексные программы обучения, системы материальной и нематериальной мотивации, проекты вовлечения сотрудников в деятельность организации и др. И, тем не менее, мы, руководители, зачастую не удовлетворены уровнем ответственности, мотивации и, как следствие, эффективностью наших сотрудников.
Хочу познакомить вас с моделью, которая объединяет как раз все эти три компонента. Она называется GoMAD. Дословный перевод «Go Make A Difference» — «Пойди и создай разницу». Еще можно перевести «Go MAD» как «сойти с ума», то есть сделать что-то, выходящее за рамки принятого. Эффективность напрямую связана с освобождением от шаблонов и стереотипов, которые затягивают на привычную колею мышления и поведения. А чем больше делаешь одно и тоже, тем больше получаешь тоже самое. Таким образом, чтобы быть эффективным, надо "сходить с ума" хотя бы периодически. И это легко можно сделать при помощи модели Go MAD.
 
Эту модель разработала группа британских ученых во главе с Энди Гилбертом. Они исследовали огромное количество высокоэффективных людей и обнаружили 7 элементов и ряд взаимосвязей между ними, которые больше всего влияют на эффективность действий человека.

Данную модель важно рассматривать относительно определенного проекта, цели или задачи. И еще в ней важна последовательность, в которой я и представлю все элементы.

Причина
Этот первый элемент структуры является топливом для всех остальных. Причина - то, ради чего лично для вас имеет смысл эта цель, проект или задача. Именно благодаря наличию причины достижение целей происходит осознанно и с мотивацией.

Модель GoMAD дает возможность человеку посмотреть под разными углами зрения на свой проект/цель/задачу

Не имея достаточно серьезной причины, человеку становится сложно и едва ли возможно ставить цели, планировать, организовывать процесс и т. д.

Вера в себя
Следующий элемент — вера в себя, или уверенность в невидимом. Уже по определению — один из самых неоднозначных и сложно измеримых параметров. В то же время, думаю, многие согласятся, что если в жизни человека присутствует вера в себя, то результаты достигаются гораздо легче и поддержка в пути обеспечена, да и окружающие быстрее вовлекаются в процесс достижения, чувствуя уверенность носителя идеи.

Цель
Следующая составляющая структуры GoMAD — цель. Четкая и ясная цель сегодня стала неотъемлемым элементом в деятельности и залогом успеха высокоэффективных людей. Здесь важно описать понятно и по критериям желаемый конечный результат.

Планы и приоритеты
Четвертый элемент — планирование. Человек, ориентированный на высокие результаты, в наше время высоких скоростей и чрезмерных объемов информации просто вынужден максимально организовывать себя и уметь оперативно выбирать первоочередное. Здесь важно разукрупнить цель на подцели и задачи, определить очередность, приоритетность и контрольные «точки» в пути. А также идентифицировать возможные препятствия, способы реагирования и альтернативные варианты решения задач.

Задействовать других
Казалось бы, есть цель, смысл ее достижения, уверенность в своих силах и даже планы, а до эффективных действий еще речь не дошла. Данный параметр зачастую даже не приходит в голову людям, а если и приходит, то должного веса ему не придают. «Есть цель, не вижу препятствий», — говорят они, нагружая себя все новыми и новыми проектами, задачами и обязательствами. Так уж большинство из нас устроено. Один из древних мыслителей в свое время отметил, что «ни одно великое дело не было сделано в одиночку». Действительно, если проанализировать примеры из прошлого, заметим, что все свершения, которые оставили глубокий след в истории человечества, были содеяны не одним человеком, а группами людей, объединенных одной целью.

Именно поэтому есть смысл вдохновлять других и вкладывать свои силы и время в вовлечение тех, с кем эта цель может осуществиться с оптимальными затратами ваших ресурсов.

Ответственность
Это единственная составляющая структуры, связанная со всеми другими элементами.

Уникальная функция ответственности заключается в том, что именно благодаря ей высокоэффективные люди продвигаются вперед, несмотря на сложности, которые неизбежно встречаются на пути к достижению цели. Ответственность дает возможность помнить о причине, ради которой они начали действовать, а в случае неудач различными способами восстанавливают веру в себя и держат в фокусе намеченную цель, контролируя план ее достижения и взаимодействуя с людьми.
Если в жизни человека присутствует вера в себя, то результаты достигаются гораздо легче и «поддержка» в пути обеспечена

Действие
Опираясь на здравый смысл, понятно, что эффективность невозможна без действий. Именно поэтому заключительным жизненно необходимым элементом личной эффективности является действие. Таким образом, седьмой элемент — природный результат взаимодействия предыдущих шести. Здесь важно определить внутренние и внешние рычаги мотивации «в пути», контролировать результаты действий и корректировать направление деятельности при необходимости.
Действие форсирует события, а они связанны с изменениями, и важно, чтобы у клиента хватило сил, мотивации и желания двигаться дальше. Именно поэтому для эффективных действий важен баланс во всех сферах жизни. Коучу необходимо, помогая клиенту, двигаться к цели, обращать его внимание на другие сферы его жизни.

Когда использовать? или Показания к применению

  • Застревание в продвижении к цели. Пробуксовка проекта, задачи.
  • Мечтание и бездействие.
  • "Хотелось бы, но…"
  • Проект, откладывающийся в долгий ящик.
  • Хождение по замкнутому кругу.
  • "Что я только не предпринимал…"
  • "Хотел сделать и не вышло…"
  • "Сколько себя помню, столько этого хочу, но все руки не доходят…"


Как это работает?
Для удобства рассмотрим шаги использования модели GoMAD на примере работы коуча с клиентом.

Шаг 1. Убедиться, что этот инструмент адекватен в применении к ситуации клиента (см. показания к применению).
Шаг 2. Представить клиенту эту модель.
Шаг 3. Попросить проранжировать (от 1 до 10) каждый из элементов относительно цели, проекта или задачи клиента.

Внимание! Если оценка в элементе «причина» ниже 5, то вряд ли проект будет продвигаться, если в процессе прояснения она не начнет возрастать.

Внимание! На оценку элемента «вера в себя» могут влиять контекст (недавнее поражение, стресс и т. д.) и психологические аспекты (в зависимости от воспитания человек может не знать, как это — верить в себя, самооценка может быть занижена или завышена).

Шаг 4. По завершении задать клиенту уместные из представленных ниже вопросов: «Что ты видишь?», «Что скажешь?», «Как все это тебе видится?», «Какая картина вырисовалась?», «Как ты объясняешь это самому себе?» и т. д.
Шаг 5. В зависимости от ответов помогаем клиенту прояснить каждый элемент через вопросы и инструменты.

Практика: Вопросы и инструменты по каждому элементу для работы с моделью
Причина
1. Зачем тебе это достигать?
2. Как то, что ты получишь в результате, отразится на твоей жизни в целом?
3. Ради чего тебе это?
4. Чем тебе лично выгодно…?
5. Насколько достижение этого приблизит тебя к твоей жизненной цели?
6. Как изменится твоя жизнь, когда…?
7. От чего ты в жизни отказываешься, когда не достигаешь этого?
8. Чем тебе приходится расплачиваться, если ты это не реализуешь?
9. Каковы причины, побуждающие тебя двигаться к достижению цели?
10. Куда эта цель приведет?
Необходимо вдохновлять других и вкладывать свои силы и время в вовлечение тех, с кем цель может осуществиться быстрее

Вера в себя
1. Ты всегда такие оценки себе ставишь или только сейчас? (к примеру, очень высокие или очень низкие).
2. Каковы твои шансы на успех?
3. Как ты это определяешь?
4. Что эта цифра означает?
5. А 10 — это как, опиши критерии?
6. А один?
7. Опиши 8?
8. А теперь 3? Таким образом, мы помогаем клиенту привязать оценку к реальности.
9. Что необходимо, чтобы оценка возросла?
10. Что/кто тебя поддержат?
11. Что сделаешь конкретно, чтобы увеличилась оценка?
12. Что говорят результаты/другие люди?

Цель
Существует ряд инструментов эффективной постановки целей. Можно использовать модель SMARTER, в виде структуры задавания вопросов.

  • Specific. Конкретная
  • Measurable. Измеримая
  • Accomplishable/Ambitious. Достижимая/Амбициозная
  • Relevant. Уместная (соотносима с другими)
  • Тime bound. Имеет срок реализации
  • Excitable. Мотивирующая, возбуждающая
  • Recordable. Записанная


Планирование
1. Как ты планировал и расставлял приоритеты?
2. Чего не хватает?
3. Что можно улучшить?
4. Что может пойти не так?
5. Какие могут быть препятствия?
6. Ресурсы?
7. Кто/что поможет?
8. Где можно взять информацию?
9. Что сделаешь?
10. Как будешь действовать?

Задействовать других
1. Кто может быть задействован в проекте?
2. Кто еще вовлечен в цель?
3. Кого можно было бы привлечь?
4. Как можно привлечь этих людей?
5. Чем их можно заинтересовать?
6. Чем им это может быть выгодно?
7. Как ты это сделаешь?
8. А если не сработает?
9. Как поддержишь себя и свою цель?
10. Какие ресурсы им могут понадобиться?
11. Как ты можешь обеспечить слаженную работу?
12. Как они могут сделать проект более эффективным?

Действие форсирует события, а они связаны с изменениями, и важно, чтобы у клиента хватило сил, мотивации и желания двигаться дальше

Ответственность
1. Насколько ты берешь ответственность на себя, чтобы это было в твоей жизни?
2. В чем твоя ответственность?
3. За что и в какой степени здесь отвечаешь ты?
4. Кто еще отвечает?
5. Что из этого в зоне твоего влияния?
6. А если что-то пойдет у других не так?
Действия
1. Что ты можешь с этим сделать?
2. Что ты намерен делать?
3. Что сделаешь конкретно?
4. Что еще?
5. Как можно свести это воедино?
6. Как можно улучшить? Как себя поддержишь? Кто/что может поддержать?
7. Как ты будешь контролировать продвижение проекта?
8. Насколько высока степень стресса в твоей жизни?
9. Это хорошая новость или плохая?
10. Какая система поддержки тебе нужна?
11. Как ты себя поддержишь, если что-то пойдет не так?
12. Как то, ради чего ты это делаешь, поддержит тебя в пути?
13. А что, если это не даст результат?
14. Что тебя может мотивировать в пути?
15. Как ты будешь на это влиять?
16. Если ты полностью сосредоточишься на достижении результата, от чего придется отказываться?
17. Когда приступишь?
18. Когда начнешь?

Помимо этого, можно использовать различные инструменты по каждому элементу модели.

Что в результате? или Эффекты применения модели

  • Клиенту становится яснее в чем, конкретно пробуксовка.
  • Расширяется его осознанность и вносится ясность относительно себя, своих целей, своего внутреннего устройства.
  • Оценки клиента по каждому элементу модели становятся более адекватными и настоящими.
  • У клиента появляется возможность отказаться от цели, задачи, проекта, перенаправив ресурс туда, куда важно.
  • Клиент вырабатывает план по каждому элементу, что изменить и как действовать.
  • Он действует с мотивацией и вдохновением.


Таким образом, модель GoMAD дает возможность человеку посмотреть под разными углами зрения на свой проект/цель/задачу, и, если уже выбрать двигаться дальше, то действовать эффективно с высокой мотивацией, уверенностью в своих силах, четким планом действий, командой поддержки и высокой ответственностью. И даже если человек выберет отказаться от этого проекта/цели/задачи или перенесет его на какой-то срок, то все равно это огромный шаг вперед, совершая который он обретает силы для новых проектов.

Может ли человек останавливаться и терпеть поражения? Конечно, да. Но теперь, благодаря модели GoMAD, он знает, где искать мотивацию и поддержку.

Как применять GoMAD в менеджменте?
Технология «270 градусов»

Это технология применения модели GoMAD с подчиненными (по вертикали вниз), с коллегами (по горизонтали) и с вышестоящими руководителями (по вертикали вверх).

С подчиненными применять модель так, как описано выше.

С коллегами и вышестоящими руководителями можно использовать эту модель для представления и защиты своих идей и проектов.

Может ли человек останавливаться и терпеть поражения? Конечно, да. Но благодаря модели GoMAD он знает, где искать мотивацию и поддержку

Достаточно подготовить презентацию или доклад по структуре GoMAD.

1. Определить весомую причину, благодаря которой организация повысит свою доходность, управляемость, эффективность и т. д. Всегда важно, если есть ради чего!
2. Презентацию представлять с высоким уровнем энергии, личной заинтересованности и уверенности в данном проекте. Люди вовлекаются в людей!
3. Представить четкие и ясные цели. Ясная цель по SMARTER — 50% успеха!
4. Показать подробный план с приоритетами и сроками. А также «запасные сценарные варианты» разворачивания событий в случае если представленный план не сработает. Хороший план, когда их три!
5. Представьте команду людей, задействованных в проекте. Все великие дела свершаются не в одиночку!
6. Договоритесь об ответственности всех участников проекта, обязательно представив свою личную ответственность. Ответственность — ключевой элемент эффективности!
7. Рассказать о первых шагах. Представить механизм анализа, контроля и корректировки эффективных действий. Первые результаты и удовольствие от процесса залог эффективных действий в пути!

Таким образом, следуя модели Энди Гилберта, достаточно важная причина, подкрепленная верой в себя, подталкивает человека поставить значимую цель, которую затем он превращает в конкретный план действий, составленный, с учетом приоритетов, привлекает других людей и держит все элементы в зоне своей ответственности для эффективных действий.

Эффективных вам действий на пути к достижению важных целей!

Источник: журнал HRMagazine


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Лідерство, тімбілдинг