Перспективы инжиниринга в Украине

Время просто торговли, даже в самых прогрессивных её формах, прошло. Постепенно, наряду с сельским хозяйством, одним из самых перспективных видов бизнеса становится инжтниринг.

Во время кризиса 90-х бизнес развивался за счет торговли и юридических услуг. Сейчас, похоже, время изменилось. Из самых разных сегментов рынка уходят крупные торговые сети. Рентабельность юридического бизнеса не сравнима с эпохой массовой приватизации. В фавориты вышли новые виды бизнеса. Прежде всего, традиционно разваливающееся сельское хозяйство. Дело дошло до того, что авто дилеры стали переоборудовать миксеры-бетоновозы в с/х самосвалы. Но не одно сельское хозяйство стало привлекательным. На мой взгляд, не менее перспективным видом бизнеса является инжиниринг, ориентированный как на внутренний, так и на внешний рынок. Украина имеет дешевое сырьё и продукцию первичных переделов. Сравнительно развитую инфраструктуру и выгодное географическое положение. Достаточно мягкие экологические стандарты. Стоимость квалифицированной рабочей силы выше, чем в Китае, но это компенсируется вековой традицией инженерного дела и промышленного инновационного производства с остатками собственной научной школы. Наш менталитет больше соответствует наиболее перспективным рынкам сбыта развитых стран, чем азиатский. Избыток обрабатывающего оборудования и станочного парка позволяет без проблем инжиниринговому бизнесу размещать заказы на стороне без затрат на организацию производства на начальном этапе. Технологическая кооперация позволяет использовать аутсорсинг, как в международном, так и на внутри украинском уровне. И наконец развитие кризиса в базовых отраслях экономик ведущих развитых стран, поневоле стимулирует владельцев бизнеса к ещё большему выносу производства. Причем уже не только низко технологических, но и средне технологических.

Вспомните начало 90-х торговый и юридический бизнесы не требовали особых начальных затрат и были личностно-ориентированными, во многом творческими. То же самое сейчас можно сказать об инжиниринге. Только творцом, личностью, вокруг которой строится весь бизнес будет не коммерсант или финансист, не юрист или управленец, а технарь, творческий специалист соответствующего технического профиля.
В качестве примера выкладываю идею нового инжинирингового бизнеса.
Это живой пример – вы можете приобрести креативную идею этого бизнеса, связавшись со мной.

Описание идеи нового бизнеса

Формулировка бизнеса: инжиниринг производства и продажи группы товаров для IT рынка.

Характеристики продукции:
Тип продукции по рынку назначения: IT
Тип технологии производства: электротехническая с преобладанием металлообработки.
Рынок сбыта: Украина, экспорт в другие страны
Целевые потребители: частные покупатели и бизнес сектор
Целевой сегмент рынка: для частного потребителя это продукция высшего класса, ориентированная на опытного пользователя и энтузиаста, для корпоративного потребителя это продукт функционального спроса
Скорость морального старения продукции: крайне низкая
Срок службы продукции и её ремонтопригодность:
свыше 10 лет для частного потребителя и свыше 5 лет для корпоративного, высокий уровень ремонтопригодности.

Бизнес процессы:

Создание образца продукции
Для начала берётся аналогичный образец другого не украинского производителя, совершенствуется и изменяется с учетом потребительских предпочтений, производственных мощностей предприятий поставщиков комплектующих и наличия подходящих отходов металлообработки на предприятиях города, где будет организована сборка.
Далее опытная партия отдаётся на ресурсные испытания разным группам потребителей. После чего производится доводка и запуск установочной партии.

Производство
Большая часть комплектующих производятся по заказу сторонними металлообрабатывающими предприятиями. Для снижения себестоимости производства часть комплектующих изготавливается из отходов металлообрабатывающих производств или из не кондиционной металлопродукции без снижения качества продукции. Меньшая часть запчастей закупается на внутреннем рынке.
Сборка и настройка производится собственными силами и не требует значительных площадей и оборудования.

Продвижение и продажи
В продвижении продукции используются как традиционные каналы, так и неформальные сетевые структуры частных потребителей.
Каналами продаж могут быть:

  • Прямые продажи конечным потребителям
  • Продажи ведущим розничным сетям IT и бытовой техники
  • Интернет торговля по Украине или всему миру
  • Экспортные продажи дилерам и торговым сетям



Конкурентные преимущества

  • Отсутствие конкурентов на территории Украины
  • Привязка к местным дешевым ресурсам не доступная китайским конкурентам
  • Использование отходов металлообработки и некондиционной металлопродукции без снижения качества
  • Ориентация на вкусовые предпочтения нашего и европейского потребителя
  • Небольшие стартовые затраты и высокий уровень масштабирования бизнеса
  • Низкий уровень государственного регулирования и контроля
  • Хорошие перспективы по экспорту в постсоветские страны и ЕС

Исходя из этих конкурентных преимуществ, этот бизнес больше привлекателен для структур, имеющих хотя бы одно из следующих качеств:

  • Имеющих предприятия, производства или филиалы в городах с развитым машиностроительным комплексом (Харьков, Днепропетровск, Днепродзержинск, Кривой Рог, Запорожье, Никополь и т.д.)
  • Активно ведущих внешнеэкономическую деятельность (экспорт может несколько сбалансировать преобладающий в сфере IT и бытовой техники импорт)
  • Имеющих развитую розничную сеть


В то же время с учетом низких стартовых инвестиций, масштабируемости бизнеса, его привязки к местным ресурсам и разнообразным каналам сбыта вполне возможен его старт небольшими предприятиями указанных регионов.

Как видите эту бизнес идею практически невозможно украсть – угадать продукт, его зарубежный прототип и ключевые конструктивные конкурентные преимущетсва практически невозможно. Не смогут это сделать и ваши партнёры по кооперации, которым вы закажите изготовление комплектующих по вашим чертежам.
Это характерно для любого личностно-ориентированного бизнеса. С другой стороны, если ключевой сотрудник уходит, то даже защитить конструктивные и технологические know-how предприятие не сможет. С учетом существующего сравнительно низкого уровня оплаты труда технических специалистов в сравнение с коммерсантами, управленцами и юристами, а также небольшого порога для входа в бизнес потенциальных конкурентов, уход, ключевого сотрудника может стать причиной полного развала бизнеса. Поэтому, для желающих развивать инжиниринговый бизнес, рекомендую, по возможности, не экономить на зарплатах, как ведущих технических специалистов, так и квалифицированных рабочих. В долгосрочной перспективе это будет дешевле.
Если на начальном этапе развития бизнеса такой возможности нет, то просто введите ведущих технических спецов в число совладельцев бизнеса. Повторяю, что для личностно ориентированного бизнеса, каким на начальном этапе будет любой инжиниринговый проект это представляется совершенно оправданным и позволит стабильно развиваться и избежать больших проблем с ключевыми, практически незаменимыми специалистами в будущем.

P.S.
Бизнес идей, подобных выше описанной есть несколько для разных рынков.
Кому интересно – обращайтесь! Время просто торговли, даже в самых прогрессивных её формах прошло!


Залишити коментар
Будь ласка, введіть ваше ім’я
Будь ласка, введіть коментар.
1000 символів

Будь ласка, введіть email
або Відмінити

Інші статті в категорії Project management, управління проектами Менеджмент, керування, KPI